Игровые ситуации как средство овладения иноязычной речи на начальной ступени обучения

Разделы: Иностранные языки


Известно, что игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов учащихся и активизации их речевой деятельности. Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. И это понятно. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности учащихся. Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных умственных сил. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре; находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важным, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера отвлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - “оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми”.

На уроках английского языка игра, прежде всего - увлекательное занятие.

Что представляет собой игра на уроках с точки зрения ее содержания и механизма воздействия? С одной стороны, в каждой игре мы имеем дело с одним - двумя речевыми образцами, повторяющимися многократно. С другой стороны, игра представляет собой небольшую ситуацию, построение которой напоминает драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В ходе игры - ситуация проигрывается несколько раз

И при этом каждый раз в новом варианте. Но вместе с тем ситуация игры — ситуация реальной жизни. Реальность ее определяется основным условием игры - соревнованием. Желание победить мобилизует мысль и энергию играющих, создает атмосферу эмоциональной напряженности. Поэтому для игры в определенных пределах характерность спонтанность речи. Речевое общение, включающее в себя не только собственную речь, имеет здесь ярко выраженную целенаправленность (“Я говорю, чтобы выиграть”) и носит обязательный характер. Таким образом, мы рассматриваем игру как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия.

Игры способствуют выполнению важных методических задач:

• созданию психологической готовности детей к речевому общению;

• обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала.

Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов:

• подготовки учащихся;

• изучаемого материала;

• конкретных целей и условий урока и т.д.

Большинство игр построено на соревновании. При этом точный подсчет очков и определение победителей должно быть заранее продумано. Целесообразно вести таблицу, отражающую количество очков, полученных участниками игры, и в конце четверти подводить итоги, определять лучших в игре и, возможно, даже вручать маленькие призы. Для того чтобы подсчет очков не занимал много времени в процессе игры, следует изготовить фишки и раздавать их по ходу игры, это не будет замедлять ее темпа.

Спектр игр разнообразен. На начальном этапе обучения английскому языку я использую грамматические, лексические, фонетические, орфографические, аудитивные и речевые игры, которые помогают учащимся овладеть навыками устной речи на доступном им уровне.

Курс “Enjoy - English - 1”, “Enjoy - English - 2”, “Enjoy - English - 3” Биболетовой М.З. обучает детей живому общению на английском языке в устной и письменной форме, особенно интересно и увлекательно вкупе с играми.

Остановлюсь подробнее.

Грамматические игры

Данные игры преследуют цели:

• научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;

• создать естественную ситуацию для употребления, данного речевого образца;

• развить речевую творческую активность учащихся.

Игры включают наиболее важный грамматический материал глаголы be, have, may, can, must, конструкцию there is, временные глагольные формы группы Simple, Continuous, Perfect и т.д.

Большинство игр основаны на соревновании с обязательным подсчётом очков. Игры могут проводиться между учащимися по принципу индивидуального или командного первенства. Интерес к играм у учащихся может держаться не только на соревновании. Так, в игре “What is he (she)?” ребятам нравится изображать животных, в играх “Peter and Paul”, “Who is afraid of the tiger?” ребятам интересно проявить свою ловкость и находчивость.

В каждой игре требуется ведущий, а иногда водящие. Особо велика роль ведущего, исполнять которую лучше всего учителю, он должен быть душою игры и заражать всех своим азартом. Ряд игр требует некоторых дополнительных предметов. Надо позаботиться, чтобы, эти предметы были яркими, красивыми, привлекательными.

Игра “What is this?”

Класс выучил первое английское предложение, первый речевой образец -This is а реп. И первый вопрос What is this? А что теперь делать с этим предло¬жением? Как его можно употребить в речи? Спросив десяток, раз What is this?, учитель тяжело сел на стул и сказал: “Oh, I'm so tired. Who can help me? Who wants to be a teacher?

Katya: May I? Teacher: Yes, you may.

Andrei: May I?

Lena: May I?

От желающих не было отбоя. Тогда решили играть по командам: команда “учителей” против команды “учеников”. У каждой команды был набор предметов, английские названия которых знакомы ребятам. “Учителя” расположились напротив “учеников” и игра началась.

“Teachers”

Jane: What is this?

Katya: What are these? cats.

Lena: What is that? dog.

“Pupils”

Masha: This is a pen.

Masha: These are pens

Victor: That is a window.

