Урок истории по теме "Путешествие сквозь века"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (15 МБ)


Цель: Гражданско-патриотическое воспитание учащихся.

Задачи:

  • содействие развитию интереса к предмету;
  • углубление и расширение знаний школьников о героических страницах истории своего Отечества;
  • развитие и коррекция познавательных процессов, коммуникативных навыков общения;
  • формирование коммуникативных навыков общения, умения работать в группах, принимать решения;
  • воспитание чувства гордости к историческому прошлому Родины, ответственности.

Продолжительность: 45 мин.

Авторский медиапродукт: презентация.

Средства обучения: компьютер с программой PowerPoint, мультимедийный проектор, экран.

Ход и содержание урока

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В Год российской истории (Указ Президента Российской Федерации от 9 января 2012г. № 49 “О проведении в Российской Федерации Года российской истории”) и в соответствии с областной целевой программой “Патриотическое воспитание граждан в Свердловской области” на 2011-2015 годы разработан целый комплекс мероприятий (в том числе и данный урок). На 2012 год выпадает немало исторических дат, это и позволило учителю в конце знаменательного года провести данное занятие, направленное на обобщение и закрепление знаний по истории Отечества и именно поэтому оно имеет ряд отличительных особенностей в условиях и методах проведения:

во-первых, главный акцент необходимо сделать на такие понятия, как “Родина”, “патриотизм”, “государство”, “государственность” “гражданин”, “символы государственности”;

во-вторых, мероприятие проводится с активным участием общественности, родителей;

в-третьих, приоритеты в иерархии целей на этот раз будут отданы не знаниям, умениям и навыкам, а ценностям духовно-нравственной и гражданско-правовой ответственности молодёжи и подростков;

в-четвёртых, занятие обязательно должно проводиться в интерактивном режиме, т.е. с применением новейших методов активного обучения, способствующих взаимопониманию, демократизации и самоутверждению учащихся.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель говорит коротко о том ЧТО, КАК и ЗАЧЕМ мы будем делать на этом уроке.

ЧТО мы будем делать?

1. Обобщим наши знания по истории Отечества, сделаем краткий обзор юбилейных исторических дат, приходящихся на 2012 год, и отметим их духовно-нравственное, воспитательное значение.

2. Дадим оценку деятельности исторических личностей; закрепим знание основных дат и понятий.

3. Осмыслим и определим для себя мнимые и истинные “нравственные ценности” необходимые для формирования национального самосознания.

КАК мы будем это делать?

1. Всё это мы будем делать в командах, разделившись на группы.

2. Творчески подходя к заданиям. Мы будем отвечать на вопросы, дискутировать и заявлять свою позицию.

ЗАЧЕМ нам всё это?

1. Чтобы почувствовать себя причастными к жизни своего государства, своего народа, чтобы понять: любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу, неразрывно связаны с его историей, культурой, достижениями, проблемами и это составляет духовно-нравственную основу личности, формирует ее гражданскую позицию. Я – гражданин своей страны.

I. Организационный момент.

Вступление учителя.

"Каждый народ вправе гордиться своей историей. Но история русского народа — неповторимая, особенная, самобытная. Ее тысячелетиями создавали наши предки, они формировали государственность, по крупицам собирали земли, оттачивали русский язык, приумножали культуру, выковывали русский характер. То, что нам досталось от прошлых поколений, добыто трудом и кровью миллионов людей. Поэтому мы с благодарностью должны помнить о делах дней минувших, изучать и знать историю своего Отечества и своего народа".

2. “Погружение” в новую тему.

Две даты русской истории: 862г. и 2012г., что, по-вашему, их связывает?

9 марта 2011г. Экс-президент России Дмитрий Медведев принял предложение правительства РФ о праздновании в 2012 году 1150-летия зарождения российской государственности. Празднование 1150-летия российской государственности “послужит консолидации российского общества”. По его мнению, подобные праздники способствуют становлению нации.

- О чем, по-вашему, должна идти речь, когда говорят о государственности России?

- Становление и развитие российской государственности насчитывает много веков. Начало этому процессу было положено в Древнерусском государстве и продолжается до сих пор. И сегодня, я предлагаю совершить виртуальное путешествие по страницам нашей истории. Не совсем обычное путешествие, путешествие – игра.

3. Целеполагание.

"В лето 6370 (862) изгнали варягов за море, но не дали им дани, и стали владеть сами собой.

