Цель урока: В результате изучения темы “Байкал – жемчужина Сибири”, учащиеся усвоят знания об особенностях природы озера Байкал, научатся их объяснять, выявят экологические проблемы озера, их причины и определят возможные пути решения этих проблем.
Задачи:
- образовательные: создать условия для успешного усвоения учащимися знаний о природе озера Байкал, экологических проблемах уникального водоёма, их причинах и возможных путях решения этих проблем, понимания мирового значения Байкала и необходимости его сохранения для потомков;
- развивающие: совершенствовать умения школьников работать с различными источниками информации, анализировать, выделять главное, делать выводы, обобщать;
- воспитательные: содействовать формированию коммуникативных навыков (умения работать в группах, слушать других), развитию экологического мышления и воспитанию любви к Родине.
Тип урока: урок изложения нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, настенная карта, атласы, учебники, справочная и научно-популярная литература.
Структура и ход урока
Таблица 1
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) |
Деятельность учителя (с указанием действий С ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика | Время (в мин.) |
Мотивационно-ориентированный компонент | |||||
1 | Организационный этап | Обеспечивает комфортную психологическую обстановку и настраивает на продуктивную работу | Настраиваются на работу | 1 | |
2 | Актуализация опорных знаний | ЭОР № 1 |
Учитель предлагает учащимся вспомнить по каким признакам отличаются озёра | Учащиеся вспоминают признаки, по которым различаются озёра, типы озёр по происхождению, приводят примеры показывают их на карте | 5 |
3 | Этап мотивации (определение совместной цели деятельности) | ЭОР №2 | 1.Звучит тихая музыка, сопровождающая
показ слайдов, стихотворение о Байкале Марка
Сергеева. 2.Учитель, предлагает сформулировать тему и цель урока; 3.Уточняет формулировки темы и цели урока, предложенных учениками |
1.Ученик читает стихотворение Марка
Сергеева “Байкал” 2.Предполагается, что учащиеся назовут тему урока – озеро Байкал, цель – изучение природных особенностей озера |
5 |
Операционно-исполнительный компонент | |||||
4 | Изучение нового материала - работа в группах | Организует работу учащихся по учебному материалу в группах: геологи, гидрологи, историки, биологи, климатологи, экологи | 1.Работают в группах по заданным
направлениям (геологи, гидрологи историки,
биологи, климатологи, историки) 2.Отчёт групп |
15-20 | |
Рефлексивно-оценочный компонент | |||||
5 | Первичный контроль | ЭОР № 3 | Предлагает ответить на вопросы видео-викторины о Байкале | Отвечают на вопросы видео-викторины | 5-6 |
6 | Подведение итогов, рефлексия | Предлагает учащимся сделать выводы (что же нового узнали о Байкале) и написать синквейн “Байкал” | Делают выводы об уникальности природы озера Байкал, важности его сохранения, пишут синквейны, зачитывают их | 5-7 | |
7 | Подача домашнего задания | Объявляет домашнее задание, включающее и творческие работы по выбору учащихся | Записывают домашнее задание, задают вопросы | 1 |
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПЛАНУ-КОНСПЕКТУ УРОКА
Таблица 2
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс |
1 | ЭОР № 1 | Информационный | Динамическая иллюстрация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3b26ff7c-1a13-4ad6-9684-d8d0a1fed20c/008.swf Происхождение озёр |
2 | ЭОР № 2 | Информационный | Иллюстрация Карта РФ | http://www.fcior.edu.ru/card/6309/obekty-vsemirnogo-naslediya-yunesko-v-rossii.html Объекты Всемирного наследия |
3 | ЭОР № 3 | Контрольный | Видеовикторина | http://www.fcior.edu.ru/search.page?phrase=%D0%91%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B0%D0%BB Озёра. Контрольные задания |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Цель урока: В результате изучения темы “Байкал – жемчужина Сибири”, учащиеся усвоят знания об особенностях природы озера Байкал, научатся их объяснять, выявят экологические проблемы озера, их причины и определят возможные пути решения этих проблем.
