Цель урока: ознакомить учащихся с прикладными программами общего назначения; сформировать у учащихся знания о назначении, функциональных возможностях и элементах программного обеспечения.
Задачи урока:
- Образовательные:
- сформировать представление о программном обеспечении и его составляющих;
- в процессе изучения материала классифицировать наиболее используемые программы.
- Воспитательные:
- создать условия для развития познавательного интереса учащихся к предмету, повышения мотивации, воспитания информационной культуры, аккуратности, внимательности, дисциплинированности при работе на ПК.
- Развивающие:
- создать условия для формирования ключевых компетенций:
- рефлексивной – через формулирование цели, анализ, самооценку и самоконтроль своей деятельности; умение самостоятельно определять задачи своей деятельности; продолжить развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы; коммуникативной – через различные виды речевой деятельности: монолог, диалог, дискуссию; информационной преобразовывать информацию из одного вида к другому, анализ, синтез; ценностно-смысловая – осознанно определять собственное отношение к материалу.
Тип урока. Урок изучения новых знаний
Планируемый результат: обучающиеся:
- знают основные понятия темы, составляющие программного обеспечения;
- приводят примеры программ обработки символьной, графической, звуковой информации;
- классифицируют программы;
- определяют, какое программное обеспечение установлено на компьютере;
- формулируют собственную точку зрения по проблеме, поставленной во время изучения материала, аргументируют ее.
Оборудование:
- технические средства: компьютер с операционной системой MS Windows, мультимедийный проектор, экран, школьная доска;
- программные средства: Microsoft Word, Power Point;
- раздаточный материал: рабочая карточка по теме (Приложение 1), карточка с домашним заданием (Приложение 5).
Цели использования ИКТ: повышение мотивации учащихся, активизация познавательной деятельности учащихся, оптимизация труда учителя.
Формы организации работы детей: индивидуальная (заполнение рабочего листа: систематизация полученных знаний, выполнение практической работы на ПК) и фронтальная (обсуждение проблемного задания).
Структура урока:
1. Организационный этап (1 минута)
2. Этап актуализации (4 минуты)
3. Этап изучения нового материала (20 минут)
4. Физкультурная пауза (2 минут)
5. Этап закрепления (8 минут)
6. Этап рефлексии (3 минуты)
7. Этап информации о домашнем задании (2 минуты)
ХОД УРОКА
1. Организационный этап
Приветствие учащихся, выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.
2. Этап актуализации знаний
Для начала давайте проведем логическую
разминку, разгадаем ребусы:
Каждый учащийся получает по одному ребусу. (Приложение 2)
Слайды 2-7
Выполнив задание, проведем проверку, сравнивая
полученные результаты со словами на доске.
Мы получили шесть различных слов, но есть
устройство, объединяющее все эти понятия.
Это – Компьютер.
Слайд 8
Давайте вспомним, как называется совокупность
всех технических средств, составляющих
компьютер.
Это – Аппаратное обеспечение компьютера.
Давайте решим следующую задачу. Допустим, у вас
есть важная информация, которую необходимо
внести в компьютер и сохранить, есть набор
основных устройств компьютера (системный блок,
монитор, клавиатура, мышь), подключенных в единый
комплекс. Сможем мы выполнить поставленную
задачу? Да и будет ли работать компьютер? Что еще
необходимо для его работы?
Не хватает Программного обеспечения компьютера.
Слайд 9
Современный компьютер представляет собой
двуединую систему, состоящую из аппаратной части
(технических устройств «hardware» – твердая
компонента) и программного обеспечения («software» –
мягкая компонента)
Компьютер = Аппаратура (hardware) + Программное
обеспечение (software)
3. Этап изучения новых знаний
Сообщает учащимся тему урока, формулирует цели урока:
Слайд 10
– Задача нашего урока – познакомиться с
понятием “Программное обеспечение», узнать, что
включает в себя это понятие, выяснить, какие
программы относятся к прикладному программному
обеспечению.
– Какие программы вы знаете? (Учащиеся
называют программы, учитель записывает названия
на доске).
– А теперь давайте сформулируем определение
Программного обеспечения.
