Конспект занятия №1 по теме “Овощи и фрукты”
Программное содержание:
1. Продолжать учить детей передавать свои впечатления, полученные при наблюдениях сезонных изменений в природе, рассматривания репродукций картин, слушания музыкальных произведений, рассказывающих об осени, в художественной лепке из соленого теста. Учить достижению выразительности в лепке через точную передачу формы, величины предметов и изображение мелких деталей у овощей и фруктов.Учить создавать объёмные композиции из солёного теста. Закрепить умение плотно скреплять части.
2. Закреплять знания детей об осеннем урожае, внешнем виде и форме различных овощей и фруктов. Совершенствовать изобразительную технику – учить детей самостоятельно выбирать способ и приём лепки. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать выделять характерные признаки сезонных изменений в природе.
3. Воспитывать любовь к родной природе, эстетическое к ней отношение, аккуратность при выполнении работ.
Предварительная работа:
Наблюдение за сезонными изменениями в природе, рассматривание фруктов и овощей, дидактические игры: “Фрукты и овощи”, “Вершки и корешки”, “Какие слова подходят к овощу”, загадывание загадок об овощах и фруктах, рассматривание картин с изображением ранней и поздней осени, беседы о ранней и поздней осени.
Методические приёмы:
Рассматривание репродукции картины, беседа, слушание музыки, игра, напоминание, вопросы к детям, поощрение, указание, помощь воспитателя, объяснение, показ приёмов, анализ,
Материал и оборудование:
Солёное тесто, дощечки, стеки, салфетки бумажные, тарелки пластиковые для составления композиций, кисти, баночки с водой, гвоздика (приправа), веточки.
Ход занятия
Воспитатель:
Ребята, посмотрите на эти картины. Какое время года на них изображено?
Дети отвечают:
Осень.
Воспитатель:
По каким признакам вы догадались?
Дети отвечают:
Деревья стоят жёлтые, листья опадают, льёт дождь, небо пасмурное, дует сильный ветер и т.д.
Воспитатель: Да, скажите какая осень на картине?
Дети отвечают:
Поздняя.
Воспитатель:
Сейчас мы поиграем в игру: “Какой была осень, и какой стала”
- Была ранняя, стала... (поздняя).
- Была золотой, стала ... (серой).
- Была радостной, стала... (грустной).
- Была тёплой, стала.... (холодной).
Ребята, послушайте музыку и скажите, похожа ли она на нашу осеннюю картину ?
(звучит грустная музыка)
Дети отвечают:
Да, похожа.
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, почему осень грустит и всё время плачет?
Дети отвечают:
Скоро зима, ей пора уходить.
Воспитатель:
А, может быть она не хочет расставаться с нами? Что бы мы могли сказать ей на прощанье, что бы её немного развеселить?
(высказывания детей)
Воспитатель: Не грусти, осень. Мы вновь увидимся через год! Мы будем ждать тебя. Спасибо тебе за красоту золотых лесов и полей, за урожай овощей и фруктов. Посмотрите, сколько овощей и фруктов подарила нам осень. (Воспитатель показывает поднос с овощами и фруктами). Давайте их рассмотрим. Скажите, какие овощи и фрукты имеют круглую форму?
Дети отвечают:
Помидор, яблоко, апельсин и т. д.
Воспитатель:
Молодцы. Какие овощи и фрукты имеют удлинённую, конусообразную форму?
Дети отвечают:
Морковь, груша, лимон.
Воспитатель: Какую форму имеет огурец, банан?
Дети отвечают:
Овальную.
Воспитатель: Верно. Чтобы приободрить осень, я предлагаю вам сегодня слепить овощи и фрукты. Вы согласны?
Дети отвечают:
Да!
Воспитатель:
Как мы будем лепить осенний урожай? Кто мне расскажет?
Дети отвечают.
Воспитатель начинает показ.
Воспитатель:
Нужно скатать тесто колбасками. Нарезать колбаски одинаковыми кружочками и скатать из них ровные шарики. Каждому шарику можно придать различную форму: груши, яблока, помидора, моркови и т.д.Каждое изделие можно дополнять деталями: груше сделать зубочисткой небольшую аккуратную дырочку, с другой стороны прилепить, смазав водой черенок и листик. Если груша большая, то можно вместо дырочки вставить перчинку или душистую гвоздику. Картофелине можно сделать глазки, морковке добавите хвостик и т.д. Не забывайте все детали смачивать водой. А сейчас подумайте, какой овощ или фрукт вы хотите слепить и приступайте к работе.