После того как все “учителя” задали вопросы, команды поменялись ролями. За каждые правильные вопрос и ответ давалось одно очко. В игре также используются варианты речевого образца - What are these? What is that? What are those?

Лексические игры.

Данные игры преследуют цели:

• тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближённых к естественной обстановке;

• активизировать речемыслительную деятельность учащихся;

• развивать речевую реакцию учащихся;

• познакомить учащихся с сочетаемостью слов.

Ряд игр предназначен для тренировки учащихся в употреблении отдельных частей речи, например, числительных, прилагательных.

Игра “How Many Pages?”

Ученики привыкли, что на учительском столе время от времени появлялись красиво изданные английские книги, и им доставляло удовольствие даже просто смотреть на них. Учитель подумал, а что если задать вопрос: “How many pages are there in the book?”

Katya: There are three hundred and fifty.

Teacher: No, less.

Misha: Three hundred.

Teacher: Less.

Lena: Two hundred and fifty. Teacher: More.

Jane: Two hundred and eighty. Teacher: That's right.

Отгадать количество страниц в книге неожиданно оказалось увлекательным и как показалось учителю, полезным занятием. Приз отгадавшему - право первым полистать новую книгу - понравился ребятам.

Фонетические игры

Фонетические игры-упражнения преследуют цели:

• тренировать учащихся, а в произнесении английских звуков;

• научить учащихся громко и отчётливо читать стихотворения;

• разучить стихотворения с целью их воспроизведения по ролям. Данная серия игр основана на театрализации специально подобранных детских стихотворений.

Работа над каждой игрой состоит из двух этапов:

а) разучивание стихотворения с учащимися;

б) театрализации стихотворения.

Игра “Charades”

Игра хорошо известна учащимся в её русском варианте.

Класс делится на две команды. Каждая выбирает себе сложное по составу _ слово, например: football, armchair, afternoon, bathroom, blackboard. Команда, выбравшая, например, слово football, должна приготовить три коротких инсценировки: в первой надо употребить слово foot, во второй - ball, в третьей - целое слово football. Эти слова в соответствующих сценках должны быть важными в смысловом отношении и по возможности употреблены несколько раз. Просмотрев все три сценки, участники второй команды должны отгадать задуманное слово. Затем команды меняются ролями.

Методика использования игр на уроке. Место игры на уроке.

1. Игру можно начинать, когда учащимися усвоен максимум какого-либо материала: звуков, букв, речевых образцов, грамматических форм. Игры - соревнования рекомендуется проводить впервые же недели обучения. Победителями считаются учащиеся, лучше и быстрее выполнившие задание.

2. Каждая игра преследует определённые цели.

Намечая игру, учитель должен ясно осознать, какие знания у детей он будет закреплять с помощью этой игры, какие развивать навыки и умения.

Выбор игры для урока

Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Второе важное условие - доступность игры для учащихся данного возраста, соответствие их потребностям и интересам. Непосильное задание убивает интерес к игре; очень простое воспринимается как развлечение и не влечёт за собой желаемого результата. Игра должна быть посильной, но в то же время содержать некоторые трудности, требующие напряжения внимания памяти, анализа фактов языка, их классификации.

Организация игры

Перед тем как начать игру, учитель сообщает, на каком материале она будет проводиться, иногда предупреждает о возможных затруднениях, с помощью контрольных вопросов выясняет понимание школьниками материала, на котором построена игра. Учитель сообщает задачу и объясняет правила игры, показывает образец, как надо выполнять игровое действие. Нельзя начинать игру, не убедившись, что - все ученики поняли, что надо делать, что от них требуется. В процессе игры учитель помогает при затруднениях, иногда подсказывает наводящими вопросами решение.

Итак, из сказанного о роли игры на уроках английского языка можно сделать следующие выводы:

1) Игра - один из приёмов обучения английскому языку как иностранному, помогающий создать на уроке речевую ситуацию; следовательно, игра - средство активизации деятельности учащихся на уроке.

2) Правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки.

3) Игра стимулирует умственную деятельность учащихся; развивает внимание и познавательный интерес к предмету.

4) Игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.

5) Игра воспитывает у школьников дисциплинированность, организованность и коллективизм.

Литература

  1. Баев П.М. Играем на уроках английского языка - М, 1989.
  2. Пучкова Ю.Я. Игры на уроках английского языка - М, 2005.
  3. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка - М, 1984.
  4. Эльконин Д.Б. Психология игры - М, 1999.