КВН "Космический марафон"

Разделы: Внеклассная работа


Цели: развитие любознательности, закрепление знаний и активизации интереса учащихся к физике, астрономии и космонавтике.

Ведущий: Добрый день друзья! На дворе апрель – месяц необыкновенный, а день сегодня замечательный. Ведь именно 12 апреля человек полетел в космос.
Веками человек смотрел в небо. Он ходил по земле и не боялся уплыть в море, но небо было огромным и непонятным для него. Человек поселил в небе богов, хотя ему хотелось подняться в небо самому. И тогда возникали сказания о людях, которые могут летать, появлялись фантастические романы на эту тему, конструировались летательные аппараты, так и оставшиеся на Земле.
И вот уже XX век – в небе самолёты, а в космос поднялись первые спутники Земли. На одном из них находилась собака. Люди верили: недалек тот день, когда в космос шагнёт человек.
И вот 12 апреля 1961 год, среда, обычный трудовой день. Утром он был прерван сообщением: «Работают все радиостанции Советского союза! Впервые в мире … Человек в космосе!» День 12 апреля стал доказательством осуществления любой, самой смелой, человеческой мечты. С тех пор он ежегодно празднуется человечеством как Всемирный день космонавтики.
Итак, сегодня 12 апреля. Обычный трудовой день, а мы решили отправиться в большое космическое путешествие.
Мы полетим на двух кораблях – «Водолей» (10 «А» класс) и «Астрономы» (10 «б» класс). Дорогу осилит идущий, а звёздную трассу – настоящие знатоки космонавтики, физики и астрономии. Уверена, что экипажи наших космических звездолётов состоят только из таких ребят. При этом не забывайте, что без хорошей шутки, без чувства юмора даже в самом серьёзном деле, таком, как работа в космосе, не обойтись.
А сейчас я хочу представить наше «космическое жюри»…
Итак, всё готово к отлёту. Ключ на старт!
Пока идёт продувка двигателей, послушаем приветствие наших команд.

Конкурс «Приветствие команд»

Идёт приветствие команд. Каждая команда представляет название и девиз. Максимальный балл за приветствие – 5.

Жюри проводит итоги конкурса.

Ведущий: Теперь кажется всё. Внимание! Приготовились!

(Звучит фонограмма взрыва, рёва моторов. Ведущий бросает в зал бумажный самолётик.)

Поехали!

Ведущий: Мы в зоне невесомости. Известно, что в космосе любое тело теряет вес. Во время длительных полётов это приводит к различным изменениям в состоянии человеческого организма. Как бороться с невесомостью? Наука в этом вопросе бессильна. А вот у наших экипажей есть свои рекомендации.

Итак, следующий конкурс «Как бороться с невесомостью?»

Прошу экипажи не забывать о чувстве юмора! Оценивается научность, оригинальность, юмористичность ответа. Время на подготовку 1-2 мин. Время на выступление 2-3 мин, максимальная оценка – 5 баллов.
Во время подготовки команд звучит « космическая» музыка.

Жюри подводит итоги конкурса .

Ведущий.

Много раз ты слышал это:
Космонавт, скафандр, ракета.
Знаешь эти имена:
Марс, Венера и Луна.
Наблюдаешь по порядку –
Старт, стыковку и посадку.
Вот «Восход», «Союз», «Восток».
За витком ещё виток
Совершают корабли,
Стартовавшие с Земли.
С места старта–космодрома
Все слова тебе знакомы:
Спутник, двигатель, орбита…
Двадцать слов в кроссворде скрыты,
Кто словам места найдёт
Тот отправиться в полёт!

Вам необходимо слова, напечатанные жирным шрифтом в единственном числе, именительном падеже расставить в клетках рисунка-кроссворда.

Пока участники разгадывают кроссворд, проводится конкурс болельщиков «Наш дом – планета Земля».

Болельщикам команд предлагается по очереди ответить на вопросы:

1. С какой скоростью вращается Земля вокруг Солнца? (29,765 км/с).
2. Как называется воздушная оболочка Земли? (Атмосфера).
3. Какое космическое тело находиться ближе всего к Земле? (Луна).
4. Яркое освещение горизонта перед восходом или после захода Солнца (Заря).
5. В каком месте Земли чаще всего видят НЛО? (В Бермудском треугольнике).
6. Назовите самые высокие горы планеты? (Гималаи).
7. Сколько процентов от общей поверхности Земли занимают моря и океаны? (70,8 %).
8. Как называется необычное красочное атмосферное явление на ночном небе, наблюдаемое иногда в высоких широтах? (Полярное сияние).

По окончании каждого конкурса жюри оценивает выступление команд. Итоги конкурсов и общий итог заносятся помощниками ведущего на доску.

Ведущий: Работа в космосе требует постоянного физического и умственного напряжения. Необходимо все время быть в хорошей форме.

Наш следующий конкурс – «Космическая разминка»

Командам по очереди задаются вопросы . За каждый правильный ответ команда получает один балл. Болельщики заканчивают работу над кроссвордами и отдают их жюри для проверки.

Вопросы для разминки:

1. Первый космонавт? (Ю. А. Гагарин).
2. Когда он полетел в космос? (12 апреля 1961г.).
3. Как назывался его космический корабль? (Восток).
4. Как звали первую собаку, отправившуюся в космос? Когда это случилось? (Лайка, 3 ноября 1957г., на втором спутнике Земли).
5. Может ли барометр – анероид показывать давление на Луне? (Нет, т.к. там нет атмосферы).
6. Как долго будут гореть спички на Луне? (Вспыхнет чуть – чуть лишь головка спички, которая содержит в своём составе кислород, и потухнет).
7. Как называется город, где живут и тренируются космонавты? (Звёздный).
8. Кто первым вышел в открытый космос? (Алексей Архипович Леонов).
9. Главный конструктор космических кораблей? (Сергей Павлович Королёв).
10. Как называется космодром в Казахстане? (Байконур).
11. Кто из ученых нашей страны явился основоположником космонавтики? (Константин Эдуардович Циолковский).
12. Сколько планет в солнечной системе? (9).