(Воспитатель помогает детям определиться с работой, помогает, напоминает некоторые приёмы. Затем проводится физкультурная минутка).
Физкультурная минутка:
Высокая ваза стоит на столе
(Руки согнуты в локтях и разведены ладошками вверх)
Играют лучи в голубом хрустале
(Махи руками над головой вправо или влево).
Положим мы в вазу душистый банан –
(Загибают пальцы, начиная с большого)
Подарок далёких тропических стран.
(Корчат рожицы и оттягивают уши).
Добавим лимон, апельсин, мандарин
(Продолжают загибать пальцы: указательный средний, безымянный)
А после обеда мы фрукты съедим!
(Надувают живот и поглаживают по нему рукой).
Воспитатель:
Теперь я предлагаю выставить ваши вылепленные фрукты и овощи на стол и полюбоваться их разнообразием и изобилием. Посмотрите внимательно на работы друг друга и выскажите своё мнение, чьи овощи и фрукты вам понравились больше всех и почему? Обратите внимание, аккуратными ли получились работы у ваших друзей. Нужно было приглаживать пальчиками поделку, чтобы она была гладкой. Посмотрите, похожи ли они на настоящие овощи и фрукты.
(Высказывания детей).
Воспитатель:
Мне понравились все ваши работы. Посмотрите на эту работу (показывает на одну из удачных работ). Это груша. У неё удлинённая, конусообразная форма. По форме, величине она похожа на натуральную. У неё есть черенок из веточки и листик, которые крепко прикреплены. Груша аккуратная и гладкая. Вот какой богатый урожай у нас получился. Мне, кажется, что осень больше не будет грустить.
Конспект занятия №2 по теме “ Подсолнух”
Программное содержание:
1. Продолжать формировать у детей представления о явлении природы - радуге. Обобщать и систематизировать знания детей о подсолнухе, о его значении в жизни человека. Учить детей создавать красивый образ подсолнуха из соленого теста, передавая форму и характерные особенности, вносить оригинальные элементы оформления - вкраплять настоящие семечки подсолнуха,
2. Закреплять приемы скатывания, сплющивания, вытягивания; развивать эстетическую чуткость, восприятие красоты окружающей природы, интерес к работе с соленым тестом, чувство формы и пропорции, мелкую моторику,
3. Воспитывать бережное отношение к природе, художественный вкус, интерес к искусству.
Предварительная работа:
Рассматривание изображений подсолнуха, подготовка материала (семечек, солёного теста), беседа о радуге, рисование подсолнухов с опорой на фотографию (дидактический рисунок), беседа о подсолнухе.
Методические приёмы:
Сюрпризный момент – приход Радужки, загадывание загадки о подсолнухе, беседа о внешнем виде подсолнуха, его значении для человека, вопросы к детям, показ приёмов работы, проведение словесной игры – гимнастика для глаз “Подсолнухи и солнце”, художественное слово, напоминание, помощь воспитателя, анализ .
Материал и оборудование:
Солёное тесто, жареные семечки подсолнечника, стеки, кисти, фольга, баночки с водой, салфетки, скалки.
Ход занятия
(Стук в дверь, к детям в гости приходит Радужка).
Радужка: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Радужка. Все знают, что такое радуга?
Дети отвечают.
Радужка: Правильно, это такое явление природы. Оно появляется во время дождя и солнца. Я раскидываюсь над лесами и полями и мне все видно. А вы знаете цвета радуги? Я вам сейчас покажу.
(Радужка достает эскиз радуги, где отсутствует желтый цвет)
Радужка: Вот, ребята, в какой последовательности они идут.
(Дети рассматривают)
Радужка: Что-то здесь не так, в радуге не хватает какого-то цвета.
(Дети вспоминают, что не хватает желтого цвета)
Радужка: Ребята, кто-то украл желтый цвет. Должно быть это быть злой волшебник. Вы мне поможете вернуть желтую краску?
Дети отвечают:
Да.
Радужка:
Послушайте загадку:
У извилистой дорожки
Растет солнышко на ножке
Как созреет солнышко
Будет горстка зернышек.