Но не было среди них правды, и встал род на род, и началась у них междоусобица. Они сказали себе:

- Надо князя найти, чтобы владел нами и судил по праву.

И пошли они за море к варягам.

- Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всю русь, пришли и сели в славянских землях”.

- В каком своем великом произведении монах Нестор написал эти строки?

Сформулируйте цели игры

Формулируют цели урока:

- привлечение внимания общества к российской истории;

- углубление и расширение знаний по истории;

- воспитание чувства гордости к историческому прошлому Родины.

В 862 году произошел акт добровольного соглашения славянских и угро-финских племен, договорившихся ради прекращения междоусобиц призвать в качестве правителя “человека со стороны”, не связанного ни с одним из местных кланов, который должен был выполнять функции третейского судьи, “судить по праву”, то есть по закону. Таким приглашенным правителем стал князь Рюрик, положивший начало первой русской династии, правившей страной более семи веков. Традиционно 862 год считается датой зарождения российской государственности, точкой отсчета отечественной истории.

- Какой эпиграф к нашему занятию можно подобрать?

Например:

  • “Плох тот народ, который не помнит и не ценит и не любит своей истории”. В.М. Васнецов
  • “Не любить историю может только человек, совершенно не развитый умственно”. Н.Г.Чернышевский

4. Организация работы в группах

Предлагаю распределиться на команды.

Провожу инструктаж (правило работы в группе, объем времени на работу в группе, способы добывания информации, критерии работы)

5. Знакомство с правилами игры.

В игре принимают участие 2-3команды.

Их основная цель отвечать на вопросы и зарабатывать как можно больше очков. Суть игры заключается в том, что команда (выигравшая в блиц-опросе на право первой начать игру) выбирает категорию вопроса и зарабатывает баллы. Правило игры можно варьировать: если команда отвечает на вопрос, то либо допускать переход хода к другой команде, либо продолжает играть ответившая.

1.Выбери ячейку с номером и щёлкните по ней мышкой

2. Прочитайте вопрос.

3. Время на обдумывание – 10 секунд.

4. После звукового сигнала дайте устный ответ.

5. Для проверки щелкните мышью по слову “Ответ”.

6. Чтобы продолжить игру, щёлкните мышкой по кнопке “выбор”.

Счет игры фиксируется в турнирной таблице. Каждая команда зарабатывает определенное количество баллов.

7.Затем переходим по кнопке на основное игровое поле.

Снова выбираем конкурс.

На игровом поле кнопки пройденных конкурсов исчезают.

6. Блиц-опрос

  1. Назовите город Южной Руси, столицу Древнерусского государства, павший 6 декабря 1240 года? (Киев).
  2. Назовите город, который 7 недель оборонялся от монголо-татар и был прозван “злым городом”? (Козельск).
  3. Какую фамилию носил царь ПетрI? (Романов)
  4. Какой князь погиб от укуса змеи, выползшей из головы его мертвого коня? (Олег)
  5. Как называлась ханская грамота с правом на княжение? (Ярлык).
  6. В каком году произошло принятие христианства на Руси? (988)
  7. В каком году в христианстве произошел раскол на 2 церкви? (1054)
  8. Как называлась Западная церковь? (Католическая)
  9. Как называется наука о гербах? (геральдика)
  10. Что в доме являлось границей между земным и потусторонним миром? (Зеркало).

Примечание: вопросы можно подобрать любые

7. Игровой этап

Категории вопросов

Культура – за цветными прямоугольниками спрятано фото художественного объекта, по щелчку открывается выбранная часть фото, кнопка “фото” - просмотр изображения.

Узнай дату – дети сначала должны назвать событие, связанное с этой датой, потом объяснить значение этого события в истории.

Личность в истории – за отведенное время, должен прозвучать ответ.

Женщина в истории – каждый вариант ответа детей, можно проверить кнопкой “ответ”.

Исторический калейдоскоп – рекомендуется провести в конце игры, чтобы разыграть дополнительные очки.

Дополнительное задание:

1. Кратко расскажи о Бородинском сражении.

2. П.А.Столыпин. Что ты о нем знаешь? и другие.

9. Подведение итогов.

Вывод. Возвращение к эпиграфу урока.

- Что означает история для вас?

Историю нашей страны необходимо знать для того, чтобы

- Выполнять свой патриотический долг

- Уважать историю и традиции России

- Знать важнейшие события отечественной истории в их взаимосвязи с событиями мировой истории и др. ответы.

