Урок русского языка по теме "Мягкий глухой согласный звук [щ']. Буквы "Щ, щ""

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель: познакомить с мягким глухим согласным звуком [щ’], буквами Щ, щ, с правилом написания сочетаний ча-ща, чу-щу.

Планируемые результаты:

  • Личностные
    • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
  • Метапредметные
    • Познавательные: умение осознанно и правильно строить свои сообщения, умение анализировать информацию.
    • Коммуникативные: умение слушать одноклассников, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь слою, излагать свое мнение и аргументировать собственную точку зрения.
    • Регулятивные: умение принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств ее достижения, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, адекватно воспринимать оценку.
  • Предметные:
    • Обучающиеся познакомятся с мягким глухим согласным звуком [щ’], особенностями  его произнесения, буквой Щ, щ, особенностями написания буквы.
    • Научатся: производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком, соотносить звук [щ’] и букву  его обозначающую, опознавать новую букву в словах и текстах,  определять место изученной буквы на «ленте букв», правильно писать слоги ща, щу.
    • Получат возможность научится: сопоставлять по сказкам вымысел и реальность, фантазировать, составлять по иллюстрации связный рассказ.

Материально-техническая база: учебник «Азбука» 1 класс под ред. Горецкого В.Г., тетрадь для печатания, презентация, компьютер, экран, электронное приложение к учебнику, схемы звуков, слияний, лента памяти, отрывок из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».

ХОД УРОКА

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности Слайд 1.

Здравствуйте!
Прозвенел звонок,
Начинается наш урок!
Что нам пригодится на уроке, а что оставим за дверью!

Внимательность
Смекалка
Небрежность
Дружба
Фантазия
Лень
Трудолюбие
Нетерпеливость

Ребята, в путь!

Организовывают рабочее место, настраиваются на урок.

При одобрении хлопают в ладоши.  

Актуализация знаний Догадайтесь, о чем идет речь в этом стихотворении?

Все они тянутся
К песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу
Звать и аукать,
Но не желают
Свистеть и ворчать.

Слайд 2.

О гласных
На улице гласных сегодня большой беспорядок,
помогите им  вернуться домой.
 
Как вы думаете, какие гласные живут в синем домике и почему? А, О, У, Ы, Э, т.к. они обозначают твердость согласных.
Какие гласные живут в зеленом домике? Я, Ю, Е, И, Ё, т.к. они обозначают мягкость согласных.
  Хором читаем все гласные.
Всегда ли гласные а,о,у,ы,э обозначают твердость предшествующего согласного? Нет. Согласные Ч и Й  всегда мягкие.
Постановка учебной задачи Есть ли в русском языке  еще согласные, которые всегда мягкие? 
Выясним это.
Ответы детей.
Угадайте, кто герой этой сказки.
«Человечек широко-широко разинул рот и оскалил два ряда очень белых острых зубов. Мари всунула ему в рот орех, и –  щёлк! –  человечек разгрыз его, скорлупа упала, и у Мари на ладони очутилось вкусное ядрышко».

Слайд 3.

Щелкунчик.
Почему его назвали «Щелкунчик»? Он щёлкал орехи. От слова «щёлк».
Щелкунчик, щёлк, щёлкал – какой первый звук в этих словах? Звук [щ']
Кто может сформулировать тему урока? Звук [щ'], буква которая обозначает этот звук.
Какие цели мы поставим перед собой? Научимся  распознавать в словах новый звук, букву, научимся читать слоги и слова с новой буквой
Усвоение новых знаний
Работа со звуком [щ']
Слайд 4.  
Найдите лишний рисунок.  Почему? Чашка. В этом слове нет звука [щ'].
Слайд 5.  
Найдите слова со звуком [щ?]. Щука, ящик, плащ, овощи, щипцы,
щётка.
Слайд 6.  
Как называется этот вид доспеха? Щит.
Выложите на столе звуковую модель слова «щит». Выкладывают на столе звуковую модель слова.
Где спрятался звук [щ'] в слове «щит?
Дадим характеристику звуку [щ'].
Звук [щ'] –  гласный или согласный? Докажи.
Звук [щ'] –  звонкий или глухой?
Звук [щ'] –  твердый или мягкий?
В слове «щит» звук [щ'] стоит в начале слова.
Согласный, не поется.
Глухой. Прикладывают ручки к ушкам и проверяют.
Всегда мягкий.
Звук [щ'] согласный, глухой, мягкий. Верно.  
Слайд 7.  
Работа с буквами Щ,щ «Звук  [щ']  на письме обозначаем буквой Щ,щ.

На расческу Щ похожа. 
Три зубца всего? 
Ну что же!

 
На что еще похожа буква Щ?
Из каких элементов она состоит?
Ответы детей.
Три прямые, перекладина, хвостик.
Слайды 8,9.  
Найдите букву Щ.  
Посмотрите, как пишется печатная буква Щ,
Напечатайте буквы Щ,щ в тетради для печатания.
Дети смотрят, как правильно писать буквы Щ,щ. Используется электронное  приложение к учебнику «Русская азбука». 
Слайд 10.  
Гласные хотят познакомиться с новой буквой. Познакомим их.  
Прибежал веселый А, почитали дети – …
Прибежал игривый И, прочитали дети – ...
Прибежал звонкий Е, почитали дети – …
Прибежал забияка Ё, прочитали дети – …
Прибежал упрямый У, прочитали дети – …
ща
щи
ще
щё
щу
Слайд 11.  
Пришло время для чистоговорки.
Давайте порадуем новый звук и букву, и покажем, как мы научились хорошо читать и четко проговаривать звук [щ?]. 
 
