Цели:
- углубить знания о творчестве выдающегося русского художника В.И.Сурикова;
- совершенствовать навыки работы по картине на историческую тему;
- воспитывать чувство гордости за свою историю и культуру.
Оборудование:
- автопортрет В.Сурикова,
- репродукции картин “Боярыня Морозова”, “Утро стрелецкой казни”, “Меншиков в Берёзове”.
При подготовке к мероприятию учащиеся изучают биографию художника, методы работы над картиной, работу экскурсовода. Учащиеся выполняют роли искусствоведов, биографов, экскурсоводов.
Ход мероприятия
I. Слово искусствоведа (учителя).
В год Российской истории мы хотим поговорить о замечательном художнике исторического жанра.
Ему - великому титану, гению русской живописи Василию Ивановичу Сурикову – мы посвящаем наш сегодняшний вечер.
Биография 1 ученица в роли биографа
Слайд 1
Василий Иванович Суриков родился 12 января (24 по новому стилю) 1848 года в городе Красноярске в семье губернского регистратора Ивана Васильевича Сурикова. Семья принадлежала к старинному казачьему роду. "Предки его пришли в Сибирь вместе с Ермаком. Род его идет, очевидно, с Дона, где в Верхне-Ягирской и Кундрючинской станицах еще сохранились казаки Суриковы. " Имена Суриковых и Торгошиных (предков художника со стороны матери) упоминаются в списках бунтовщиков, выступивших против сибирского воеводы Дурново в конце XVII века.
Суриков всегда гордился своими предками и своей родиной - Сибирью.
Любимыми развлечениями сибиряков были кулачные бои и охота. С малых лет Суриков ходил с отцом на охоту и прекрасно стрелял, а в юности любил участвовать в кулачных боях.
Слайд 2
Огромное влияние на Сурикова оказала его мать Прасковья Федоровна. Она была незаурядным человеком - сильная, смелая, проницательная - "посмотрит на человека и одним словом определит".
Слайд 3
В 1856 году Суриков поступил в приходское училище в Красноярске. Там способности мальчика к рисованию были замечены преподавателем Н.В. Гребневым, который стал заниматься с ним отдельно, рассказывал о произведениях классического искусства, водил рисовать с натуры акварельными красками виды Красноярска.
В 1861 году Суриков закончил школу с похвальным листом.
Слайд 4
Когда Сурикову было одиннадцать лет, от чахотки умер его отец. Прасковья Федоровна с тремя детьми: Васей, Катей и младшим Сашей - оказалась в трудном материальном положении. Пенсия за отца была маленькой, часть дома приходилось сдавать жильцам. После окончания училища Василий поступил на службу в канцелярию, однако занятий живописью не оставил, напротив, он твердо решил стать художником. К этому времени Суриков уже добился признания в Красноярске: его акварели ценились земляками, он давал уроки в доме губернатора.
Слайд 5
Губернатор познакомил Сурикова с золотопромышленником П.И. Кузнецовым, который решил принять участие в судьбе талантливого юноши и предоставил ему стипендию на обучение в Академии художеств в Петербурге.
Суриков блестяще учился в Академии и в 1875 году окончил ее, представив картину “Апостол Павел. Однако золотую медаль он за нее не получил и уехал в Москву, где начал работать над росписями храма Христа Спасителя.
Слайд 6
В 1878 году женился. имел двух дочерей: Ольгу и Елену. Его жена Елизавета Августовна Шаре по отцу была француженкой, а по матери приходилась родственницей декабристу Свистунову. Познакомились они еще в Петербурге. И Суриков, и Елизавета Августовна очень любили органную музыку и часто по воскресеньям приходили в костел Святой Екатерины на Невском проспекте слушать хоралы Баха, исполнявшиеся во время мессы. Во время работы над росписями в храме Христа Спасителя Суриков часто наездами бывал в Петербурге, встречался с Елизаветой Августовной, был представлен ее отцу Августу Шаре, который держал небольшое предприятие по торговле бумагой. Суриков мечтал поскорее закончить работу в храме Христа Спасителя, которая не захватила его, стать материально независимым и жениться. Венчание состоялось 25 января 1878 года во Владимирской церкви в Петербурге. Со стороны жениха присутствовали только семья Кузнецовых и Чистяков. Суриков ничего не сообщил родным в Красноярск: он боялся реакции матери на известие, что женится на француженке.
С 1878 по 1888 год Суриков написал три свои самые известные и лучшие картины: Утро стрелецкой казни, Меншиков в Березове, Боярыня Морозова.
