Цели урока: закрепить понятие об обособленном определении, выраженном причастным оборотом, его роли в предложении, выработать навык выделения причастного оборота запятыми; активизация речевой деятельности учащихся; развитие творческого воображения, мышления.
Оборудование: мультимедиа-проектор, русский язык, учебник для 8 класса; под ред. Л.З.Шакировой, стр. 192-197, методическое руководство “Уроки русского языка в 8 классе”.
Ход урока
Плавание затягивалось. Уже несколько дней на море царил полный штиль, паруса фрегата безжизненно повисли. Но восьмиклассники не унывали.
Ведущий: Работа с причастным оборотом - что может быть проще! Почему же так много людей не замечают его в предложении?
Докажем, что мы не из их числа.
1. Что такое причастие? Расскажите о его особенностях.
Причастие - часть речи, которая обозначает признак по действию.
Причастие похоже одновременно на прилагательное и на глагол:
Отвечает на вопрос прилагательного какой? какая? какое? какие?, т.е. обозначает признак предмета.
Образуется от глагола, т.е. обозначает действие предмета.
Чайник кипит
чайник (какой?) кипящий;
ветка упала
ветка (какая?) упавшая;
солнце сияет
солнце (какое?) сияющее;
деревья зазеленели
деревья (какие?) зазеленевшие.
2. Конкурс “ Глаголы играют в “Прятки””.
Найдите 10 “спрятанных” здесь глаголов (они расположены в клеточках по вертикали и по горизонтали). Выпишите их, укажите спряжение.
К | М | Л | О | В | И | Т | Ь | Л | Р | М |
Й | П | Е | Р | Е | X | О | Д | И | Т | Ь |
К | 0 | Т | С | Р | А | Г | А | П | А | Н |
О | М | Е | И | Т | 3 | П | Р | И | С | О |
Н | П | Т | Д | Е | И | Р | И | С | М | С |
И | К | Ь | Е | Т | 0 | Л | Т | Н | Д | Т |
И | Е | С | Т | Ь | Т | Н | Ь | П | Т | О |
П | Е | Т | Ь | Р | И | О | Д | Ю | 0 | Я |
Н | И | Н | О | Т | Д | Ш | М | В | Я | Т |
Щ | К | А | Н | А | О | П | Л | Ы | Т | Ь |
(Ответы:
По горизонтали: ловить, переходить, есть, плыть, петь.
По вертикали: лететь, спать, вертеть, дарить, стоять).
3. Грамматическая викторина
1. У каких глаголов в конце животное с широкими ветвистыми рогами?
2. У каких глаголов в конце большое помещение?
3. С буквой Ф - помогать, без Ф - торжественно шагать.
4. Какой глагол превратится в существительное, если к конечной его букве л добавить еще л?
5. Попробуйте образовать 1-е лицо от глаголов убедить, победить, чадить.
6. Как правильно сказать: лазаю, лазают или лажу, лазят!
7. Какие глаголы читаются одинаково слева направо и справа налево?
8. А.М. Горький в письме одному рабкору, критикуя его за обилие в словах “шипящих звукосочетаний”, шутливо заметил: “Вполне можно обойтись и без насекомых”. О каких же словах с насекомыми пишет Горький?
9. Определите корень слова и приставку в слове приду.
Какой глагол называет вас своим?
С -з - передвигать что-то на чем-нибудь, с -с – направлять движение, помогать идти.
- Какие глаголы своими окончаниями нам велят есть?
- У каких глаголов вместо окончания междометие из трех букв, выражающее изумление или укоризну?
- У каких глаголов вместо окончания личное местоимение 3-го лица множественного числа в дательном падеже?
- Какой глагол повелительного наклонения имеет на конце половину десятка?
4. Образуйте от данных глаголов причастия, опираясь на предложенные вопросы. Образуйте от глаголов причастия, мысленно задавая вопрос. Поставьте причастие в начале фразы (работа в командах).
Образец: Девушка танцует - девушка (какая?) танцующая;
облако остановилось на горизонте - остановившееся на горизонте облако.
1) Кошка сидит - кошка (какая?)
2) Корабль затонул - корабль(какой?)
3) Канарейка поёт - канарейка (какая?)
4) Розы цветут - розы (какие?)
5) Проблема волнует людей -
6) Вода стекает с гор -
7) Поезд мчится к морю -
5. Шуточные вопросы (ответьте одним прилагательным).
- Какой болезнью никто на земле не болел?
- Когда зрячий человек бывает слепым?
- Каким гребнем голову не расчешешь?
- Какой год продолжается всего один день?
- В какие ворота не забьешь гол?
- Из какой тарелки не пообедаешь?
- Какой кирпич бывает закуской?
- У какого горного хребта вкусное название?
- Какие четыре моря носят название цвета?
- На какое дерево садится ворона во время дождя?
- Из какого крана нельзя напиться?
- Из какого полотна не сошьешь рубашку?
- Какую воду и в решете можно носить?
- В каких лесах не водится дичь?
- Каким поясом не подпояшешься?
- Какие прилагательные женского рода жалуются на свой рост?
