Цель: осознание детьми себя, как участников дорожного движения, пропаганда ПДД среди детей и подростков.
Задачи:
- познакомить с понятиями “участник дорожного движения”, “пешеход”, “пассажир”, “велосипедист”, выявить базовый уровень знаний учащихся;
- развить интерес к предмету, коммуникативные способности, развить умение строить причинно-следственные связи;
- воспитать позитивное, уважительное отношение к ПДД.
Оборудование: магнитная доска, магниты, схемы по уроку, ноутбук, мультимедийная установка, презентация “На улицах и дорогах”, бейджи, светоотражающие фликеры.
Ход занятия
Орг. момент. Приветствие. Знакомство с группой
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Елена Валерьевна, я руководитель объединения “Азбука безопасности”. Так как я еще вас не знаю, предлагаю познакомиться. На листочках напишите свои имена, без фамилий и вставьте их в бейджи. Бейджи прикрепите на одежду. Все справились? Замечательно. Для более близкого знакомства мы сейчас поиграем в игру “Автобусная остановка”. А заодно узнаем, какие вы внимательные и наблюдательные. Представьте, что вы ждете автобус на остановке. Я – диспетчер. Автобусы забирают пассажиров с определенными признаками. Если признак вам подходит, вы подходите к диспетчеру, садитесь в этот автобус. Если – нет, остаетесь на месте. Итак, внимание...
- Автобус забирает пассажиров (детей) с голубыми глазами;
- Автобус забирает пассажиров, имя которых начинается на букву “А”;
- Автобус забирает детей пассажиров, в одежде которых присутствует красный цвет;
- Автобус забирает детей пассажиров, в именах которых есть буква “О”;
- Автобус забирает всю группу.
И сейчас автобус привезет нас в увлекательную страну правил дорожного движения. Садитесь на свои места. Конечная остановка.
Изучение нового материала
- Скажите, ребята, как вы думаете, для чего придуманы ПДД?
- А зачем необходимо соблюдать ПДД и взрослым и детям?
Молодцы. Вот вы и выделили главную цель деятельности объединения “Азбука безопасности” - предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, пропаганда ПДД среди детей и подростков. (Обобщить ответы детей, вывесить цель на доске)
- Давайте подумаем, приходилось ли вам быть участником дорожного движения?
- Когда это происходило?
- Кем вы являлись в этих ситуациях?
(переходили дорогу с мамой, когда шли в школу – пешеход; ехали в автобусе в цирк – пассажир; во дворе катались на велосипеде – водитель – велосипедист) – необходимо наводящими вопросами подвести ребят к осознанию себя, как участников дорожного движения.
Правильно. И взрослые, и дети участвуют в дорожном движении: переходят проезжую часть, ездят в транспорте, водят автомобили, велосипеды. Дети могут быть пешеходами, пассажирами и велосипедистами. (Вывешивается схема)
- Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать каждый из участников дорожного движения? Что он должен знать и уметь, чтобы не случилась авария? На что должен обращать внимание на проезжей части?
Молодцы. (обобщить ответы детей, дать правильную формулировку.) – во время обсуждения на доску вывешиваются основные умения и знания участников дорожного движения. Наводящими вопросами педагог помогает сформулировать свои мысли.
Должны знать:
- Правила поведения на тротуаре, в транспорта, на остановке
- Правила пересечения проезжей части
- Назначение сигналов светофора и регулировщика
- Дорожную разметку и дорожные знаки
- Правила вождения велосипеда
- Какие опасности могут подстерегать на дороге, около дома
Должны уметь
- Спокойно и уверенно вести себя на дороге
- Быть наблюдательным и внимательным на дороге
- Ориентироваться в дорожной ситуации
Все это вы узнаете на наших занятиях по программе “Азбука безопасности”: правила дорожного движения, назначение сигналов светофора и регулировщика, дорожные знаки, дорожную разметку, узнаете, какие опасные ситуации возникают на дороге и как их предотвратить. Вы научитесь не только соблюдать ПДД, но и безопасно вести себя на дороге.
Так как вы каждый день являетесь полноправными участниками дорожного движения, давайте узнаем, что вы уже знаете о ПДД для пешеходов, пассажиров и велосипедистов. Вы должны разделиться на команды по 3-4 человека. Сядьте вместе, чтобы вы могли совещаться. Давайте договоримся соблюдать дисциплину не только на дороге, но и во время соревнования. Если ваша команда знает ответ – поднимите руку. С места ответы засчитываться не будут. (Каждый правильный ответ – 1 балл)
Закрепление пройденного материала. Викторина-презентация “На улицах и дорогах”
Мы сейчас будем отгадывать загадки, ребусы, отвечать на вопросы, играть. Все задания и конкурсы посвящены Правилам дорожного движения. Многие задания и упражнения придумали ваши сверстники, которые постигают дорожную азбуку в Центре дополнительного образования детей “Созвездие”. Итак, начнем...
Конкурс “Веселый задачник” (слайд 2)
Решите занимательную задачку, связанные с правилами безопасности, с движением на дороге.
