Тип урока: ОНЗ.
Основные цели:
- сформировать способность к выполнению устных способов сложения и вычитания двузначных чисел.
- Тренировать способность к сложению и вычитанию двузначных чисел без перехода через разряд.
Задачи урока.
- Предметные:
- Дать понятие о сложении и вычитании двузначных чисел без перехода через разряд;
- Развивать творческое математическое мышление посредством введения эвристических вопросов;
- Расширять знания по окружающему миру и стимулировать к поиску новых знаний.
- Метапредметные:
- Формировать УУД
- Интерес к новому учебному материалу;
- Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин России.
- Воспитание интереса и любви к родному краю.
- Умение формулировать собственное мнение, контролировать действия партнера.
- Развивать мышление через умения сравнивать, анализировать и обобщать полученные результаты.
- Мыслительные операции необходимые на этапе проектирования: наблюдение, сравнение, аналогия, анализ, обобщение.
ХОД УРОКА
1. Самоопределение к учебной деятельности.
Цель:
- мотивировать учащихся к учебной деятельности на уроке,
- определить содержательные рамки урока: действия с двузначными числами.
– Ребята, у нас гости. Поздоровайтесь,
познакомьтесь и расскажите о себе:
– Как вы живете?
– Как вы учитесь?
– Как встречаете гостей?
– А за партою в школе сидите?
Урок будет проходить под девизом: «Не для школы
мы учимся. А для жизни».
Сегодня мы продолжим исследовать и постигать
тайны науки математики.
– Каким вы хотите видеть урок? (Предположения
детей)
Посмотрите на доску (фильм о Вышнем Волочке ).
Лейтмотивом урока станет наш родной город и
посмотрим мы на него с точки зрения математики.
Вышний Волочек в цифрах и задачах.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
Цель:
- актуализировать способы сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через разряд: с помощью эталона, по общему правилу, по числовой прямой;
- Организовать затруднение в индивидуальной деятельности, связанное с необходимостью поиска удобного способа и его фиксации в громкой речи;
- Актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогия.
Математический диктант
Вычислите и запишите только ответы.
а) Чтобы узнать количество действующих храмов и соборов на территории города Вышний Волочек, вычислите: 11 – 5 + 4 + 10 + 20 – 30 – 7
(Проверьте свою работу) Презентация. Слайд №1
б) Сосчитайте и запишите количество главных улиц города:
Казанский проспект
Екатерининская улица
Большая садовая
Ямская
Парижская Коммуна
Ванчакова линия.
Проверьте свою работу (Слайд №2)
в) На каком виде транспорта вы добираетесь до школы?
– Какие маршруты автобусов вы знаете?
Чтобы узнать количество основных маршрутов по
городу, вам необходимо найти сумму первых двух
значений.
(Проверьте свою работу) Слайд №3.
Прочитайте записанный ряд чисел (3, 6, 9…)
Найдите закономерность и продолжите этот ряд
пока работают песочные часы).
Проверяем работу (3, 6, 9, 12, 15, 18, 21,…) Слайд №4.
– На какие две группы можно разделить этот ряд чисел?
Проверяем работу.
3. Постановка проблемы
Цель:
- организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется причина затруднения –
- согласовать тему и цель урока.
– Посмотрите на число 15.
– Что вы о нем можете сказать?
– Давайте повторим состав числа 15. Слайд №5
– Какие ассоциации у вас с числом 15?
– Ребята, давайте поиграем и оживим число15:
мальчики – символизируют десятки; девочки –
символизируют единицы.
– Кто попробует?
– На территории Вышневолоцкого района 14
сельских поселений. Оживим число 14.
4. Проектирование и фиксация нового знания
Цель:
- согласовать способ сложения и вычитания двузначных чисел,
- зафиксировать новый способ действия с двузначными числами в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.
– А теперь найдите сумму и разность этих чисел?
– Почему возникло затруднение?
– Можем сформулировать тему урока? (Открываю
запись на доске). «Сложение и вычитание
двузначных чисел».
– Какую цель поставит каждый перед собой?
Давайте искать выход.
– Может быть у кого то есть предложения? 15 +14, 15 –
14 (Предложения детей)
1 группа – предложила использовать живую
модель. Составили эталон.
2 группа – предложила использовать калькулятор.
Работали и проверяли вторую группу.
3 группа – использовала модель
числа(треугольники и точки). Составили свой
эталон.
– О чем мы должны помнить делая вычисления?
(Начало устных вычислений – с десятков). Табличка
на доске.
– Молодцы!
5. Первичное закрепление во внешней речи
Цель:
- зафиксировать во внешней речи способы сложения и вычитания двузначных чисел;
- тренировать способность к сложению и вычитанию двузначных чисел без перехода через разряд.
– Давайте откроем учебники и проверим свои
размышления.
№2 (а, б, в, г) – решаем цепочкой проговаривая
новый вычислительный прем в громкой речи.
В нашем городе было 25 промышленных предприятий, а
теперь их осталось только 21.
– Какой вопрос хочется задать?
25– 21 = на 4 пр.
– Что нужно делать чтобы этого не происходило?
6. Самоконтроль с проверкой
Цель:
- Тренировать способности к самоконтролю и к самооценке;
- Проверить свое умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном.
– На доске работа, которую вы будете выполнять в парах.
– Найдите значение выражений пользуясь эталоном.
53 – 12 13 + 46 98 – 45 Повторим правила работы.
47 + 32 67 – 24 54 + 23
– Проанализируйте, работу в парах.
Проверьте свою работу (Слайд №6) Используем светофорчики.
7. Включение в систему знаний и повторение
Цель:
- Тренировать способность к анализу.
- Тренировать способность к установлению взаимосвязи между сложением и вычитанием.
Тестовая работа. Проверяю и анализирую после уроков. С анализа начну следующий урок по этой теме.
– Кому было трудно?
– В чем состояла трудность?
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель:
- Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
- Оценить собственную деятельность и деятельность всего класса на уроке;
- Зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;
- Поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока.
– Проанализируйте свою работу на уроке по
шкале успешности.
– Кого хотели бы поблагодарить за вклад в наше
общее дело?
Фильм о городе.
Я здесь живу и здесь родился,
Я здесь расту, учусь, дышу…
Я буду Волочком гордиться,
Ведь этот город я люблю!!!
– Всем спасибо за урок.