- Какие прилагательные тремя конечными буквами по биллиардному шару бьют?
6. Найдите грамматическую основу, чтобы убедиться, что предложение простое. В каждом предложении выделите причастие и его определяемое слово.
- Остывающий песок почти не чувствовался под ногами.
- Отец бережно положил уснувшую девочку на кровать.
- Ветер кружил по дорожкам старого сада осыпавшиеся листья.
- Высоко в осеннем небе мы увидели улетающих птиц.
- Игривые волны шумно бились о позеленевшие камни прибрежных скал.
- Среди ночных звуков мы всё ещё различали затихающую песню ушедших товарищей.
- Полуденное солнце заливало цветущий луг искрящимся светом.
(Причастные обороты могут “выстраиваться в цепочку”, т.е. в первом причастном обороте находится главное слово для второго причастного оборота и т.д.
(каком?) (каким?)
Мы живём на лесном берегу, заросшем кустарником, переходящим в густой лес.
Причастный оборот может содержать в себе другой причастный оборот.
(какой?) (какою?)
Они сели за стол, обтянутый изрезанною перочинным ножом клеёнкою.
Правило: причастные обороты, “выстроенные в цепочку” или находящиеся один в другом, выделяются запятыми по общему правилу о причастном обороте).
7. Найдите грамматическую основу предложения, чтобы убедиться, что предложение простое. Работайте по очереди с каждым причастием. Найдите и выделите чертой главное слово, выделите причастный оборот, сразу решите вопрос о постановке знаков препинания.
Найдите и выделите следующее причастие, выделите чертой его главное слово, решите вопрос о постановке знаков препинания.
Образец: Верхушки деревьев, колеблемые ветром, прилетевшим с юга, трепетали каждым листиком.
- Бодрым просыпается путешественник разбуженный утреними голосами птиц пролетевших на самой палаткой.
- На белой дороге спокойно паслась пара лошадей запряжённая в наполненный яблоками воз.
- Соня прибежавшая за ключом забытым ею на комоде вывела нас из этого тяжёлого положения.
- Над забором сгибались старые вербы раскинувшие длинные ветви дававшие широкую тень.
- Лёгкий ветерок срывавшийся иногда с озёр, окружённых купами ольхи орешника и ветлы разливал в воздухе запах лесистой почвы.
(Задания распечатаны для каждой команды отдельно).
8.“ Гербарий”.
Создайте текст, используя предложенные материалы. Осложните предложения обособленными определениями, объясните расстановку знаков препинания.
Снег.
Хлопья
Липкие, мягкие хлопья.
Тяжёлые хлопья.
Метель, вьюга
Вьюжная пелена.
Вьюга кидается хлопьями.
Снежинки
Мягкое скольжение снежинок.
Сосульки
Висят стеклянной бахромой.
В общем
Рыхлые груды снега.
Косой снег. Звонкий, нетоптаный снег.
Белая труха.
Снеговая пыль.
Горсти мелкого сухого снега.
Словно усыпанный алмазной пылью.
Рыхлеет снег.
Заиграл радужными брызгами.
Солнце.
Рассвет или утро
Волшебный блеск утра.
Нарождался рассвет.
Рассвет как бы наливался прозрачным соком.
Солнце наклёвывалось, готовясь вдруг высунуться из-за...
Закат
Между стволов кое-где пробивался косой луч заката.
Предзакатное солнце тронуло розовой краской стволы берёз.
Разомлевшее вечернее солнце.
Солнце пламенело.
Обагряло заревом рыхлые облачка.
Последние лучи разбегались широкими багровыми полосами.
На чёрных гривах лесов вспыхивают огни.
Днем
Весело блестело на яркой зелени.
Кружилось над самой моей макушкой.
Разгоралось на небе, как бы свирепея.
Ярко горело.
Летом
Июльское сверкающее солнце своими неумолимыми лучами заливает...
В общем
Лучи тронули золотом шероховатость коры, зелень хвои.
Вырвалось из-за тучи.
Брызнуло лучами.
Лучи кидали пронизывающий свет с золотым и розовым оттенком.
Медленно переползало по небу.
Тёплое солнечное сияние.
Туман.
Тает, расплывается и просвечивает при выходе яркого солнца, волшебно окрашивает и очерчивает всё виднеющееся сквозь него.
Серебрится в солнечном луче.
Чуть движется.
Пронизан ранними лучами.
Поднимался растущий туман.
9. Помогите восьмиклассникам “вылечить” “заболевшие” предложения (объясните, в чем заключаются речевые ошибки, исправьте их).
У Александра Македонского было войско, возглавляемое слоном.
На нём были штаны с отцовского плеча, вернувшиеся с фронта.
Гуси, перестав щипать траву, легли на нее, распластав крылья и укрывая под ними своих выродков.
Пушкин и Лермонтов - звенья одной цепи, опутавшей самодержавие.
Русский народ выстроил перед врагом неприступную стену, пропитанную мужеством, стойкостью, героизмом.
10. Подведение итогов.
11. Домашнее задание: упр.361, зад.1,2,3, стр. 196-197.