10. Рефлексия.

- Какая цель была поставлена на уроке?

- Насколько она была реализована?

- Что получилось? Не получилось?

- Что хотели бы изменить?

- Какой была работа в группе?

- Какие приращения произошли?

- С чем уйдете с урока?

- Какую оценку деятельности получили?

Самооценка участников игры – “корзина настроений”.

  • Оранжевый жетон – “Я хорошо работал, помог своей команде”.
  • Зелёный жетон – “Мне было интересно, но знаний не хватило”.
  • Синий жетон – “Я был пассивен. Мне не интересно”.

Каждый участник урока выбирает цветной круглый жетон, соответствующий его настроению и самооценке и опускает в прозрачную вазу, стоящую на столе учителя.

11. Подведение итогов

Спасибо членам жюри. Спасибо всем участникам и зрителям. Мы сегодня имели возможность оценить наше знание ключевых событий истории. Поздравляем победителей.

Зачитываются итоговые баллы, определяется победитель.

Промелькнули перед глазами страницы истории. Но нам многое ещё предстоит узнать.

Благодарю за урок!

Используемыеучебники и учебные пособия.

1) О праздновании 1150-летия зарождения российской государственности: указ от 3 марта 2011 г. № 267. Российская газета. - 2011. - 5 марта - (Д.А.Медведев).

2) Анисимов Е.В. Императорская Россия. – СПб.: “Питер” 2008.

3) Анисимов Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. – СПб.: “Питер” 2011.

4) Бобров А. А. Рубежи истории и литературы : 2012 год - Год русской государственности. Советская Россия. - 2011. - 28 июля.

5) Карамзин Н. М. “ История государства Российского”, том 1.

6) Большая школьная энциклопедия “Русика”. История Древней Руси.- М.:ОЛМА-ПРЕСС,2002.

7) Большая детская энциклопедия. Том 5. История России. Часть 1. От древних славян до конца XVII века. Издательство: Астрель, МИР ЭНЦИКЛОПЕДИЙ Аванта+, 2009 г.

8) Сахаров А.Н, Буганов В.И.. История России с древнейших времен до конца XVII века.: учеб. /Под ред. А.Н. Сахарова. – М.:ТИД “Русское слово”, 2006.

9) История России. Энциклопедический словарик школьника. Шинкарчук С.А., Синова И.В. – М. “Дрофа”, 2008.

10) Повесть временных лет составители: Лихачев Д.С., Романов Б.А. - издательство АН СССР - 1950г. Том 1

11) Скрынников Р.Г. Русь X-ХVII века. – СПб.: Издательство “Питер”- 1999г.

Интернет-ресурсы.

  1. http://www.1150russia.ru
  2. http://state.kremlin.ru/face/12075
  3. http://www.russdom.ru/node/4293
  4. http://borodino200let.moy.su/news/200_let_borodinskomu_srazheniju/2012-02-15-5
  5. http://dic.academic.ru/dic.nsf/russian_history/7471/СТОЛЫПИН
  6. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1
    %8B%D0%BF%D0%B8%D0%BD&stype=image&lr=54&noreask=1
    история России
  7. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC%20%D1
    %85%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%20%D1%81%D0%BF%D0%B0%
    D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F&img_url=zargradet.ru%2Fwp-content%2
    Fuploads%2F2012%2F02%2Fhram.jpg&pos=0&rpt=simage&lr=54&noreask=1
    Храм христа спасителя
  8. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%
    BE%D1%81%20%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%
    D0%BA%20%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D1%83%20%D0%B8%
    20%D0%BF%D0%BE%D0%B6%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%
    BC%D1%83&stype=image&lr=54&noreask=1
    Мартос памятник Минину и Пожарскому
  9. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B2%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%B5%
    D1%86%D0%BE%D0%B2%20%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%
    BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8F%D0%B3%D0%BE%D0%B2
    Призвание варягов
  10. http://russia.rin.ru/guides/4501.html
  11. www.liveinternet.ru/community/1726655/post84490574/
  12. http://nwapa.spb.ru
  13. http://s44.radikal.ru/i106/1109/18/e06792da5cbd.jpg
  14. http://s003.radikal.ru/i202/1109/e8/01665046db3b.jpg
  15. http://s43.radikal.ru/i099/1109/bb/2252aac4a28e.jpg