Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова и информационно-коммуникационных технологий.
Тип урока – урок изучения нового материала.
Цели урока по содержанию урока:
- Образовательная: способствовать формированию понятия линейного уравнения с двумя переменными и способов его решения.
- Развивающая: способствовать развитию умения определять свою границу «знания» и «незнания»; способствовать развитию умения решать разные виды уравнений, строить график линейного уравнения с двумя переменными; способствовать развитию математически грамотной речи.
- Воспитательная: способствовать воспитанию культуры общения в процессе фронтальной работы, работы в парах.
ФОПД: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы: частично-поисковый.
Средства обучения: учебник алгебры 7 класс (автор И.Г.Мордкович), раздаточный материал, интерактивная доска (ИД).
Целесообразность использования интерактивной доски на уроке:
Это первый урок по данной теме. Важно, чтобы у обучающихся сложилось целостное представление о предмете изучения. Использование интерактивной доски на разных этапах урока не только делает процесс изучение темы более наглядным, но и экономит время на проверке решений, построении графиков; позволяет в любой момент вернуться к основным этапам урока; активизирует познавательную активность обучающихся. Работа с интерактивной доской чередуется с самостоятельной и групповой работой обучающихся, поэтому не вызывает зрительного переутомления.
По программе на знакомство с уравнениями с двумя неизвестными отводится два урока. С целью интенсификации образовательного процесса обучающимся можно предложить работать на рабочих листах (Приложение 2).
Опыт использования интерактивной доски как нового образовательного ресурса является актуальным и востребованным в системе образования на сегодняшний день. Однако методических рекомендаций, пособий, разработок по их использованию на учебных занятиях явно недостаточно.
Представленная технологическая карта урока математики в 7 классе по теме «Решение уравнений с двумя неизвестными» может стать методическим пособием для учителей предметников, внедряющих новые информационные технологии. Дидактический материал (Приложение 1) представлен в программе Smart Notebook.
ХОД УРОКА
№ п/п | Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельностьобучающихся |
1 | Организационный момент | Приветствует обучающихся, гостей, проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя, гостей, проверяют своё рабочее место. |
2 | Актуализация знаний и умений | В качестве заданий для самоконтроля
предлагает ученикам самостоятельно решить
несколько уравнений, включив в дополнительное
задание уравнение «нового» вида. Организует
проверку решения с помощью ИД. (Приложение 1 слайд 2). Организует беседу с учениками по поводу затруднений, возникающих в процессе решений уравнений дополнительного задания. Организует проверку по требованию обучающихся (Приложение 1 слайд 2 гиперссылка). |
Самостоятельно решают уравнения,
проверяют ответы, решение по необходимости,
обсуждают способы решения, оценивают уровень
своего «знания». Высказывают свою точку зрения по поводу возникших затруднений. Делают вывод, что последнее уравнение – это уравнение «нового» вида. |
3 | Целеполагание и мотивация | Называет тему урока «Линейные
уравнения с двумя переменными» Предлагает
ученикам сформулировать цель урока. Приложение 1 слайд 3) |
Формулируют цель урока, фиксируют ее с помощью ИД (возможна корректировка цели, предложенная учителем на ИД). |
4 | Первичное усвоение нового учебного материала, осознание, осмысление | Предлагает ученикам выполнить ряд
заданий:
Приложение 1 слайд 4)
(Приложение 1 слайд 4) Организует групповую (парную) работу на нахождение решений линейных уравнений с двумя переменными. Организует проверку результатов групповой работы. (Приложение 1 слайд 5 гиперссылка)
(Приложение 1 слайды 6,7) |
Выполняют задания учителя на ИД, в тетради (на картах с печатной основой), проверяют с помощью ИД.
Работают в парах с учебником и справочной литературой, делают выводы и заключения, проверяют результаты работы с помощью ИД.
Работают в группах (парах) по нахождению решений уравнений данного вида, определению алгоритма решения линейных уравнений с двумя переменными. Проверяют результат работы с помощью ИД.
Вместе с ИД доской выполняют в тетради (на картах с печатной основой), построение графика уравнения данного вида. |
5 | Рефлексия | Организует рефлексивное повторение с
помощью ИД. (Приложение 1 слайд 8) Возвращается
к теме и цели урока, предлагает ответить на
вопрос: «Достигнута ли цель урока?» |
Оценивают уровень своего понимания
новой темы по двум параметрам:
Проверяют уровень усвоения темы с помощью ИД, отвечая на вопросы, предложенные учителем. |
6 | Домашнее задание | Предлагает выбрать свой уровень для
выполнения домашнего задания, исходя из
самооценки уровня освоения темы. (Приложение 1 слайд 3 гиперссылка) |
Выбирают и записывают домашнее задание. |
Примечание: используемое в таблице обозначение ИД – интерактивная доска. Далее сформулированы задания для работы с ИД.