Цели: повторить общее понятие о типах речи, вспомнить приёмы разграничения типов речи (приём вопроса, фотографирования), вырабатывать навык пользования разными типами речи в различных ситуациях.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, выполненная в программе PowerPoint. Приложение1
Ход урока
Запись числа, темы. Объявление целей урока.
Речевая разминка.
Послушайте строчки из стихотворения Сергея Есенина. Прокомментируйте орфограммы.
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду.
- О чём это стихотворение? Определите тему. (Об осени).
- Какова основная мысль? (Когда в тишину осени врывается ветер, всё приходит в движение. Жаль, что праздник листьев так недолог).
- К какому стилю можно отнести это стихотворение? Охарактеризуйте речевую ситуацию.
(Стиль художественной литературы. Схема – 1 – много (писатель – читатели), воздействие на воображение читателей. Языковые средства: эпитеты (листва золотая, в розоватой воде, лёгкая стая), сравнение (листва, словно лёгкая бабочек стая), олицетворения (закружилась листва, с замираньем летит).
- Что позволило писателю сравнить осенние листья со стаей бабочек?
- Почему они летят с замираньем?
- Как следует читать этот текст? (Неторопливо, спокойно, с интонацией раздумья, печали).
- Прочитайте выразительно на “конкурс”.
(Дети по желанию читают текст).
Как вы думаете, кто из ребят выразительнее прочитал это стихотворение? Обоснуйте своё мнение. (Ф.И. сумел(а) передать недолгий праздник листьев).
Если бы вас попросили в рисунке или фотографии передать содержание этого стихотворения, что бы вы изобразили? Какие краски, цвета использовали бы? (Золотой, розовый, пёстрый, мерцающий).
А звуки можно услышать в этом стихотворении? (Шелест листьев, словно порхание бабочек слышится).
Повторение изученного в 5 классе. Фронтальный опрос.
- Сколько рисунков-фотографий будет достаточно, чтобы передать содержание этого стихотворения? (1).
- Определите тип речи данного текста. (Описание).
- Какой практический приём помог нам определить тип речи? (Приём фотографирования).
- Скажите, а к какой фотографии на нашей фотовыставке подошли бы есенинские строчки? Почему к этой?
- Какие ещё типы речи вы знаете? (Повествование, рассуждение).
- Что означает данная схема?
В повествовании рассказывается о последовательных действиях: что было вначале, дальше? Как развивались события, действия? Несколько рисунков.
В описании даются признаки, качества, свойства предмета. Какой? Один рисунок.
В рассуждении выявляются причины событий, их связь: почему? Нельзя нарисовать.
Работа с учебником.
Выполним упр.574 (с.261). Определим тип речи.
- повествование;
- рассуждение (в нём объясняется, почему в деревне все любят этого мальчика: он не такой, как другие, он тихий и ласковый);
- описание внешности;
- описание местности.
Упр.580 (с.264)
Творческая работа. Сочинение-миниатюра.
Сейчас вы самостоятельно будете составлять тексты, относящиеся к разным типам речи.
I ряд создаёт текст-описание. Тема: “Осенний лес”, “Листопад” и др.
Изобразите предмет речи так, чтобы читатель или слушатель увидел предмет описания, представил его в своём сознании (это цель любого описания). Используйте изобразительно-выразительные средства.
II ряд создаёт текст-повествование. Тема: “Прогулка по осеннему лесу”, “Как звери (птицы) готовятся к зиме?” и др.
Изобразите последовательно действия (что было вначале, дальше). Как развивались события, действия. Используйте глаголы.
III ряд создаёт текст-рассуждение. Тема: “Почему я люблю (не люблю) осень?” и др.
Объясните причины событий, их связь. Используйте наречия во-первых, во-вторых, следовательно и т.п.
(Чтение текстов).
Проверим правильность выполнения работы приёмом “фотографирования”. (Для описания достаточно одной фотографии, одного кадра, одного рисунка. Для повествования - несколько. Для рассуждения – ни одной).
Закрепление.
В заключение урока проведём терминологический диктант “Одним словом”.
Запишите слова в столбик и из начальных букв вы получите ключевое слово.
1. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.
2. Как называется тип речи, если в тексте доказывается, объясняется что-то, нельзя нарисовать, сфотографировать, употребляются наречия во-первых, во-вторых, значит, следовательно, поэтому?
3. Как называется тип речи, если в тексте говорится о признаках предмета, можно сделать 1 рисунок-фотографию, употребляются прилагательные?
4. Как называется тип речи, если в тексте сообщается о последовательности действий и событий, можно сделать несколько рисунков-фотографий, употребляются глаголы?
5. Часть текста, которая начинается с красной строки?
Текст
рассуждение
описание
повествование
абзац
- Какое слово мы получили? (Тропа)
- Прокомментируйте орфограммы в словах.
- А в слове тропа есть орфограмма? Какая?
Подведение итога урока.
Итак, мы прошли с вами по тропе знаний, знаний типов речи.
- Какие типы речи мы вспомнили на уроке?
- Приведите примеры из жизни, когда вам нужен какой-либо из перечисленных типов речи?
П | О | Р |
Иногда надо подчеркнуть последовательность событий. Например: как я готовлю уроки? Или пересказывая сюжет прочитанной книги. | Иногда надо знать внешность, лицо предмета, его признаки. Например: какой день? От этого зависит одежда человека. | В других случаях важно выяснить причины каких-то явлений, чтобы использовать их в жизни или избежать встречи с ними. Например: почему нельзя собирать в лесу все грибы? Или когда мы даём оценку поступкам героев или оценку прочитанному произведению. |
Как видим, в жизни нам приходится пользоваться всеми типами речи: на уроках литературы мы пользуемся разными типами речи, а на уроках русского языка чаще всего пользуемся рассуждением.
Домашнее задание. Упражнение по выбору учителя.
Литература.
- Уроки развития речи: Методическое пособие для учителей-словесников по программе “Речь”: 5 кл. / Под общей ред. Г.И. Канакиной, Г.В. Пранцовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
- Учебник “Русский язык. 6 класс” под редакцией М.М. Разумовской и др., Москва, “Дрофа”, 2003.