Цель: осмысление и повторение изученного по теме “Склонения имен существительных”.
Задачи:
- Обучение определению склонения имен существительных, опираясь на содержание таблицы и схемы; уточнение понятия “склонение имен существительных”; определение места типов склонения имен существительных в грамматических категориях части речи.
- Развитие внимания и памяти при работе с опорными схемами, таблицами, текстами заданий; коррекция функций анализа и синтеза в процессе мыслительной деятельности.
- Воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, фантазию, целеустремленность.
Оборудование: электронная презентация, ПК.
План урока
I. Организационный момент
Приветствие
Дата, классная работа – в тетради.
2. Чистописание
– Отгадайте тему урока. (Презентация.
Слайды 1-2)
– Для чистописания возьмём повторяющиеся буквы
этого слова. Запишите, увеличивая их количество.
В тетради: не ннее нннеее ннннееее и т.д.
– В следующей строке запишите слова: новость,
ель, Норвегия
– Какое слово может быть лишним? По какому
признаку?
3. Словарная работа
– Прочитайте словосочетания. (Слайд 3).
купили п..анино
отправились в пут..шествие
положил в к..рзину
закрыл г..зетой
надел п..льто
приг..товил д..серт
спряталось за обл..ко
Работа с орфограммами в словосочетаниях.
– Разделите словосочетания на две группы. По
каким признакам это можно сделать? (Словосочетания
со склоняемыми существительными и
несклоняемыми, с предлогами и без предлогов, с
существительными в винительном падеже и в
творительном и др)
– Определите падеж существительных. Назовите
их в начальной форме.
– Постарайтесь запомнить словосочетания.
Письмо по памяти (Слайд 4).
– Используя глаголы вспомните и запишите пропущенные существительные в начальной форме.
Проверка. (Слайд 5) Определение склонения у записанных слов.
4. Работа над изучаемым материалом
– Что такое склонение?
– Как определить склонение имён
существительных? (Слайд 6).
– Сформулируйте цель нашего урока. (Тренироваться
в определении склонения имён существительных).
– В таблице поставьте знак «+» в столбике с
нужным склонением. (Образец работы – слайд 7).
Работа с таблицами.
|
|
Проверка. (Слайд 8)
5. Физкульминутка
– Я буду называть разные слова. Если. Слово будет 1-го склонения, то вы приседаете, 2-го – стоите, 3-го – тянетесь вверх.
Слова: стена, кровать, сорняк, река, стекло, гора, храбрость, звонок, морковь, корабль, малина.
6. Орфографическая работа
Запись под диктовку, выделение орфограмм, определение склонения имён существительных.
Идет человек по зимнему лесу. На деревьях тяжелые снеговые шапки. Елки стоят прямо. А березы согнулись дугой под тяжестью снега.
7. Закрепление
Работа в парах по разноуровневым карточкам. Для проверки используется лист с ответами, запечатанный в конверте.
Карточка 1.
Записать существительные в три столбика по склонениям.
Солнце, сирень, черемуха, платье, декабрь, пальто, лук, космос, ракета, новость, окно, прелесть, осень, небо, деревня.
Карточка 2.
Определить склонение слов, выделенных в тексте.
Хорошо летом в деревне. Там лес и речка. У берега шумит камыш. Кругом тишь и прохлада. Луч солнца играет в капельках росы.
Карточка 3.
Выписать из текста существительные, распределить их по столбикам в зависимости от склонения.
В полночь была сильная гроза. Молния
ударила в сарай. Там хранились пшеница и рожь.
Вспыхнул пожар. Сторож стал звать народ.
Поспешили на помощь мужчины, молодёжь. Парни и
девушки носили воду и песок. Все спасали зерно.
Самопроверка. Для проверки используется лист с
ответами, запечатанный в конверте.
8. Домашнее задание: упр.163.
9. Рефлексия
Подведение итогов.
Заполните таблицу:
Утверждения |
Поставь знак «+» или «?» |
1) Тема урока мне понятна. | |
2) Я достиг цели урока. | |
3) Я умею определять склонение имён существительных | |
4) Я умею определять падеж имён существительных | |
4) Мне необходимо поработать над… | перечисли темы для доработки |
Список использованной литературы
- Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3 класс. 2004.
- Матвеева А.Н. и др. Сборник диктантов для начальных классов. Москва: Просвещение,1987.