Конспект занятия с детьми дошкольного возраста по теме "Музыкальные краски". 4–5 лет

Разделы: Работа с дошкольниками


Подготовительная работа: занятия по темам «Музыкальные и немузыкальные звуки», «О чём рассказывает музыкальный звук», знакомство с коллекцией немузыкальных звуков, упражнения для активизации мелодического и гармонического слуха.

Цели: включение активного слуха ребёнка, развитие образного мышления, создание мотивации для  познавательной и творческой деятельности.

Задачи: создание условий для эмоционального восприятия детьми  различных гармонических красок.

Оснащение: коллекция немузыкальных звуков (мешочки, наполненные маленькими камушками, крупой, сухими листьями, крахмалом  и. т.д.), мольберт, сенсорные карточки.

В начале занятия давайте прислушаемся к звукам, которые нас окружают. В классе тикают часы…Кто-то прошёл по коридору… Где-то звучит музыка…(дети говорят о том, что они услышали). А в нашей копилке, кажется, появился новый звук, попробуем его отыскать (берём по очереди мешочки  с любыми  знакомыми   звуками; дети быстро различают шуршание сухих листьев, звук мнущейся бумаги, скрип снега и т.д.). А какой звук спрятался здесь (в мешочке находится небольшая ёмкость с водой), что так звучит? Конечно, это водичка! Она сегодня поможет нам развести краски. Я возьму, например, жёлтую  и изображу на бумаге цветовое пятно, мы ещё не знаем, что здесь будет нарисовано, но уже чувствуем настроение. Какое? (Дети отвечают: радостное,  «как будто солнышко»). У художника есть краски, кисти, а как быть музыканту? Нам помогут звуки!  Я соберу их в созвучия, и получатся музыкальные краски! Послушайте, как звучит светлая, радостная краска (на фортепиано играются мажорные аккорды в среднем регистре). Изобразите на своих лицах это настроение. Замечательно! А сейчас возьмём другую краску, серую (по желанию цветовое пятно рисует ребёнок). Скажите, какое настроение получилось (дети отвечают: грустное, «совсем невесело», «это мы с Машей поссорились»). Вот какое печальное, пасмурное настроение. Послушайте, как его передают музыкальные краски-созвучия (звучат минорные аккорды). На наших личиках тоже появилось грустное настроение. Вставайте в кружок, будем слушать музыкальные краски и превращаться в весёлые или грустные фигуры (чередуются мажорные и минорные аккорды, дети передают настроение посредством мимики и движений, через определённое время играется незнакомое детям уменьшённое созвучие, можно его несколько акцентировать; дети всегда реагируют на новое звучание). Что же это за краска такая, какое у неё настроение (дети чувствуют напряжённость гармонии и выражают свои ощущения по-разному: хмурятся, «что-то она не добрая»)? Да, краска получилась сердитая. Покажите, как сердятся ваши личики (дети мимикой передают настроение). Давайте улыбнёмся, и зазвучит весёлое, светлое созвучие, а в наш класс вернётся солнечное настроение!

У художника много красок, он может нарисовать всё, что захочет. Музыкальных красок тоже немало. Если я захочу нарисовать ёжика, мне помогут колючие краски-созвучия, послушайте (на фортепиано играются диссонирующие интервалы, лучше на начальном этапе детьми воспринимаются малые, большие секунды и большие септимы).
Осторожно потрогайте пальчиками колючую карточку (используется картонная карточка с жёсткой поверхностью, например, с наклеенной сверху наждачной бумагой или гречневой крупой), а теперь ещё раз послушайте колючее созвучие. 

А вот другая карточка, потрогайте, какая она мягкая (используется карточка с мягкой поверхностью, например, с наклеенным сверху искусственным мехом). Послушайте мягкие созвучия  (играются консонансы: терции и сексты), звуки не ссорятся друг с другом, звучат ладно.  Кого мы можем нарисовать такими мягкими красками-созвучиями?  (пушистую киску, любимую мягкую игрушку, маму). Послушайте, о ком рассказывают эти музыкальные звуки (исполняется пьеса Д.Д.Кабалевского «Ёжик»; дети всегда отвечают верно).  Вот сколько музыкальных красок вы слышите! Может, нарисуем картину звуками? Давайте сегодня рисовать осенний лес!

Дети описывают деревья, небо, листву, свою прогулку по лесу, голоса птиц, настроение (если дети испытывают затруднения с описанием, я ставлю на мольберт иллюстрации). В это время на фортепиано исполняется импровизация, включающая элементы музыкальной речи, знакомые детям: созвучия, передающие настроение; тремоло в высоком регистре – голоса птиц и т.д. Дети по очереди помогают мне «рисовать» звуками: музицируют на металлофоне, изображая капли дождя,  с помощью «звучащих» мешочков передают шуршание листвы, ладошками озвучивают шаги.

Вы – настоящие волшебники! Без кисти и красок нарисовали чудесную картину! Что бы вы хотели нарисовать на следующем занятии? (ответы детей). Музыкальные краски будут вас ждать!