Цели: развитие любознательности, закрепление знаний и активизации интереса учащихся к физике, астрономии и космонавтике.
Ведущий: Добрый день друзья! На дворе
апрель – месяц необыкновенный, а день сегодня
замечательный. Ведь именно 12 апреля человек
полетел в космос.
Веками человек смотрел в небо. Он ходил по земле и
не боялся уплыть в море, но небо было огромным и
непонятным для него. Человек поселил в небе
богов, хотя ему хотелось подняться в небо самому.
И тогда возникали сказания о людях, которые могут
летать, появлялись фантастические романы на эту
тему, конструировались летательные аппараты, так
и оставшиеся на Земле.
И вот уже XX век – в небе самолёты, а в космос
поднялись первые спутники Земли. На одном из них
находилась собака. Люди верили: недалек тот день,
когда в космос шагнёт человек.
И вот 12 апреля 1961 год, среда, обычный трудовой
день. Утром он был прерван сообщением: «Работают
все радиостанции Советского союза! Впервые в
мире … Человек в космосе!» День 12 апреля стал
доказательством осуществления любой, самой
смелой, человеческой мечты. С тех пор он ежегодно
празднуется человечеством как Всемирный день
космонавтики.
Итак, сегодня 12 апреля. Обычный трудовой день, а
мы решили отправиться в большое космическое
путешествие.
Мы полетим на двух кораблях – «Водолей» (10 «А»
класс) и «Астрономы» (10 «б» класс). Дорогу осилит
идущий, а звёздную трассу – настоящие знатоки
космонавтики, физики и астрономии. Уверена, что
экипажи наших космических звездолётов состоят
только из таких ребят. При этом не забывайте, что
без хорошей шутки, без чувства юмора даже в самом
серьёзном деле, таком, как работа в космосе, не
обойтись.
А сейчас я хочу представить наше «космическое
жюри»…
Итак, всё готово к отлёту. Ключ на старт!
Пока идёт продувка двигателей, послушаем
приветствие наших команд.
Конкурс «Приветствие команд»
Идёт приветствие команд. Каждая команда представляет название и девиз. Максимальный балл за приветствие – 5.
Жюри проводит итоги конкурса.
Ведущий: Теперь кажется всё. Внимание! Приготовились!
(Звучит фонограмма взрыва, рёва моторов. Ведущий бросает в зал бумажный самолётик.)
Поехали!
Ведущий: Мы в зоне невесомости. Известно, что в космосе любое тело теряет вес. Во время длительных полётов это приводит к различным изменениям в состоянии человеческого организма. Как бороться с невесомостью? Наука в этом вопросе бессильна. А вот у наших экипажей есть свои рекомендации.
Итак, следующий конкурс «Как бороться с невесомостью?»
Прошу экипажи не забывать о чувстве юмора!
Оценивается научность, оригинальность,
юмористичность ответа. Время на подготовку 1-2
мин. Время на выступление 2-3 мин, максимальная
оценка – 5 баллов.
Во время подготовки команд звучит « космическая»
музыка.
Жюри подводит итоги конкурса .
Ведущий.
Много раз ты слышал это:
Космонавт, скафандр, ракета.
Знаешь эти имена:
Марс, Венера и Луна.
Наблюдаешь по порядку –
Старт, стыковку и посадку.
Вот «Восход», «Союз», «Восток».
За витком ещё виток
Совершают корабли,
Стартовавшие с Земли.
С места старта–космодрома…
Все слова тебе знакомы:
Спутник, двигатель, орбита…
Двадцать слов в кроссворде скрыты,
Кто словам места найдёт
Тот отправиться в полёт!
Вам необходимо слова, напечатанные жирным шрифтом в единственном числе, именительном падеже расставить в клетках рисунка-кроссворда.
Пока участники разгадывают кроссворд, проводится конкурс болельщиков «Наш дом – планета Земля».
Болельщикам команд предлагается по очереди ответить на вопросы:
1. С какой скоростью вращается Земля вокруг
Солнца? (29,765 км/с).
2. Как называется воздушная оболочка Земли? (Атмосфера).
3. Какое космическое тело находиться ближе всего
к Земле? (Луна).
4. Яркое освещение горизонта перед восходом или
после захода Солнца (Заря).
5. В каком месте Земли чаще всего видят НЛО? (В
Бермудском треугольнике).
6. Назовите самые высокие горы планеты? (Гималаи).
7. Сколько процентов от общей поверхности Земли
занимают моря и океаны? (70,8 %).
8. Как называется необычное красочное
атмосферное явление на ночном небе, наблюдаемое
иногда в высоких широтах? (Полярное сияние).
По окончании каждого конкурса жюри оценивает выступление команд. Итоги конкурсов и общий итог заносятся помощниками ведущего на доску.
Ведущий: Работа в космосе требует постоянного физического и умственного напряжения. Необходимо все время быть в хорошей форме.
Наш следующий конкурс – «Космическая разминка»
Командам по очереди задаются вопросы . За каждый правильный ответ команда получает один балл. Болельщики заканчивают работу над кроссвордами и отдают их жюри для проверки.
Вопросы для разминки:
1. Первый космонавт? (Ю. А. Гагарин).
2. Когда он полетел в космос? (12 апреля 1961г.).
3. Как назывался его космический корабль? (Восток).
4. Как звали первую собаку, отправившуюся в
космос? Когда это случилось? (Лайка, 3 ноября
1957г., на втором спутнике Земли).
5. Может ли барометр – анероид показывать
давление на Луне? (Нет, т.к. там нет атмосферы).
6. Как долго будут гореть спички на Луне? (Вспыхнет
чуть – чуть лишь головка спички, которая
содержит в своём составе кислород, и потухнет).
7. Как называется город, где живут и тренируются
космонавты? (Звёздный).