2 ученица. В роли экскурсовода
Утро стрелецкой казни
На картине – раннее московское утро казни стрельцов после их последнего бунта в 1698 году. Среды толпы, заполнившей Красную площадь, выделяются стрельцы в белых рубахах смертников, с зажжёнными свечами в руках. Последние минуты перед казнью, минуты предельного душевного напряжения. Художник сталкивает в психологическом противоборстве стрельцов и царя. Стрельцы – это Русь уходящая, а царь Пётр I – новая Русь. Центральное место уделено стрельцам и их близким, а царь как бы в стороне не на видном месте.
Особенно выделяется рыжебородый бунтарь, в глазах которого лютая ненависть к царю. Здесь происходит поединок взглядов царя и стрельца. Стрельцы – это сильные люди, мужественные, они не покорились царю до самой смерти. Рядом с ними их родные и близкие. Плач и горе можно увидеть и услышать на этой картине. Но и царь силён, сильны его сподвижники. За его плечами стоят преданные ему преображенцы. Они бережно ведут обессилевшего от пыток стрельца. Народ разорван, разобщён. Пётр I ломает народные судьбы на пути европеизации России.
Художник вкладывает в изображаемое событие общегосударственный, общенародный смысл, поэтому он переносит казнь из Преображенской слободы, где она в действительности происходила , на Красную площадь, на Лобное место (центр государственной жизни Руси). Стрельцов художник пишет на фоне как бы обезглавленного Собора Василия Блаженного. В архитектуре царит порядок. Это оттеняет беспорядочное движение толпы. Чувствуется приближение кровопролития. Много красного цвета в одежде стрельцов. Ещё ярче он загорается в соседстве с белым цветом рубах и жёлтым цветом свечей. Народ – главный герой картины.
Петр I - это единственный персонаж, которого художник писал с портрета. Для всех остальных Суриков находил натурщиков. Рыжебородый стрелец с
ястребиным профилем был написан с могильщика Ваганьковского кладбища Кузьмы, которого нашел Репин. Суриков долго уговаривал недоверчивого упрямого Кузьму позировать. Чернобородого стрельца, сидящего в телеге, Суриков писал со своего дяди Торгошина, девочку с испуганным лицом на переднем плане – со своей дочери Ольги.
3 ученица. В роли экскурсовода
Сразу же после её написания у Сурикова возникает замысел картины “Боярыня Морозова”, но потом, чтобы отдохнуть, начал писать “ Меншикова”.
IV. Работа по картине В.Сурикова “Меншиков в Березове”
Василий Иванович Суриков обращается к подлинному факту истории: сибирской ссылке фаворита Петра I Александра Даниловича Меншикова.
В холодной тёмной избе за чтением Евангелия коротает свои дни когда-то удачливый и всесильный временщик. Его окружают дети: Мария (в прошлом невеста Петра II), сын Александр и младшая дочь Александра. Они отгорожены от мира. Как удалось это показать художнику? Фигуры изображённых людей масштабны по сравнению с низким, тесным пространством избы. Художник объединяет всех членов семьи за стол, за общим, казалось бы, делом. Но если присмотреться внимательнее, то два человека разъединяют этот круг. Отец и старшая дочь Мария смотрят отрешённо куда-то и думают каждый о своём. Они одиноки. Они живут воспоминаниями. У них нет будущего. Меншиков и Мария умрут в Березове. Младшие дети по воле Елизаветы, дочери Петра I , возвратятся в столицу, но судьба их на воле будет несчастной, как и судьбы многих людей послепетровской эпохи.
Трагедия заключается в том, что такой умный, сильный человек вынужден бездельничать, не осуществить свои замыслы. Он большие надежды возлагал на дочь Марию, но его мечтам не суждено было сбыться. В обрисовке этих двух персонажей художник использовал чёрный и серый цвета. Мария сидит в чёрной шубке, которая подчёркивает её хрупкость, бледность её лица. А в глазах – глубокая грусть, печаль.
А вот младшая дочь в цветистом парчовом платье, в нарядной душегрее написана в радостной цветовой гамме. Она золотоволосая. Художник вводит двойное освещение: тёплый свет лампады и холодный свет зимнего дня, льющийся из узкого, покрытого льдом окна.
4 ученица. В роли экскурсовода
В.Суриков много путешествует за границей. Он побывал во Франции, Италии, Испании. Он много рисует акварелью. Его интересует всё: архитектура, природа , люди. Но продолжает думать о “Боярыне Морозовой”.
