Цель игры:
- закрепление и систематизация знания учащихся об основных классах неорганических соединений;
- повышение познавательной активности учащихся средствами игры;
- развитие умения ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно структурировать, систематизировать, анализировать свои знания, критически мыслить;
- расширение научного и творческого потенциала, а также воспитание эстетического вкуса;
- формирование умения работать в команде, уважительного отношения друг к другу, создание атмосферы творчества и радости.
Ход игры
Класс делится на две команды. Если игра проводится на неделе химии, то играть можно между классами. Игра сопровождается презентацией (приложение 1). Выбирается жюри из числа старшеклассников, учителей и родителей. Для удобства, жюри выдается бланк “Ход игры” (приложение 2) и бланк для подсчета баллов (приложение 3).
(слайд 1)
Любая игра начинается с жеребьевки. В нашем случае при помощи знаков химических элементов зашифровано слово, сложить которое можно из первых букв русских названий элементов. Команда, которая первая расшифрует слово, начинает конкурс №1 (слайд 2).
Конкурс №1. Блиц – опрос.
Этот конкурс – разминка, он помогает ученикам сконцентрироваться и настроиться на серьезную игру. Команда отвечает на вопросы, не раздумывая, и за каждый правильный ответ получает 1 балл. Максимум – 7 баллов (слайд 3-4).
Конкурс №2. Угадай вещество по описанию.
Каждая команда по очереди выбирает по два описания простых и сложных веществ. Чем меньше определений прослушает команда, тем больше баллов она заработает. Начинает команда, набравшая больше баллов в конкурсе №1. Если баллы после первого конкурса равны, то начинает команда, которая первой расшифровала слово при жеребьевке (слайд 5-12).
Конкурс №3. Разгадай кроссворд. (3 минуты)
“А теперь отдохнем...”. Команда, первая справившаяся с заданием получает 1 балл. За каждое отгаданное слово 1 балл. Максимум - 11 баллов. Болельщики могут помочь своей команде (слайд 13). Включаем секундомер. Пока жюри подсчитывает баллы, мы проверяем. (слайд 13)
Конкурс №4. Знаете ли вы?..
Команда выбирает по одному вопросу из каждой категории. За правильный ответ команда получает по 2 балла. За ответ с ошибкой – 1 балл, за большее число ошибок – 0 баллов. Максимум – 10 баллов (слайд 14-18).
Конкурс №5. Составьте уравнения (5 минут).
За каждое уравнение команда получает 2 балла. За одну ошибку – 1 балл, за большее число ошибок – 0 баллов. Максимум – 10 баллов + 1 балл за скорость. Болельщики могут помочь своей команде (слайд 19-20).
Конкурс №6. Применение веществ.
Каждая команда выбирает по два описания применения веществ. За правильный ответ команда получает 1 балл. Максимум 2 балла (21-24).
Подведение итогов. Награждение команд.
Ребятам очень нравится учебные занятия-игры, так как именно эта форма деятельности стимулирует познавательную активность, развивает творческий потенциал, информационную культуру. Интеллектуальная игра может быть и частью урока, когда, работая с учебником, дополнительной литературой, компьютерными программами ребята составляют кроссворды, схемы, творческие задания, проблемные вопросы к уроку или определенной теме.