Жюри подводит итоги конкурса .

Ведущий. А сейчас сойдутся один на один капитаны наших космических экипажей (представление капитанов). Конечно, капитан – это лицо экипажа. Мы надеемся, что наших капитанов отличают глубокие знания. Умение нестандартно мыслить, хорошее честолюбие и, конечно же, остроумие. И это они сейчас должны доказать.
Итак, объявляется конкурс капитанов «Космонавт в полёте».
Капитаны по очереди вытягивают карточки с вопросами и отвечают. (За правильный ответ – 1 балл.)

1. Как и на чём спят космонавты? Нужны ли матрац, подушка, одеяло?

(Постельные принадлежности не нужны, так как в условиях невесомости нельзя лечь на матрац и укрыться одеялом. Спальные места космонавтов в космическом корабле снабжены средствами фиксации – привязными ремнями и сетками, которые не дают возможности «всплыть из постели» и защищают дыхательные органы от попадания посторонних частиц во время сна).

2. Период адаптации – привыкания космонавтов к состоянию невесомости – длится до семи дней, при этом они испытывают дискомфорт, головные боли. Отчего это происходит?

(Из-за невесомости кровь равномерно распределяется по телу, при этом увеличивается приток крови к голове).

3. Полёт длительный, пора принять душ. Как это будет происходить в условиях невесомости?

(В длительных космических полётах космонавты пользуются регенерированной водой, т.е. используемая вода проходит через систему фильтров, восстанавливается и опять используется. В невесомости обтекает края сосуда, образуются капельки. Космонавт встает в специальный резервуар, капельки воды его обволакивают).

4. Что едят космонавты? (Обед космонавтов приготовлен в виде прессованных брикетов – кубиков или заключён в тюбики. Он очень калориен, почти нет «отходов».)

5. Космонавту в условиях невесомости необходимо заниматься физическими упражнениями. Могут ли для этого пригодиться гантели и эспандер? (Гантели в условиях невесомости использовать нецелесообразно. Так как их вес равен нулю, а масса мала. Эспандер же можно использовать с успехом и в невесомости, ведь для растяжения его пружин приходиться делать мускульные усилия)

6. Угрожает ли космонавту на Луне повреждение скафандра? Почему? (Да, так как он окажется в безвоздушном пространстве и погибнет).

Ведущий. Путешествовать на космическом корабле и не знать расположения планет просто невозможно. За одну минуту команды должны определить правильное расположение планет Солнечной системы в порядке удаления от Солнца (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон).
Оценивается правильность и быстрота ответа.

Жюри подводит итоги конкурса .

Ведущий: В истории освоения космоса сплелись разные человеческие судьбы. Многие открытия были сделаны учёными в те далёкие времена, когда ещё не было не только космических кораблей , но и телескопов .Истина рождалась в математических расчётах и благодаря великому дару предвидения. Сейчас Вам необходимо определить , кому из великих учёных принадлежит каждое из трёх высказываний. У каждой команды таблички с фамилиями : Коперник, Бруно, Ньютон, Кеплер. Ведущий зачитывает цитату, через 30 секунд участники команд , посовещавшись поднимают соответствующую табличку.

Предлагаются такие высказывания:

1. «Земля – только одна из планет, а все планеты обращаются вокруг Солнца». (Н.Коперник).
2.«Вселенная бесконечна… Огромное пылающее Солнце – только одна из звёзд». (Дж.Бруно).
3. «Солнце вращается вокруг своей оси. Вращение вокруг оси свойственно всем небесным телам». (Г.Галилей).

Жюри подводит итоги конкурса .

– Итак, позади 6 конкурсов нашего марафона. В них Вы показали свои знания по астрономии, космонавтике. Но не расслабляйтесь! «Космический марафон не окончен. Космонавты – люди разносторонне образованные. Их интересы не ограничиваются знаниями физики, астрономии и техники. Они интересуются и литературой.
Сейчас Вас ждёт «Поэтический конкурс».
Необходимо написать стихотворение или короткий рассказ, используя следующие связанные с физикой и астрономией слова:

Для команды 1 – время, масса, атом, Солнце, движение, процесс.
Для команды 2 – тепло, молекула, луна, излучение, явление, тяжесть.

Во время подготовки команд звучит «космическая» музыка.

Жюри подводит итоги конкурса .

Ведущий. Наш марафон близится к концу. Мы долетели до далёких созвездий. Каждая команда корабля выбрала свой конечный путь назначения в Галактике. И сейчас она его нам представит.

«Домашнее задание» – «Защита созвездия» (Максимальная оценка – 5 баллов)

Экипаж «космического корабля» должен за 5 минут представить выбранное им созвездие. Выступление содержит легенду о созвездии (желательно с инсценированием) и сообщение о выдающихся объектах созвездия.
Оценивается – научность, полнота изложения, артистичность, оригинальность, юмор.

Подведение итогов. Награждение всех экипажей грамотами и сладкими призами.

Ведущий: Наш космический полёт подходит к концу. Надеюсь, что он проходил в атмосфере дружбы и взаимопонимания. Сегодня в ходе игры вы показали не только свои знания в области астрономии и космонавтики, но и эрудицию, умение нестандартно мыслить, работать творчески. Спасибо вам .До новых встреч!