Слайд 11
– Что же входит в понятие программное обеспечение?
Слайд 12
Первое – системное программное обеспечение. Это программы, обслуживающие “железо”. Программы, без которых компьютер работать не будет. Сюда входит известная вам и очень важная программа – операционная система (у нас в классе Windows) и другие нужные компьютеру программы, о которых подробнее мы поговорим на следующем уроке.
Второе – прикладное программное обеспечение. Это программы для пользователя (т.е. для нас с вами). Одни из них могут быть установлены на ваш компьютер, другие нет. Все зависит от желаний пользователя. Если он создает документы, то ему потребуется программа текстовый редактор, если увлечен рисованием, то подходящий ему графический редактор, если переводит, то – программа-переводчик и т.д. В эту группу входят и ваши любимые игровые программы.
И третье – это системы программирования – средства, позволяющие человеку (программисту) самому создавать программы для компьютера.
Слайды 13-15
Сегодня мы поговорим подробнее о «прикладном
программном обеспечении».
Какие же программы (их еще называют Приложениями)
на наших с вами компьютерах относятся к
прикладному программному обеспечению?
Если вам задали написать реферат по истории или географии, то с какой программой вы будете работать? Верно – Microsoft Word.
Текстовые редакторы (процессоры) предназначены для создания текстовых документов. Вы знакомились с некоторыми из них в 5 и 6 классах (Блокнот,Word Pad, MS Word) Если необходимо, текстовые документы могут включать в себя графику, звук, видеоизображение и т.п.
Слайд 16
Необходимо произвести расчеты по математике,
какой программой вы воспользуетесь? Верно –
калькулятор или Microsoft Excel.
Калькуляторы и электронные таблицы
предназначены для обработки числовых данных.
Слайд 17
У вашего друга день рождения, вы должны создать
красивую открытку, какая программа подойдет в
этом случае? Верно – Paint, PhotoShop.
Графические редакторы позволяют создавать и
редактировать рисунки.
Слайд 18
Вы устали и вам хочется послушать музыку, какая
программа позволит вам это выполнить? Верно –
WinAmp, AIMP.
А какая программа подойдет для просмотра видео?
Верно – Windows Media плеер, Power DVD.
Звуковые редакторы позволяют работать со звуком,
а мультимедиа проигрыватели предназначены для
воспроизведения звука, анимации и видео.
Слайды 19-20
Если же вас попросят подготовить выступление
перед какой-либо аудиторией, какой программой вы
воспользуетесь? Верно – Power Point.
Программы для разработки презентаций (то, что вы
сейчас видите на экране, называется презентацией
и создана она с помощью прикладной программы
PowerPoint).
Слайд 21
А если вам необходимо найти нужную информацию в
Интернете, или пообщаться с друзьями,
находящимися вдали от вас, с помощью какой
программы вы это сделаете? Верно – Internet Explore, Opera.
Коммуникационные программы служат для обмена
информацией с другими компьютерами.
Слайд 22
4. Физкультурная пауза (2 мин.)
– Давайте немного отдохнем, расслабимся, выполним несложные упражнения. Дежурный по классу проводит зарядку.
– Далее проведем гимнастику для глаз (офтальмотренаж).
5. Этап закрепления
Данный этап дифференцирован, учащимся
предлагаются задания двух уровней. Более слабым
ученикам нужно классифицировать предложенные
названия программ по трем блокам: «Системное ПО»,
« Прикладное ПО», «Системы программирования». (Приложение 3)
Сильным же учащимся требуется указать
необходимое программное обеспечение
используемое людьми в конкретных ситуациях. (Приложение 4)
6. Этап рефлексии:подведем итоги, какие задачи мы ставили вначале урока, и каких успехов достигли.
7. Этап информации о домашнем задании
Домашнее задание по карточкам. (Приложение 5)
Уровень знания: Знать виды программного
обеспечения
Уровень понимания: Привести примеры
программ обработки символьной, графической и
звуковой информации
Уровень применения: Определить, какое
программное обеспечение установлено на вашем
домашнем компьютере. Как вы его используете?