Цель: познакомить с мягким глухим согласным звуком [щ’], буквами Щ, щ, с правилом написания сочетаний ча-ща, чу-щу.
Планируемые результаты:
- Личностные
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
- Метапредметные
- Познавательные: умение осознанно и правильно строить свои сообщения, умение анализировать информацию.
- Коммуникативные: умение слушать одноклассников, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь слою, излагать свое мнение и аргументировать собственную точку зрения.
- Регулятивные: умение принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств ее достижения, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, адекватно воспринимать оценку.
- Предметные:
- Обучающиеся познакомятся с мягким глухим согласным звуком [щ’], особенностями его произнесения, буквой Щ, щ, особенностями написания буквы.
- Научатся: производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком, соотносить звук [щ’] и букву его обозначающую, опознавать новую букву в словах и текстах, определять место изученной буквы на «ленте букв», правильно писать слоги ща, щу.
- Получат возможность научится: сопоставлять по сказкам вымысел и реальность, фантазировать, составлять по иллюстрации связный рассказ.
Материально-техническая база: учебник «Азбука» 1 класс под ред. Горецкого В.Г., тетрадь для печатания, презентация, компьютер, экран, электронное приложение к учебнику, схемы звуков, слияний, лента памяти, отрывок из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».
ХОД УРОКА
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||
Мотивация к учебной деятельности | Слайд 1. Здравствуйте!
Ребята, в путь! |
Организовывают рабочее место,
настраиваются на урок. При одобрении хлопают в ладоши. |
||
Актуализация знаний | Догадайтесь, о чем идет речь в этом
стихотворении?
Слайд 2. |
О гласных | ||
На улице гласных сегодня большой
беспорядок, помогите им вернуться домой. |
||||
Как вы думаете, какие гласные живут в синем домике и почему? | А, О, У, Ы, Э, т.к. они обозначают твердость согласных. | |||
Какие гласные живут в зеленом домике? | Я, Ю, Е, И, Ё, т.к. они обозначают мягкость согласных. | |||
Хором читаем все гласные. | ||||
Всегда ли гласные а,о,у,ы,э обозначают твердость предшествующего согласного? | Нет. Согласные Ч и Й всегда мягкие. | |||
Постановка учебной задачи | Есть ли в русском языке еще
согласные, которые всегда мягкие? Выясним это. |
Ответы детей. | ||
Угадайте, кто герой этой сказки. «Человечек широко-широко разинул рот и оскалил два ряда очень белых острых зубов. Мари всунула ему в рот орех, и – щёлк! – человечек разгрыз его, скорлупа упала, и у Мари на ладони очутилось вкусное ядрышко». Слайд 3. |
Щелкунчик. | |||
Почему его назвали «Щелкунчик»? | Он щёлкал орехи. От слова «щёлк». | |||
Щелкунчик, щёлк, щёлкал – какой первый звук в этих словах? | Звук [щ'] | |||
Кто может сформулировать тему урока? | Звук [щ'], буква которая обозначает этот звук. | |||
Какие цели мы поставим перед собой? | Научимся распознавать в словах новый звук, букву, научимся читать слоги и слова с новой буквой | |||
Усвоение новых знаний Работа со звуком [щ'] |
Слайд 4. | |||
Найдите лишний рисунок. Почему? | Чашка. В этом слове нет звука [щ']. | |||
Слайд 5. | ||||
Найдите слова со звуком [щ?]. | Щука, ящик, плащ, овощи, щипцы, щётка. |
|||
Слайд 6. | ||||
Как называется этот вид доспеха? | Щит. | |||
Выложите на столе звуковую модель слова «щит». | Выкладывают на столе звуковую модель слова. | |||
Где спрятался звук [щ'] в слове «щит? Дадим характеристику звуку [щ']. Звук [щ'] – гласный или согласный? Докажи. Звук [щ'] – звонкий или глухой? Звук [щ'] – твердый или мягкий? |
В слове «щит» звук [щ'] стоит в начале
слова. Согласный, не поется. Глухой. Прикладывают ручки к ушкам и проверяют. Всегда мягкий. |
|||
Звук [щ'] согласный, глухой, мягкий. Верно. | ||||
Слайд 7. | ||||
Работа с буквами Щ,щ | «Звук [щ'] на письме обозначаем
буквой Щ,щ. На расческу Щ похожа. |
|||
На что еще похожа буква Щ? Из каких элементов она состоит? |
Ответы детей. Три прямые, перекладина, хвостик. |
|||
Слайды 8,9. | ||||
Найдите букву Щ. | ||||
Посмотрите, как пишется печатная буква
Щ, Напечатайте буквы Щ,щ в тетради для печатания. |
Дети смотрят, как правильно писать буквы Щ,щ. Используется электронное приложение к учебнику «Русская азбука». | |||
Слайд 10. | ||||
Гласные хотят познакомиться с новой буквой. Познакомим их. | ||||
Прибежал веселый А,
почитали дети – … Прибежал игривый И, прочитали дети – ... Прибежал звонкий Е, почитали дети – … Прибежал забияка Ё, прочитали дети – … Прибежал упрямый У, прочитали дети – … |
ща щи ще щё щу |
|||
Слайд 11. | ||||
Пришло время для чистоговорки. Давайте порадуем новый звук и букву, и покажем, как мы научились хорошо читать и четко проговаривать звук [щ?]. |
||||
Ща-ща-ща – ходит Саша без плаща. Ще-ще-ще – свекла варится в борще. Щу-щу-щу – рот лекарством полощу. Щи-щи-щи – очень вкусны были щи. |
Читают и четко проговаривают слоги. | |||
Развитие речи | Откройте «Азбуку» на стр. 62. Рассмотрите иллюстрацию. | |||
Как называется эта сказка? | Русская народная сказка «По щучьему велению» | |||
Почему это народная сказка? Как вы думаете, кто ее написал? |
Народ. | |||
Слайд 12. | ||||
Кто герой этой сказки? Что с ним случилось? | Емеля. Поймал щуку, которая исполняла его желания. | |||
Вспомните, о чем мечтал Емеля? | Чтобы ведра сами пошли домой, на печке к царю ехать, дрова сами вернулись домой. | |||
Какие мечты Емели сбылись в наше время? | Машина, трубопровод, трактор, пила электрическая. | |||
Давайте тоже помечтаем? Если бы вы поймали волшебную рыбку, о чем бы ее попросили? | Чтобы робот делал уроки, чтобы была летающая тарелка, можно было полететь на другую планету. | |||
Может через сотни лет ваши мечты превратятся тоже в реальность. | ||||
Слайд 13. | Звучит отрывок из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» Движения под музыку. | |||
Физкультминутка. | ||||
Ребята, раскрою один секрет. Буква Щ дружит не со всеми гласными. Послушайте сказку и скажите, с какими гласными буква Щ не дружит? | ||||
Жила-была на свете Щ, а неподалеку
жили гласные У, Ю, И, А, Я. Жили очень дружно. И
вот однажды решили буквы поиграть в прятки.