Ща-ща-ща – ходит Саша без плаща.
Ще-ще-ще – свекла варится в борще.
Щу-щу-щу –  рот лекарством полощу.
Щи-щи-щи –  очень вкусны были щи.
Читают и четко проговаривают слоги.
Развитие речи Откройте «Азбуку» на стр. 62.  Рассмотрите иллюстрацию.  
Как называется эта сказка? Русская народная сказка «По щучьему велению»
Почему это народная сказка?
Как вы думаете, кто ее написал?
Народ.
Слайд 12.  
Кто герой этой сказки? Что с ним случилось? Емеля. Поймал щуку, которая исполняла его желания.
Вспомните, о чем мечтал Емеля? Чтобы ведра сами пошли домой, на печке к царю ехать, дрова сами вернулись домой.
Какие мечты Емели сбылись в наше время? Машина, трубопровод, трактор, пила электрическая.
Давайте тоже помечтаем? Если бы вы поймали волшебную рыбку, о чем бы ее попросили? Чтобы робот делал уроки, чтобы была летающая тарелка, можно было полететь на другую планету.
Может через сотни лет ваши мечты превратятся тоже в реальность.  
Слайд 13. Звучит отрывок из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» Движения  под музыку.
Физкультминутка.  
Ребята, раскрою один секрет. Буква Щ дружит не со всеми гласными. Послушайте сказку и скажите, с какими гласными буква Щ не дружит?  
Жила-была на свете Щ, а неподалеку жили гласные У, Ю, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Начала водить Щ и позвала себе на помощь Ч, а гласные побежали прятаться. Щ и Ч  хорошо ищут,  во все щели заглянули, шуршат кругом –  нашли уже почти всех. Вот только никак не могут найти две гласные  – Ю и Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, обиженные, усталые, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером.
Проходят мимо соседнего домика и видят, что  Ю, Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, чай пьют с пряниками. Обиделись буквы Щ и Ч –  с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе с ними!
Слушают.
С какими гласными буква Щ не дружит? «Я» и «Ю».
Какая еще буква не дружит с «Ю» и «Я»? «Ч»
Слайд 14.  
Вставьте пропущенные буквы, помните правило. Вставляют пропущенные буквы.
Работа с текстом Прочитайте правило, записанное в учебнике на стр. 63. Это правило  нужно запомнить. Читают. Хором повторяем правило.
Прочитайте загадки про овощи (стр. 64 «Азбука»). Найдите отгадки. Работают в паре.
Какие слова Вам помогли догадаться, о чем идет речь в первой загадке?
Второй?
Третьей?
Находят слова из текста.
Слайд 15.  
Игра «Что лишнее?» Яблоко. Так как капуста, лук, морковь – овощи, яблоко – фрукт.
Слайд 16.  
Ребята, слова рассыпались. Соберите их.  (Далее У. проводит работу с составленными словами). Составляют слова.
У. показывает слово «клещи».  
Прочитайте его? Какой вариант верный? Ответы детей.
Слайд 17.  
Что изображено на первом рисунке?
Прочитаем правильно это слово.
Насекомые
Читаем хором слово  «клещи'»
Что изображено на втором рисунке?
Прочитаем правильно это слово.
Инструмент. 
Читаем хором слово «кле'щи».
Вернемся к вопросу: «Какой вариант верный»? Как правильно произносить слово «клещи». Оба варианта верные, т.к. у этого слова 2 значения.
Что меняет значение  слова?
Составим предложения  с данными словами.
Ударение.
Будь осторожен! Здесь клещи!
У моего папы есть клещи.
Слайд 18.  
Что обозначает слово «щегол»?
Посмотрите на экран. Какая она?
Это птица.
Нарядная, красивая,  разноцветная.
Слайд 19.  
Работа с текстом – Послушайте стихотворение  (стр. 65 «Азбука»). О каких щётках здесь говорится?

Этой щёткой чищу зубы,
Этой щёткой – башмаки,
Этой щёткой чищу брюки.
Все три щётки мне нужны.

О щетках для обуви, одежды и зубной щётке.
Прочитаем выразительно стихотворение по цепочке, каждый читает по одной строчке.  
Какое слово спряталось в нем? В последней строчке «Все три щётки  мне нужны» спряталось слово «трещотки»
Что такое «Трещотка»? Музыкальный инструмент.
Вспомните, из какого произведения эта скороговорка?

«И сейчас же щётки, щётки
Затрещали как трещотки».

«Мойдодыр»
Какого человека называют «трещоткой»? Человек, который много болтает.
Рефлексия учебной деятельности Слайд 20.  
Ребята, вернемся к целям урока?

«Я научился различать новый звук в словах?»
«Я научился различать буквы Щ,щ?»
«Я научился читать слоги, слова с новой буквой?»

Оцениваем себя с помощью «Светофора».
Что вас удивило?
Что понравилось?
Ответы детей.
Подведение итога урока Почему буква «Щ» на ленте букв находится на нижней строчке и живет в зеленом домике? «Щ» обозначает согласный, глухой, всегда мягкий звук [щ’].
Как пишем сочетания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ? ЧА-ЩА пиши с буквой А
ЧА-ЩА пиши с буквой У.
Трудолюбие, внимательность, фантазия, смекалка,  дружба помогли вам достичь цели.
Спасибо за урок!