Дети отвечают:
Подсолнух.
Радужка: Правильно, подсолнух такой же золотистый, желтый. Большой цветок подсолнуха напоминает нам солнце, но не только внешнее сходство связывает цветок с солнцем. Есть у подсолнуха удивительная способность поворачивать голову цветка вслед за солнышком, провожая его от восхода до самого заката. Недаром про подсолнух в загадке говорится:
Стоит Антошка
На одной ножке,
Где солнце встает
Туда он и глянет.
Подсолнечник выращивается практически во всем мире. И у нас в Татарстане тоже, а используется подсолнечник для производства подсолнечного масла.
Видели вы, дома на своей кухне подсолнечное масло? Как его мама использует?
(Дети отвечают)
Радужка: Да, на нем жарят, добавляют в пищу, пекут блины, смазывают противни для выпечки. Подсолнечник важное “медоносное растение”, т.е. это такое растение, с которого пчелы собирают мед. Еще бывает декоративный подсолнух, т.е. это такое растение, которое выращивают ради красоты. Что бы вернуть желтый цвет, нам нужно сделать подсолнечник своими руками. Когда закончим, желтый цвет вернется к нам. Посмотрите, как я буду делать подсолнух. Нужно скатать длинную колбаску для стебля. Для середины цветка скатаем и сплющим шарик. Заполним его жареными семечками, острым концом, втыкая в тесто. Для листьев и лепестков скатаем шарики, сплющим их в лепешки и заострим на конце. Смочим водой и присоединим все детали. Что нужно делать в начале? Что потом? Давайте все вместе повторим последовательность изготовления подсолнуха.
Радужка: Сейчас мы выполним гимнастику для глаз, а затем приступим к выполнению работы.
Гимнастика для глаз“Подсолнухи и солнце”
(Воспитатель берет в руки изображение солнца на палочке, передвигает его, а дети следят за ним, двигая только глазами. Дети приступают к работе, воспитатель помогает, уточняет, нацеливает на аккуратное выполнение работы).
(Звучит “Вальс цветов” Д. Шостаковича)
Физкультурная минутка “Желтый подсолнух”
Желтое солнце на землю глядит
(Руки вверх, потянулись, подняли глаза вверх)
Желтый подсолнух за солнцем следит
(С поворотом слева направо нарисовать поднятыми руками дугу)
Только желтые лучи у него не горячи.
(Наклоны головы к левому - правому плечу)
Он растет на длинной ножке
(Руки вдоль туловища, встать на носки)
С лепесточками, как рожки
(Развести руки в сторону и немного вверх)
Голова его крупна, черных семечек полна
(Соединить над головой округленные руки)
Радужка: Ребята, давайте рассмотрим все выполненные работы, и расскажем, чем они вам понравились.(ответы детей).
Радужка: Молодцы, ребята. Мне понравились ваши подсолнухи. А ко мне вернулся желтый цвет. Значит, вы все справились с заданием.
Конспект занятия №3 по теме “Кисть рябины”
Программное содержание:
1. Уточнять и расширять имеющиеся представления детей о рябине, о её лекарственных свойствах, способах её использования. Учить отражать впечатления детей, полученные при наблюдении в природе, беседах с воспитателем, разучивании стихов, песен в работе с соленым тестом. Продолжать учить детей называть и понимать смысл народных пословиц и поговорок об осени, о рябине.
3. Закреплять представление о строении плодов рябины – кисть, гроздь. Познакомить детей с праздником “Петр и Павел - рябинники”. Учить детей лепить кисть рябины из соленого теста. Закреплять разнообразные приемы, усвоенные ранее, для создания грозди рябины. Формировать технические умения и навыки работы с тестом.
4. Развивать экологическую культуру детей, творческое воображение, наблюдательность, чувство формы, глазомер, художественно-творческие конструктивные способности.
5. Воспитывать бережное отношение к природе родного края, интерес к открытию в лепке своих впечатлений и представлений о природе.
Предварительная работа:
Наблюдение за деревьями в парке, рассматривание рябины, ее листьев, плодов. Беседа с детьми об осенних изменениях в природе, изменениях внешнего вида деревьев, созревании на них плодов. Проведение с детьми дидактических игр: “С какого дерева листок?”, “Листья и плоды”. Заучивание пословиц, поговорок, стихов, песен об осени и о рябине.