V. Работа по картине В.Сурикова “Боярыня Морозова”.
В картине “Боярыня Морозова” Суриков вновь выбирает тему конфликта, при котором главный герой погибает, не предав своих убеждений. Боярыня Федосия Прокопиевна Морозова, жена боярина Морозова, раскольница ,состоявшая в переписке с Аввакумом, оказывавшая ему материальную помощь, вступила в личное противоборство с правящим режимом, за что была заживо погребена вместе со своей сестрой Евдокией Урусовой в земляной тюрьме в Боровске.
Исступлённое, иссушенное огнём фанатизма лицо её приковывает внимание зрителя. Глаза горят верой в свою правоту. Рука взметнулась в двуперстном знамении. Рот полуоткрыт. Она, идя на смерть, продолжает убеждать людей в своей вере. Весь её облик полон духовной силы. Её чёрные бархатные одежды разметались, они придают ей значительность. В картине контраст белого и чёрного. На полотне изображён московский люд того времени. Боярыня господствует над толпой. Люди по – разному реагируют на неё.
Сидящий на снегу в жалком рубище юродивый, возможно, из тех, кого она призревала в своём доме, открыто отвечает на призыв боярыни двуперстным знамением.
Полны сострадания и странник со старообрядческим посохом в руках, пожилая горожанка, держащая платок, расшитый жемчугом (жемчуг в народной поэзии – это слёзы). Низко склонилась боярышня в золотом платке и вине- голубой шубке. В боярышне душевная кротость и стойкость. Не случайно художник сопоставляет её с Богоматерью на иконе, видной на стене церкви. Цвет платка и наклон головы соответствуют иконе. Особенно удались Сурикову женские персонажи. Они разные. Но в них раскрыты национальные черты характера русской женщины: доброта, отзывчивость к человеческим страданиям, душевная мягкость и вместе с тем жизненная стойкость, готовность пойти на подвиг. Главное – показать великое множество человеческих чувств и переживаний.
Белый снег. Пасмурное небо. Голубовато –серебристый воздух зимнего дня как бы смягчает пестроту толпы.
Очень долго художник искал образ Морозовой. “Я на картине сперва толпу написал, а её после. И как ни напишу её лицо - толпа бьёт. Ведь сколько времени я его искал. Всё мелко было, терялось в толпе. И вот приехала к нам начётчица с Урала – Анастасия Михайловна. Я с неё написал этюд в садике в два часа. И как вставил её в картину – она всех победила”.
“Боярыня Морозова” - вершина творчества Сурикова. Он вошёл в русское искусство как великий исторический живописец. Его творчество стало школой для многих поколений художников.
5 ученица. В роли искусствоведа
Прожив большую часть жизни в Москве, Суриков считал единственным родным местом на земле - дом в Красноярске. В 1948 году, в 100-летнюю годовщину со дня рождения художника, в его родном доме был открыт мемориально-художественный музей, который в 1983 году получил статус музея-усадьбы В.И. Сурикова.
В создании музея принимали участие дочери В.И. Сурикова - Ольга Васильевна и Елена Васильевна.
Вместе с музеем родилась и его коллекция. Начиналась она с одиннадцати работ - сегодня в коллекции девяносто работ великого художника.
VI. Подведение итогов выступлений экскурсоводов.
Музыкальное произведение – “Нежность” С. Рахманинов.
Я ИСЧЕЗАЮ..." - таковы были последние слова, сказанные умирающим Василием Суриковым... А до этого - сорок лет титанической работы, грандиозные произведения, поражавшие всех и всякого, всеобщее восхищение и суеверное поклонение перед гением художника. Боярыня Морозова, Утро стрелецкой казни, Меньшиков в Березове, Покорение Сибири Ермаком, Переход Суворова через Альпы, Исцеление слепорожденного Иисусом - каждая из этих картин становилось целой эпохой в развитии русской живописи.
Заключительное слово искусствоведа.
Художник жил в начале XX века, а писал картины о XVII веке, но ни у кого не возникало сомнений, что автор чего-то не знает о прошлом: настолько мастерски он передал события тех лет, людей, дух того времени. Суриков сам жил в переломное время. Назревала революция 1917 года. Это было смутное время. Чтобы разобраться в нём, художник заглянул в прошлое России. Такие картины современны, потому что человек всегда будет соотносить настоящее с прошлым, чтобы извлекать уроки и не повторять ошибок.
Искусство облагораживает человека, делает его умнее, добрее, обогащает духовно. Знакомство с художником – это прикосновение к его душе, к его чувствам, мыслям. Изучая творчество художников, мы познаём историю и культуру своего народа.