Задачи:
- образовательные: создать условия для успешного усвоения учащимися знаний о природе озера Байкал, экологических проблемах уникального водоёма, их причинах и возможных путях решения этих проблем, понимания мирового значения Байкала и необходимости его сохранения для потомков;
- развивающие: совершенствовать умения школьников работать с различными источниками информации, анализировать, выделять главное, делать выводы, обобщать;
- воспитательные: содействовать формированию коммуникативных навыков (умения работать в группах, слушать других), развитию экологического мышления и воспитанию любви к Родине.
Тип урока: урок изложения нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, настенная карта, атласы, учебники, справочная и научно-популярная литература.
Структура и ход урока
1. Организационный момент: учитель обеспечивает комфортную психологическую обстановку, настраивает учащихся на продуктивную работу.
2. Актуализация опорных знаний: учащимся предлагается вспомнить о том, что называется озером, по каким признакам озёра различается между собой. Показать озёра России на карте. Акцентируется внимание на различии по происхождению озёрных котловин (демонстрируется ЭОР № 1).
3. Этап мотивации: на фоне слайдов о Байкале в музыкальном сопровождении и ЭОР №2 ученик читает стихотворение “Байкал” Марка Сергеева:
- Лесистых гор полуовалы,
Касанье голубых лекал,
И скалы, срезанные валом.
И небо, павшее в Байкал,
И сам он величав и вечен,
В гранитной раме вырезной,
И весь - до донышка - просвечен,
И весь до капельки родной.
И Ангары полет строптивый,
И ветра крик, и гул турбин,
И птицы - сосны над обрывом,
И дикий ветер баргузин –
В этом без чего не в силах
Быть далью даль и ширью ширь,
И ты немыслима Россия,
И ты немыслима, Сибирь.
- учитель предлагает школьникам сформулировать тему и цель урока, при необходимости уточняет предложения учащихся.
4. Изучение нового материала: изучение нового материала проводится в форме групповой работы.Учащиеся разбиваются на группы: группа №1 – геологи, Группа № 2 – гидрологи, группа № 3 – историки, группа № 4 – биологи, группа № 5 – климатологи, группа № 6 – экологи. Каждая группа получает карточки с заданием (вопросами, на которые надо найти ответы). Используя материал учебника и дополнительной литературы учащиеся выполняют задания и отвечают на вопросы:
- геологи отвечают на следующие вопросы: Определить возраст котловины озера Байкал. Какие очертания имеет озеро и почему? Почему озеро является самым глубоким? Каков характер берегов озера? Какими породами сложены берега? Какие острова находятся в озере?
- гидрологи: В чем уникальность воды Байкала? Прозрачность воды. Химический состав воды. Реки, впадающие в озеро. Реки, вытекающие из озера. Ледовый режим, температуры воды Движение воды.
- историки: Как называют Байкал буряты - коренное население побережья озера? Когда впервые на берегах озера появились русские? Что такое “ Житие протопопа Аввакума?” Какое отношение к озеру имеет Курбат Иванов? Кто из ученых занимался изучением Байкала? Какой статус имеет озеро Байкал в настоящее время?
- биологи: В чем уникальность фауны озера Байкал? Какую роль играет планктон озера? Чем уникальна рыбка голомянка? Назовите представителей фауны озера? Какие животные имеют промысловое значение? Что такое эндемики? Назовите эндемиков Байкала. Каков тип растительности Прибайкалья? В чем значение озера для человека и для природы?
- экологи: Какие экологические проблемы возникли и требуют срочного решения? В чем причины изменения природы озера Байкал? Каковы пути решения проблем Байкала? Байкал – объект Всемирного наследия.
- климатологи: Каков климат Прибайкалья? Назовите климатический пояс, тип климата, средние температуры воздуха зимой и летом. Какие местные ветры возникают на озере? В чем их различие (баргузин, верховик, сарма, култук)?
5. Первичный контроль знаний: используется ЭОР № 3 и видео-викторина – учащиеся отвечают на вопросы.
6. Подведение итогов, рефлексия: учащиеся делают вывод о том, что нового узнали об озере Байкал, об уникальности озера и важности его сохранения для потомков, пишут синквейны, зачитывают их.
7. Подача домашнего задания: параграф 39, творческие работы (по выбору учащихся)