Начала водить Щ и позвала себе на помощь Ч, а
гласные побежали прятаться. Щ и Ч хорошо ищут,
во все щели заглянули, шуршат кругом –
нашли уже почти всех. Вот только никак не
могут найти две гласные – Ю и
Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера
проискали. И вот, обиженные, усталые, решили пойти
домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ю, Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, чай пьют с пряниками. Обиделись буквы Щ и Ч – с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе с ними! |
Слушают. | |||
С какими гласными буква Щ не дружит? | «Я» и «Ю». | |||
Какая еще буква не дружит с «Ю» и «Я»? | «Ч» | |||
Слайд 14. | ||||
Вставьте пропущенные буквы, помните правило. | Вставляют пропущенные буквы. | |||
Работа с текстом | Прочитайте правило, записанное в учебнике на стр. 63. Это правило нужно запомнить. | Читают. Хором повторяем правило. | ||
Прочитайте загадки про овощи (стр. 64 «Азбука»). Найдите отгадки. | Работают в паре. | |||
Какие слова Вам помогли
догадаться, о чем идет речь в первой загадке? Второй? Третьей? |
Находят слова из текста. | |||
Слайд 15. | ||||
Игра «Что лишнее?» | Яблоко. Так как капуста, лук, морковь – овощи, яблоко – фрукт. | |||
Слайд 16. | ||||
Ребята, слова рассыпались. Соберите их. (Далее У. проводит работу с составленными словами). | Составляют слова. | |||
У. показывает слово «клещи». | ||||
Прочитайте его? Какой вариант верный? | Ответы детей. | |||
Слайд 17. | ||||
Что изображено на первом
рисунке? Прочитаем правильно это слово. |
Насекомые Читаем хором слово «клещи'» |
|||
Что изображено на втором
рисунке? Прочитаем правильно это слово. |
Инструмент. Читаем хором слово «кле'щи». |
|||
Вернемся к вопросу: «Какой вариант верный»? Как правильно произносить слово «клещи». | Оба варианта верные, т.к. у этого слова 2 значения. | |||
Что меняет значение слова? Составим предложения с данными словами. |
Ударение. Будь осторожен! Здесь клещи! У моего папы есть клещи. |
|||
Слайд 18. | ||||
Что обозначает слово «щегол»? Посмотрите на экран. Какая она? |
Это птица. Нарядная, красивая, разноцветная. |
|||
Слайд 19. | ||||
Работа с текстом | – Послушайте стихотворение (стр. 65
«Азбука»). О каких щётках здесь говорится? Этой
щёткой чищу зубы, |
О щетках для обуви, одежды и зубной щётке. | ||
Прочитаем выразительно стихотворение по цепочке, каждый читает по одной строчке. | ||||
Какое слово спряталось в нем? | В последней строчке «Все три щётки мне нужны» спряталось слово «трещотки» | |||
Что такое «Трещотка»? | Музыкальный инструмент. | |||
Вспомните, из какого произведения эта
скороговорка? «И сейчас же щётки, щётки |
«Мойдодыр» | |||
Какого человека называют «трещоткой»? | Человек, который много болтает. | |||
Рефлексия учебной деятельности | Слайд 20. | |||
Ребята, вернемся к целям урока? «Я
научился различать новый звук в словах?» |
Оцениваем себя с помощью «Светофора». | |||
Что вас удивило? Что понравилось? |
Ответы детей. | |||
Подведение итога урока | Почему буква «Щ» на ленте букв находится на нижней строчке и живет в зеленом домике? | «Щ» обозначает согласный, глухой, всегда мягкий звук [щ’]. | ||
Как пишем сочетания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ? | ЧА-ЩА пиши с буквой А ЧА-ЩА пиши с буквой У. |
|||
Трудолюбие, внимательность, фантазия,
смекалка, дружба помогли вам достичь цели. Спасибо за урок! |