В настоящее время вряд ли найдется преподаватель образовательного учреждения, не использующий в своей деятельности элементы тестового контроля.
Но имеющаяся система проверки знаний не в полной мере удовлетворяет как проверяющих, так и проверяемых, поэтому все преподаватели с разной степенью успеха давно что-то изобретают, в том числе и тесты.
В данной работе представлены практические примеры составления нетрадиционных тестовых заданий для дисциплин бизнес образования.
Выступление преподавателя | Номер слайда презентации | Примечание |
Уважаемые коллеги, каждый из нас на
занятиях уделяет большое внимание понятию
Контроль знаний учащихся. Задумывается, какими
способами наиболее эффективно его осуществить. Многие применяют наиболее актуальную форму контроля - тестирование. Данная презентация изобилует практическими примерами тестирования, дает возможность педагогическим работникам углубить знания тестовой технологии, обеспечивающей полную проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков обучаемых. |
Слайд №1 | |
Вместо вступления хотелось бы сказать, что "Недостаточно еще знать, нужно также применять, недостаточно еще желать, нужно также делать". И.В. Гете | Слайд №2 | |
Цель презентации - ознакомить инженерно-педагогических сотрудников с разнообразными видами педагогических тестов, хотелось бы помочь педагогам в их поиске более эффективных подходов к тестированию. | Слайд №3 | |
При тестировании большинство из нас применяет традиционную форму, в которой задан вопрос и представлены варианты ответов. Содержание и дизайн данных заданий может быть разнообразным. | Слайды №4,5,6 | |
Некоторые применяют задание на соответствие между смысловыми единицами в разных колонках таблицы. | Слайд №7 | |
Многие используют задания на
группировку в виде матрицы. Напомню, матрица - таблица, в которую вносятся объекты, процессы, явления, понятия, их характеристики, признаки, показатели. Матрица (таблица) является одним из самых емких носителей информации, способствует развитию визуального мышления. Решение матрицы отличается простотой. Необходимо на пересечении соответствующих данных, характеристик, показателей (столбец и строка) поставить какой-либо знак: галочку, +. |
Слайд №8 | Автор использует пример из монографии. Выполняется показ и заполнение матрицы. |
Для активизации мыслительной деятельности учащихся предлагаем данную матрицу выполнять с задействованием тактильных рецепторов, что повышает интерес обучаемых к тестированию. В это вопросе необходимо соединить смысловые элементы стрелками. | Слайд №9 | |
Причем эти элементы могут располагаться в хаотичном порядке. | Слайд №10 | |
Задействовать тактильные рецепторы учащихся можно и в виде заполнения рисунков, схем, выполнения графиков. Многие преподаватели используют такой вид тестирования. | Слайд №11,12 |
Выполняется показ и заполнение схем. |
Данный слайд демонстрирует задание на конструирование, в котором учащиеся должны непосредственно на доске Вебстер из отдельных слов (элементов) составить словосочетание, определение, схему. | Слайд №13 | Показ перемещения элементов слайда с целью составления определения термина. |
В этом слайде учащемуся предлагается вычеркнуть элементы, не соответствующие данному понятию. | Слайд №14 | |
Причем эти же элементы можно выставить
в другой интерпретации. В этом слайде учащийся должен переместить элементы, соответствующие понятию непосредственно под рисунок (как бы сложить в копилку). |
Слайд №15 | Демонстрация перемещения элементов |
Хотелось бы с целью развития речи учащихся применять в педагогической деятельности открытые тесты (конструируемые на клавиатуре). Ответ в заданиях открытого типа может включать любую комбинацию букв, цифр, знаков арифметических действий и т.д., что позволяет проверить знание терминов, формул, цифровых показателей и др. При ответе на задания данного типа студент должен уже не узнать, а воспроизвести соответствующие данные. | Слайды №16,17,18 | |
Повторюсь, что одни и те же элементы можно использовать разносторонне, многократно, что и демонстрирует данный слайд. | Слайд №19 | |
Ещё один пример простого тестирования. Необходимо ответить, верно ли утверждение и аргументировать ответ. | Слайд №20 | |
Можно также создать тесты с частично моделируемым ответом, когда учащиеся вставляют необходимое слово в предложение. | Слайд №21 | |
Или раскрывают классификационные признаки. | Слайд №22 | |
На своих занятиях некоторые из нас применяют национальный фольклор. Например, на предметах бизнес образования применяется следующее задание: применительно к бизнесу опишите значение данной поговорки. | Слайд №23 | |
Ситуационные задания, состоящие из блока информации о проблемной ситуации (текстовой, графической) и комбинации различных типов тестовых заданий, привязанных к данному блоку. В заданиях такого типа учащийся должен, поэтапно отвечая на ряд взаимосвязанных заданий (различного типа), вытекающих из условия задачи, сформулировать заключение, т.е. применить свои знания в решении конкретной ситуации. Правильное решение ситуационной задачи свидетельствует о том, что студент умеет применять свои теоретические знания для решения практических задач. | Слайд №24 | |
Ещё один вид задания. Необходимо расшифровать ребус (что расширяет интеллектуальные способности учащихся) и дать определение данному термину. | Слайд №25 | |
На данном слайде вы видите новый метод
развития образной речи учащихся, игра синквейн.
Синквейн - пятистрочная стихотворная форма,
возникшая в США в начале XX века под влиянием
японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях. |
Слайд №26 | |
Правила синквейна изображены на этом слайде. | Слайд №27 | |
А на этом слайде показан ответ учащегося к слову предприниматель. | Слайд №28 | |
Эту игру можно интерпретировать и в другом ракурсе. Например, следующее задание: почему бизнес сравнивают с велосипедом? Учащиеся должны определить одинаковые признаки в данных понятиях. | Слайд №29 | |
Часто партнеры по бизнесу употребляют простейший лексикон для изложения своих мыслей, заказов. Поэтому следующее задание: учащиеся должны, проявляя знания, смекалку, определить, что хотел сказать партнер. | Слайд №30 | |
Применяя новейшие средства получения цифровой информации (диктофоны, видеокамеры), можно данные фразы использовать в виде следующих заданий. | Слайд №31 | Демонстрация видеоролика (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) |
Или, с применением программы Movavi Video Suite 11 создать фильм блиц-опрос, по которому учащиеся определяют термин. | Слайд №32 | Демонстрация блиц опроса (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). |
Новейшие технологии позволяют
преподавателям использовать материалы
Интернета в режиме Онлайн. Например, следующий
вид задания. http://www.youtube.com/watch?v=v7IIycPTRVw http://video.yandex.ru/users/europaplus67/view/1/# |
Слайд №33 | Демонстрация видеоролика в режиме Онлайн или (ПРИЛОЖЕНИЕ 3). |
На основе применения учителем на уроке разнообразных заданий некоторые учащиеся, проявляя инициативу, самостоятельно начинают конструировать тесты. Например, работа Куракина Кирилла из 377 гр. | Слайды №34,35 | |
В заключение хотелось бы сказать, что, применяя всевозможные тестовые задания, МЫ, педагогические работники, качественно повышаем образовательную деятельность. Спасибо за внимание. | Слайд №36 |
Список литературы.
- Косенко О.Н. Теория и практика создания тестов для экономических дисциплин. Информационные системы и технологии. Монография/Научный редактор д.эк.н. С.В.Галачевой. - М.: Издательство Перо, 2012. стр. 62-100.
- Электронная версия данной работы размещена на сайте www.tagcnm.ru