По направлению к городу ехало 3 автомобиля, а навстречу им ехало 5 автобусов. Сколько машин ехало в город? (3 автомобиля)
Конкурс “Выбери правильный ответ” (слайд 3)
Вспомните, о чем мы говорили сегодня на занятии и выберите правильный ответ.
Является ли пассажир участником дорожного движения?
А – Является. (правильный ответ выделяется по щелчку)
В – Не является.
С – Не является, т.к. находится в транспорте.
Конкурс “Ребус” (слайд 4, 5)
В этих ребусах зашифрованы слова, связанные с движением на дорогах. Отгадайте их. (Ответ на каждый ребус в презентации появляется по щелчку)
Конкурс “Выбери правильный ответ” (слайд 6)
Внимательно посмотрите на рисунок и выберите правильный ответ.
Опасна ли данная ситуация?
А - Не опасна, так как водитель троллейбуса видит мальчика, переходящего дорогу.
В - Не опасна, так как легковая машина за троллейбусом очень далеко и мальчик успеет перейти дорогу.
С - Опасна, так как мальчик и водитель легковой машины не видят друг друга. (правильный ответ выделяется по щелчку)
Конкурс “Сигналы светофора” (Слайд 7)
Прочитайте стихотворение о сигналах светофора, и вставь пропущенные слова. Это стихотворение сочинила Акопян Анна. Она тоже познает азбуку безопасности.
Сигналы светофора
Ребятам надо знать.
И правила движения
Конечно, соблюдать!
*** свет – ты подожди.
*** свет – ты приготовься,
А *** – поспеши
И переходить не бойся!
Игра “Светофор”
Представьте, что вы водители. Если я говорю “зеленый”, вы продолжаете ехать (изображаете гудение мотора, рулите), “желтый” - немного приглушите моторы, не рулите (желтый сигнал запрещает движение), “красный” - стоим на месте. Внимание...
Конкурс загадок (Слайд 8, 9)
Отгадайте загадки, связанные с движением на дороге.
Опоясал каменный ремень
Сотни городов и деревень.
ДорогаВ поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
ПоездЧто за чудо синий дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины
И питается бензином.
Автобус
Отгадайте загадку про дорожный знак.
Под каким номером он расположен? (под номером 1)
А как называется этот знак? (пункт первой медицинской помощи)
Конкурс “Выбери правильный ответ” (слайд 10)
Какие меры предосторожности должен предпринять пешеход, начиная переход дороги между двумя стоящими автомобилями? (Обсудить с ребятами опасность такой ситуации)
А - Убедиться, что нет приближающихся слева и справа транспортных средств. (Правильный ответ выделяется по щелчку)
В - Переходить дорогу медленно.
С - Переходить дорогу как можно быстрее.
Конкурс “Расшифруй” (Слайд 11)
По первым буквам рисунков отгадайте всем известный дорожный термин. (Правильный ответ появляется по щелчку). Что он обозначает?
Подведение итогов. Домашнее задание
Молодцы, ребята. Давайте определим, какая команда победила в викторине. (Подсчет баллов, определение победителей) Каждый участник сегодня получает светоотражающий фликер, который вы должны прикрепить на ранец или верхнюю одежду. В темное время суток свет фар очень хорошо отражается от поверхности фликера, и водитель будут знать, что впереди есть пешеход. Эти фликеры вам предоставили сотрудники отдела пропаганды Управления ГИБДД по Воронежской области.
Мне очень понравилось наше занятие, а вам? Но время подходит к концу. Мы с вами успели познакомиться друг с другом. Узнали, кто является участником дорожного движения. Выяснили, что же надо знать и уметь дисциплинированному участнику дорожного движения. Успели поиграть, развить свое внимание. Вы хорошо отвечали, были очень активны.
Наше занятие закончено. А чтобы вы вспоминали о необходимости соблюдения ПДД, каждый получает сканворд, составленный моим учеником Труфановым Артемом для детей. Постарайтесь разгадать его сами или с помощью родителей.
Спасибо. До свидания.
Сканворд
в | е | л | г | з | о | м |
к | о | о | р | у | в | а |
б | м | с | и | к | и | ш |
а | й | н | п | е | д | и |
т | р | т | с | и | а | н |
м | а | а | к | т | о | с |
в | а | й | а | в | б | у |
Бегу при помощи двух ног,
Пока сидит на мне ездок.
Мои рога в его руках,
А быстрота в его ногах.
Устойчив я лишь на бегу,
Стоять минуты не могу. (9 букв)Среди моря я живу.
Я - корабль! Я – плыву!
Море желтое колышется,
В море жаворонок слышится. (7 букв)Силач на четырех ногах,
В резиновых сапогах.
Прямиком из магазина
Притащил нам пианино. (8 букв)Вот по рельсам мчит машина,
Держится за провода.
И не надо ей бензина,
Чтобы мчать туда-сюда. (7 букв)Коль в Москве бываешь редко,
Время даром не теряй.
У меня машина в клетку,
Хочешь в шахматы играй. (5 букв)Не поедет без бензина
Ни автобус, ни ... (6 букв)Что за чудо синий дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины
И питается бензином. (7 букв)
Примечание: презентация содержит авторские рисунки.