Урок русского языка по теме "Отработка навыка в определении склонения имени существительного". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: осмысление и повторение изученного по теме “Склонения имен существительных”.

Задачи:

  • Обучение определению склонения имен существительных, опираясь на содержание таблицы и схемы; уточнение понятия “склонение имен существительных”; определение места типов склонения имен существительных в грамматических категориях части речи.
  • Развитие внимания и памяти при работе с опорными схемами, таблицами, текстами заданий; коррекция функций анализа и синтеза в процессе мыслительной деятельности.
  • Воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, фантазию, целеустремленность.

Оборудование: электронная презентация, ПК.

План урока

I. Организационный момент

Приветствие
Дата, классная работа – в тетради.

2. Чистописание

– Отгадайте тему урока. (Презентация. Слайды 1-2)
– Для чистописания возьмём повторяющиеся буквы этого слова. Запишите, увеличивая их количество.

В тетради: не ннее нннеее ннннееее и т.д.

– В следующей строке запишите слова: новость, ель, Норвегия
– Какое слово может быть лишним? По какому признаку?

3. Словарная работа

Прочитайте словосочетания. (Слайд 3).

купили  п..анино
отправились  в пут..шествие
положил в к..рзину
закрыл г..зетой
надел п..льто
приг..товил д..серт
спряталось за обл..ко

Работа с орфограммами в словосочетаниях.

– Разделите словосочетания на две группы. По каким признакам это можно сделать? (Словосочетания со склоняемыми существительными и несклоняемыми, с предлогами и без предлогов, с существительными в винительном падеже и в творительном и др)
– Определите падеж существительных.  Назовите их в начальной форме.
– Постарайтесь запомнить словосочетания.

Письмо по памяти (Слайд 4).

– Используя глаголы вспомните и запишите пропущенные существительные в начальной форме.

Проверка. (Слайд 5) Определение склонения у записанных слов.

4. Работа над изучаемым материалом

– Что такое склонение?
– Как определить склонение имён существительных? (Слайд 6).
– Сформулируйте цель нашего урока. (Тренироваться в определении склонения имён существительных).
– В таблице поставьте знак «+» в столбике с нужным склонением. (Образец работы – слайд 7).

Работа с таблицами.

1 вариант 1 скл. 2 скл. 3 скл.
страница      
прелесть      
малыш      
тетрадь      
серебро      
2 вариант 1 скл. 2 скл. 3 скл.
ученик      
ладонь      
ромашка      
дерево      
песня      

Проверка. (Слайд 8)

5. Физкульминутка

 – Я буду называть разные слова. Если. Слово будет 1-го склонения, то вы приседаете, 2-го  – стоите, 3-го – тянетесь вверх.

Слова: стена, кровать, сорняк, река, стекло, гора, храбрость, звонок, морковь, корабль, малина.

6. Орфографическая работа

Запись под диктовку, выделение орфограмм, определение склонения имён существительных.

Идет человек по зимнему лесу. На деревьях тяжелые снеговые шапки. Елки стоят прямо. А березы согнулись дугой под тяжестью снега.

7. Закрепление

Работа в парах по разноуровневым карточкам.  Для проверки используется лист с ответами, запечатанный в конверте.

Карточка 1.

Записать существительные в три столбика по склонениям.

Солнце, сирень, черемуха, платье, декабрь, пальто, лук, космос, ракета, новость, окно, прелесть, осень, небо, деревня.

Карточка 2.

Определить склонение слов, выделенных в тексте.

Хорошо летом в деревне. Там лес и речка. У берега шумит камыш. Кругом тишь и прохлада. Луч солнца играет в капельках росы.

Карточка 3.

Выписать из текста существительные, распределить их по столбикам в зависимости от склонения.

В полночь была сильная гроза. Молния ударила в сарай. Там хранились пшеница и рожь. Вспыхнул пожар. Сторож стал звать народ. Поспешили на помощь мужчины, молодёжь. Парни и девушки носили воду и песок. Все спасали зерно.
Самопроверка. Для проверки используется лист с ответами, запечатанный в конверте.

8. Домашнее задание: упр.163.

9. Рефлексия

Подведение итогов.
Заполните таблицу:

Утверждения

Поставь знак «+» или «?»

1) Тема урока мне понятна.  
2) Я достиг цели урока.  
3) Я умею определять склонение имён существительных  
4) Я умею определять падеж имён существительных  
4) Мне необходимо поработать над… перечисли темы для доработки

Список использованной литературы

  1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3 класс. 2004.
  2. Матвеева А.Н. и др. Сборник диктантов для начальных классов. Москва: Просвещение,1987.