Технологическая карта урока по теме "Линейное уравнение с двумя переменными и его график"

Разделы: Математика


Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова и информационно-коммуникационных технологий.

Тип урока – урок изучения нового материала.

Цели урока по содержанию урока:

  • Образовательная:  способствовать формированию понятия линейного уравнения с двумя переменными и способов его решения.
  • Развивающая: способствовать развитию умения определять свою границу «знания» и «незнания»; способствовать развитию умения решать разные виды уравнений, строить график линейного уравнения с двумя переменными; способствовать развитию  математически грамотной речи.
  • Воспитательная: способствовать воспитанию культуры общения в процессе фронтальной работы, работы в парах.

ФОПД: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы: частично-поисковый.

Средства обучения: учебник алгебры 7 класс (автор И.Г.Мордкович), раздаточный материал, интерактивная доска (ИД).

Целесообразность использования интерактивной доски на уроке:

Это первый урок по данной теме. Важно, чтобы у обучающихся сложилось целостное представление о предмете изучения. Использование интерактивной доски на разных этапах урока не только делает процесс изучение темы более наглядным, но и экономит время на проверке решений, построении графиков; позволяет в любой момент вернуться к основным этапам урока; активизирует познавательную активность обучающихся. Работа с интерактивной доской чередуется с самостоятельной и групповой работой обучающихся, поэтому не вызывает зрительного переутомления.

По программе на знакомство с уравнениями с двумя неизвестными отводится два урока. С целью интенсификации образовательного процесса обучающимся можно предложить работать на рабочих листах (Приложение 2).

Опыт использования интерактивной доски как нового образовательного ресурса является актуальным и востребованным в системе образования на сегодняшний день. Однако методических рекомендаций, пособий, разработок по их использованию на учебных занятиях явно недостаточно.

Представленная технологическая карта урока математики в 7 классе по теме «Решение уравнений с двумя неизвестными» может стать методическим пособием для учителей предметников, внедряющих новые информационные технологии. Дидактический материал (Приложение 1) представлен  в программе Smart Notebook.

ХОД УРОКА

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельностьобучающихся

1 Организационный момент Приветствует обучающихся, гостей, проверяет готовность к уроку. Приветствуют учителя, гостей, проверяют своё рабочее место.
2 Актуализация знаний и умений В качестве заданий для самоконтроля предлагает ученикам самостоятельно решить несколько уравнений, включив в дополнительное задание уравнение «нового» вида. Организует проверку решения с помощью ИД.
(Приложение 1 слайд 2).
Организует беседу с учениками по поводу затруднений, возникающих в процессе решений уравнений дополнительного задания. Организует проверку по требованию обучающихся (Приложение 1 слайд 2 гиперссылка).
Самостоятельно решают уравнения, проверяют ответы, решение по необходимости, обсуждают способы решения, оценивают уровень своего «знания».

Высказывают свою точку зрения по поводу возникших затруднений. Делают вывод, что последнее уравнение – это уравнение «нового» вида.

3 Целеполагание и мотивация Называет тему урока «Линейные уравнения с двумя переменными» Предлагает ученикам сформулировать цель урока.
Приложение 1 слайд 3)
Формулируют цель урока, фиксируют ее с помощью ИД (возможна корректировка цели, предложенная учителем на ИД).
4 Первичное усвоение нового  учебного материала, осознание, осмысление Предлагает ученикам выполнить ряд заданий:
  • на определение видов уравнений: переместить уравнение в нужную колонку.

Приложение 1 слайд 4)

  • на введение понятия линейного уравнения с двумя переменными, организует парную работу с учебной литературой
  • на составление алгоритмов «узнавания» линейных уравнений

(Приложение 1 слайд 4)

Организует групповую (парную) работу на нахождение решений линейных уравнений с двумя переменными. Организует проверку результатов групповой работы.

(Приложение 1 слайд 5 гиперссылка)

  • на построение графиков линейных уравнений с двумя переменными и нахождения способов их решения.

(Приложение 1 слайды 6,7)

 

Выполняют задания учителя на ИД, в тетради (на картах с печатной основой), проверяют с помощью ИД.

 

Работают в парах с учебником и справочной литературой, делают выводы и заключения, проверяют результаты работы с помощью ИД.

 

Работают в группах (парах) по нахождению решений уравнений данного вида, определению  алгоритма решения  линейных уравнений с двумя переменными. Проверяют результат работы с помощью ИД.

 

Вместе с ИД доской выполняют в тетради (на картах с печатной основой), построение графика уравнения данного вида.

5 Рефлексия Организует рефлексивное повторение с помощью ИД.
(Приложение 1 слайд 8)

Возвращается к теме и цели урока, предлагает ответить на вопрос: «Достигнута ли цель урока?»
(Приложение 1 слайд 3)

Оценивают уровень своего понимания новой темы по двум параметрам:
  • Все понятно
  • Есть вопросы, формулируют их.

Проверяют уровень усвоения темы с помощью ИД, отвечая на вопросы, предложенные учителем.

6 Домашнее задание Предлагает выбрать свой уровень для выполнения домашнего задания, исходя из самооценки уровня освоения темы.
(Приложение 1 слайд 3 гиперссылка)
Выбирают и записывают домашнее задание.

Примечание: используемое в таблице обозначение ИД – интерактивная доска. Далее сформулированы задания для работы с ИД.

Приложение 3