8. Кто первым вышел в открытый космос? (Алексей
Архипович Леонов).
9. Главный конструктор космических кораблей? (Сергей
Павлович Королёв).
10. Как называется космодром в Казахстане? (Байконур).
11. Кто из ученых нашей страны явился
основоположником космонавтики? (Константин
Эдуардович Циолковский).
12. Сколько планет в солнечной системе? (9).
Жюри подводит итоги конкурса .
Ведущий. А сейчас сойдутся один на
один капитаны наших космических экипажей
(представление капитанов). Конечно, капитан – это
лицо экипажа. Мы надеемся, что наших капитанов
отличают глубокие знания. Умение нестандартно
мыслить, хорошее честолюбие и, конечно же,
остроумие. И это они сейчас должны доказать.
Итак, объявляется конкурс капитанов
«Космонавт в полёте».
Капитаны по очереди вытягивают карточки с
вопросами и отвечают. (За правильный ответ – 1
балл.)
1. Как и на чём спят космонавты? Нужны ли матрац, подушка, одеяло?
(Постельные принадлежности не нужны, так как в условиях невесомости нельзя лечь на матрац и укрыться одеялом. Спальные места космонавтов в космическом корабле снабжены средствами фиксации – привязными ремнями и сетками, которые не дают возможности «всплыть из постели» и защищают дыхательные органы от попадания посторонних частиц во время сна).
2. Период адаптации – привыкания космонавтов к состоянию невесомости – длится до семи дней, при этом они испытывают дискомфорт, головные боли. Отчего это происходит?
(Из-за невесомости кровь равномерно распределяется по телу, при этом увеличивается приток крови к голове).
3. Полёт длительный, пора принять душ. Как это будет происходить в условиях невесомости?
(В длительных космических полётах космонавты пользуются регенерированной водой, т.е. используемая вода проходит через систему фильтров, восстанавливается и опять используется. В невесомости обтекает края сосуда, образуются капельки. Космонавт встает в специальный резервуар, капельки воды его обволакивают).
4. Что едят космонавты? (Обед космонавтов приготовлен в виде прессованных брикетов – кубиков или заключён в тюбики. Он очень калориен, почти нет «отходов».)
5. Космонавту в условиях невесомости необходимо заниматься физическими упражнениями. Могут ли для этого пригодиться гантели и эспандер? (Гантели в условиях невесомости использовать нецелесообразно. Так как их вес равен нулю, а масса мала. Эспандер же можно использовать с успехом и в невесомости, ведь для растяжения его пружин приходиться делать мускульные усилия)
6. Угрожает ли космонавту на Луне повреждение скафандра? Почему? (Да, так как он окажется в безвоздушном пространстве и погибнет).
Ведущий. Путешествовать на
космическом корабле и не знать расположения
планет просто невозможно. За одну минуту команды
должны определить правильное расположение
планет Солнечной системы в порядке удаления
от Солнца (Меркурий, Венера, Земля, Марс,
Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон).
Оценивается правильность и быстрота ответа.
Жюри подводит итоги конкурса .
Ведущий: В истории освоения космоса сплелись разные человеческие судьбы. Многие открытия были сделаны учёными в те далёкие времена, когда ещё не было не только космических кораблей , но и телескопов .Истина рождалась в математических расчётах и благодаря великому дару предвидения. Сейчас Вам необходимо определить , кому из великих учёных принадлежит каждое из трёх высказываний. У каждой команды таблички с фамилиями : Коперник, Бруно, Ньютон, Кеплер. Ведущий зачитывает цитату, через 30 секунд участники команд , посовещавшись поднимают соответствующую табличку.
Предлагаются такие высказывания:
1. «Земля – только одна из планет, а все планеты
обращаются вокруг Солнца». (Н.Коперник).
2.«Вселенная бесконечна… Огромное пылающее
Солнце – только одна из звёзд». (Дж.Бруно).
3. «Солнце вращается вокруг своей оси. Вращение
вокруг оси свойственно всем небесным телам». (Г.Галилей).
Жюри подводит итоги конкурса .
– Итак, позади 6 конкурсов нашего марафона. В
них Вы показали свои знания по астрономии,
космонавтике. Но не расслабляйтесь! «Космический
марафон не окончен. Космонавты – люди
разносторонне образованные. Их интересы не
ограничиваются знаниями физики, астрономии и
техники. Они интересуются и литературой.
Сейчас Вас ждёт «Поэтический конкурс».
Необходимо написать стихотворение или короткий
рассказ, используя следующие связанные с физикой
и астрономией слова:
Для команды 1 – время, масса, атом,
Солнце, движение, процесс.
Для команды 2 – тепло, молекула, луна,
излучение, явление, тяжесть.
Во время подготовки команд звучит «космическая» музыка.
Жюри подводит итоги конкурса .
Ведущий. Наш марафон близится к концу. Мы долетели до далёких созвездий. Каждая команда корабля выбрала свой конечный путь назначения в Галактике. И сейчас она его нам представит.
«Домашнее задание» – «Защита созвездия» (Максимальная оценка – 5 баллов)
Экипаж «космического корабля» должен за 5 минут
представить выбранное им созвездие. Выступление
содержит легенду о созвездии (желательно с
инсценированием) и сообщение о выдающихся
объектах созвездия.
Оценивается – научность, полнота изложения,
артистичность, оригинальность, юмор.
Подведение итогов. Награждение всех экипажей грамотами и сладкими призами.
Ведущий: Наш космический полёт подходит к концу. Надеюсь, что он проходил в атмосфере дружбы и взаимопонимания. Сегодня в ходе игры вы показали не только свои знания в области астрономии и космонавтики, но и эрудицию, умение нестандартно мыслить, работать творчески. Спасибо вам .До новых встреч!