Методические приёмы:
Загадывание воспитателем загадки о рябине, рассказывание детьми пословиц, поговорок, чтение стихотворения о рябине. Показ иллюстрации с изображением рябины. Рассказ воспитателя о празднике “Петр и Павел – рябинники”, проведение физкультминутки. Показ приёмов работы, помощь воспитателя в процессе лепки детьми грозди рябины, анализ работ детей.
Материал и оборудование:
Соленое тесто, фольга, дощечки, кисточки, баночки с водой, стеки.
Ход занятия
Воспитатель:
Ребята, отгадайте загадку:
В сенокос - горька,
А в мороз – сладка
Что за ягода?
Дети отвечают:
Рябина.
Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем много пословиц и поговорок об осени, о рябине. Назовите их.
Дети называют:
- Если рябины в лесу много - осень будет дождливой, если мало – сухой.
- Много ягод на рябине предвещает строгую зиму.
- В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.
- День прозевал - урожай потерял.
Воспитатель:
(показывает иллюстрацию с изображением рябины с осенними плодами – гроздьями)
Вот она наша раскудрявая рябинушка, очень любимая в народе. Кто расскажет стихотворение о рябине?
Ребёнок читает стихотворение:
Ты, рябинушка, раскудрявая!
Ты когда взошла, когда выросла?
Я весной взошла, летом выросла
По зорям цвела, летом вызрела.Под тобою ли, под рябинушкой,
Там не цвет цветет, не огонь горит-
Там горят грозди, грозди красные,
Грозди красные, грозди спелые.
Воспитатель:
Ну, как не любить такую красавицу!? Проходя мимо рябины, мы любуемся ею: летом - резными зелеными листьями, осенью - яркими гроздьями! В народе рябину любят не только за красоту, а ещё за целебные свойства. Тем, кто плохо ест, надо пить настойку из рябины. Она повышает аппетит. Плоды из рябины бывают не только красного, но и черного цвета. Такую рябину называют черноплодной. Из её ягод варят варенье, выжимают сок, делают джемы. В честь рябины у русского народа даже появился праздник - “Рябинник”. Отмечают его осенью. Ещё этот день называют праздником “Петра и Павла - рябинников”. Жили в давние времена два человека - Петр и Павел, их считали святыми, очень добрыми, светлыми людьми. В честь них люди в этот день срывали кисти рябин и вешали их под крышами, где их меньше заносило снегом, чтобы снегирям и другим птицам было, что есть зимой. Птицы едят только плоды рябины, а вот животные, кроме плодов, едят и листья и почки, и молодые побеги рябины. Очень много в них витаминов. Сегодня мы с вами будем лепить кисть рябины. Но, сначала я предлагаю вам немного подвигаться, набраться сил для предстоящей напряженной работы.
Физкультурная минутка:
Воспитатель говорит и делает вместе с детьми.
На холме стоит рябинка,
Держит прямо, ровно спинку.
(Вытягивание рук вверх)
Ей не просто жить на свете-
Ветер крутит, вертит ветер.
(Вращение туловищем вправо и влево)
Но рябинка только гнется,
Не печалится - смеётся.
(Наклоны в стороны)
Вольный ветер грозно дует
На рябинку молодую.
(Дети машут руками, изображая ветер)
Воспитатель: Посмотрите внимательно, что я буду делать: сначала нужно скатать “колбаску” и несколько тонких жгутиков, изогнуть их - это ветка рябины. Затем скатать другую “колбаску”, разрезать её на кружки одинакового размера, скатать шарики-ягоды. Для листьев скатаем шарики, сплющим их, сожмём пальцами кончик, нанесём стекой прожилки. Что нужно сделать в начале? Что затем? Давайте повторим последовательность работы.
(Дети приступают к работе, а воспитатель помогает, уточняет)
Воспитатель: Ребята, рассмотрите все работы. Расскажите о самой удачной на ваш взгляд.
(Дети рассматривают работы, оценивают их)
Воспитатель:
Мне понравились все ваши работы. Вы все постарались. Молодцы!
Теперь наши рябинки будут некоторое время высыхать, а затем по вечерам мы будем их потихоньку раскрашивать, чтобы наши грозди превратились в настоящие осенние гроздья рябин.