Путешествие в страну динозавров. 7-й класс

Разделы: Биология

Класс: 7


Тип урока - изучение нового материала

Цели урока:

  • Образовательная - формирование новых биологических понятий: эры, периоды, динозавры - древние пресмыкающиеся
  • Развивающая - развитие творческих способностей к поиску решения проблемы, самостоятельного мышления, умения формирования определений
  • Воспитательная - повышение интереса к поиску фактов, событий: развитие коммуникативных способностей, активного включения в диалог

Оборудование: мультимедийная презентация.

Ход урока

Учитель: Наверное, сейчас нет на Земле человека, который бы хоть раз в жизни не слышал о динозаврах. Эти удивительные животные жили в далекой мезозойской эре и оставили о себе много интересного.

Что вы знаете о динозаврах? Когда они жили на Земле? (беседа)

С момента возникновения жизни на Земле прошло около 4 млрд. лет. В истории развития Земли выделяют эры и периоды. Эры - это длительные промежутки в истории развития земли, которые подразделяются на периоды. Календарь истории Земли состоит из 5 эр: архейской, протерозойской, палеозойской, мезозойской и кайнозойской. (слайд №2). Эра динозавров - мезозойская состоит из 3-х периодов: триасового, юрского и мелового. (слайд №3)

Учитель: Каков же был климат в те далекие времена? (слайд №4)

Индивидуальные ответы учащихся

Учитель: Какие животные населяли моря и сушу мезозойской эры? (слайд №5)

Индивидуальные ответы учащихся

Учитель: Какие растения преобладали в лесах того времени? (слайд №6)

Индивидуальные ответы учащихся

Учитель: Ребята, давайте сделаем вывод о растительном и животном мире мезозойской эры. (слайд №7)

Индивидуальные ответы учащихся

Учитель: Сегодня вы будете работать в группах. В каждой группе есть капитан. (капитаны выбираются на предыдущем уроке) Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну динозавров. Перед началом путешествия нужно тщательно подготовиться. Объявляю первый конкурс - конкурс эмблемы команд. (название команды и изготовление эмблемы - домашнее задание)

Ребята выбрали название команд: Тираннозавр, Диплодок, Брахиозавр, Птерозавр

Ученики защищают свои эмблемы и рассказывают о динозаврах, которых выбрали для названия своих команд. По окончании конкурса ставится балл (1 балл)

Учитель: В последние годы интерес к динозаврам очень велик. Видимо, это связано с тем, что на экраны выходят фильмы и мультфильмы о динозаврах. Многие писатели- фантасты тоже обращались к данной теме. Например: Артур Конан Дойл, И.А. Ефремов, В.А. Обручев.

Учитель: Задания второго тура: “Угадай динозавра” (слайды №8 - 11; 1 - стегозавр, 2 - трицератопс, 3 - тираннозавр, 4 - игуанодонт)

Обсуждение в группах.

Ответы учащихся.Угадавшей команде ставится 1 балл

Учитель: Задание 3 тура: “Кладбище динозавров” (слайд №12) Предполагаемый ответ: Эти кладбища окаменевших костей образовались, вероятно, в устьях рек, куда останки животных сносило течением. Там они накапливались в течение тысячелетий, постепенно заносились илом и окаменевали.

Обсуждение проблемы в группах, совместное решение проблемы с учениками.

Угадавшей команде ставится 1 балл

Учитель: Задание 4 тура: “Почему драконы?” (слайд №13) Предполагаемый ответ: Ученые предполагают, что основой для подобных произведений искусства послужили кости реальных ископаемых животных, встречающиеся в пустыне Гоби, Южном Китае и Центральной Индии. Жители этих мест, разбирающиеся в анатомии домашних животных, вероятно и создали эти легенды о мифических животных

Обсуждение проблемы в группах, совместное решение проблемы с учениками.

Угадавшей команде ставится 1 балл

Учитель: Задание 5 тура: “Отпечатки следов” (слайд №14) Предполагаемый ответ: Бронтозавры жили группами; при этом при передвижении стада по краям шли наиболее мощные самцы, обеспечивающие защиту самок и молодняка, которые держались в середине стада.

Обсуждение проблемы в группах, совместное решение проблемы с учениками.

Угадавшей команде ставится 1 балл

Учитель: задание 6 тура: “Камни в желудке” (слайд №15) Предполагаемый ответ: Ученые считают, что камни служили морским ящерам для перетирания пищи, как у некоторых современных птиц.

Обсуждение проблемы в группах, совместное решение проблемы с учениками.

Угадавшей команде ставится 1 балл

Учитель: Задание 7 тура “Парус диметродона” (слайд №16) Предполагаемый ответ: В сильную жару приток крови к “парусу” увеличивался, что обеспечивало большую теплоотдачу и охлаждение организма. Ночью же приток крови должен быть минимальным чтобы “парус” не превратился в “холодильник”

Обсуждение проблемы в группах, совместное решение проблемы с учениками.

Угадавшей команде ставится 1 балл.

Учитель: задание 8 тура: “Чем питался тираннозавр?” (слайд №17) Предполагаемый ответ: Было высказано предположение, что тираннозавр питался падалью.

Обсуждение проблемы в группах, актуализация знаний, совместное решение проблемы с учениками.

Угадавшей команде ставится 1 балл

Учитель: Как вы знаете, в конце мезозойской эры динозавры исчезли с лица Земли. Что же послужило причиной гибели динозавров? На сегодняшний день существует много гипотез о причинах вымирания динозавров. А какие гипотезы вы можете предложить?

Работа в группах. Озвучивание гипотез. Обсуждение проблемы с учениками. (слайд №18)

Учитель: Сегодня на уроке мы совершили путешествие в далекий мир динозавров, узнали, когда они жили, чем питались; образ жизни и среду обитания. Если вас заинтересовали эти удивительные гиганты, то советую узнать о них больше из разных источников.

Список использованной литературы

  1. http://images.yandex.ru/yandsearch
  2. www.1sept.ru.
  3. Воронцов В.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира: Факультативный курс: Учебное пособие для 9-10 кл. сред. шк.-М.: Просвещение, 1991.
  4. Константинова В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. Проф. В.М. Константинова.- 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2007.
  5. Я иду на урок биологии: Зоология: Пресмыкающиеся: Книга для учителя. Редактор-составитель Н.Ю. Феоктистова. -М.: Первое сентября, 2001.