Цель: формирование представления о былине как жанре русского фольклора.
Задачи:
- познакомить обучающихся с тематикой и проблематикой былин;
- развивать устную речь учащихся, выразительное чтение былинного жанра;
- воспитывать бережное отношение к русским народным традициям.
Оборудование: компьютерная презентация, творческие работы учащихся по фольклору, выставка рисунков "Былины", выставка книг с былинами.
Методические приемы: выразительное чтение, рассказ учителя с элементами беседы.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
Звучит музыка. Тема. Цель и задачи урока. (Первый слайд презентации)
Вступительное слово учителя.
От древних времен пришли к нам былины - поэмы о богатырях, которые защищали Русь от врагов, о жизни народа в древние времена. События в них происходят в далеком прошлом, когда столицей Руси был Киев, а правил в нем князь Владимир Красное Солнышко. Главные герои былин – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович – защищают родную землю от врагов, побеждают чудовищ и разбойников.
3. Беседа с учащимися.
- Что такое былина? (2 слайд)
- Что такое фольклор? (3 слайд)
- Какие былины вы читали?(4-5 слайд)
Работа с презентацией (4 слайд)
а) Звучит аудиозапись былины “Первые подвиги Ильи Муромца”.
- Ребята, а вы поняли, как нужно читать былины?
б) Работа со средствами художественной выразительности в былине “Первые подвиги Ильи Муромца”
- эпитеты: добрый конь, чистое поле, ретивый конь, могучий богатырь, богатырское сердце, боевая сабля, буйная голова. Это постоянные эпитеты.(7-9 слайд)
4. Знакомство с текстом былины “Илья Муромец и Соловей разбойник”
- Ребята, какие непонятные слова вы встретили в тексте былины. Уточним и запишем. (10 слайд)
5. Проведем словесное рисование на основе прочитанного с использованием постоянных эпитетов, устаревших, диалектных, разговорных слов. (11 слайд)
6. Снова вернемся к чтению былин.
- Ребята, а что необычного в чтении былин? (12 слайд)
Былины – устные произведения, передававшиеся из уст в уста. В них видны черты древнего языка, а также особенности произношения, характерные для той местности, где они создавались.
7. Итог урока. (13 слайд)
- Ребята, а вам понравились былины?
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
7. Домашнее задание. (Дифференцированное)
Привести примеры сходства и различия героев былины в сравнении с героями мифов и сказок.