Фольклорная лексика. Былины. Былинный стих

Разделы: Музыка


Цель: формирование представления о былине как жанре русского фольклора.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с тематикой и проблематикой былин;
  • развивать устную речь учащихся, выразительное чтение былинного жанра;
  • воспитывать бережное отношение к русским народным традициям.

Оборудование: компьютерная презентация, творческие работы учащихся по фольклору, выставка рисунков "Былины", выставка книг с былинами.

Методические приемы: выразительное чтение, рассказ учителя с элементами беседы.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

Звучит музыка. Тема. Цель и задачи урока. (Первый слайд презентации)

Вступительное слово учителя.

От древних времен пришли к нам былины - поэмы о богатырях, которые защищали Русь от врагов, о жизни народа в древние времена. События в них происходят в далеком прошлом, когда столицей Руси был Киев, а правил в нем князь Владимир Красное Солнышко. Главные герои былин – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович – защищают родную землю от врагов, побеждают чудовищ и разбойников.

3. Беседа с учащимися.

- Что такое былина? (2 слайд)

- Что такое фольклор? (3 слайд)

- Какие былины вы читали?(4-5 слайд)

Работа с презентацией (4 слайд)

а) Звучит аудиозапись былины “Первые подвиги Ильи Муромца”.

- Ребята, а вы поняли, как нужно читать былины?

б) Работа со средствами художественной выразительности в былине “Первые подвиги Ильи Муромца”

- эпитеты: добрый конь, чистое поле, ретивый конь, могучий богатырь, богатырское сердце, боевая сабля, буйная голова. Это постоянные эпитеты.(7-9 слайд)

4. Знакомство с текстом былины “Илья Муромец и Соловей разбойник”

- Ребята, какие непонятные слова вы встретили в тексте былины. Уточним и запишем. (10 слайд)

5. Проведем словесное рисование на основе прочитанного с использованием постоянных эпитетов, устаревших, диалектных, разговорных слов. (11 слайд)

6. Снова вернемся к чтению былин.

- Ребята, а что необычного в чтении былин? (12 слайд)

Былины – устные произведения, передававшиеся из уст в уста. В них видны черты древнего языка, а также особенности произношения, характерные для той местности, где они создавались.

7. Итог урока. (13 слайд)

- Ребята, а вам понравились былины?

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

7. Домашнее задание. (Дифференцированное)

Привести примеры сходства и различия героев былины в сравнении с героями мифов и сказок.