Цель. Познакомить учащихся с основателями мировых религий, их жизнью и их первоначальными учениями.
Задачи.
- Сформировать первоначальные представления о культурологических основах мировых религий
- Способствовать воспитанию уважительного отношения к людям другой веры.
- Сформировать понятие образа мира, как единого целостного, при разнообразии религиозных культур: буддизм, христианство, ислам.
- Развить умение работать с различными источниками знаний.
- Формировать умение сравнивать и обобщать материал.
- Развить умение работать в группах.
Оборудование:
- Учебное пособие Беглов А.Л.“Основы мировых религиозных культур”
- Карточки с заданиями.
- Презентация
Ход урока
I. Организационный момент
II. Повторение
Расскажите, что вы знаете о первых религиях.
У какого народа возникла вера в Единого Бога.
III. Знакомство с новым материалом.
На доске появляются эмблемы религий.
Вопрос: Знаете ли вы, что обозначают эти эмблемы?
Прочитай тему урока.
Как ты думаешь, о чем мы будем сегодня говорить на уроке
- Сегодня в мире насчитывается более 10000 различных религий. У многих народов Африки, Азии и Австралии сохраняются местные верования, связанные с почитанием различных духов.
А сегодня мы поговорим о трех мировых религиях. Почему мировых?
На столах карточки с вопросами для размышления.
- Кто такой Иисус Христос и чему он учил людей?
- Кто такой Будда и почему он ушел в нирвану?
- Кто такой Мухаммад и каково его учение?
Самостоятельная работа в группах.
Откройте учебник на странице 12.
Задание:
а. Прочитать текст
б. В каждом абзаце выделить главное
в. Перечитать текст согласно главным мыслям
IV. Закрепление изученного.
1. По словесному портрету определить основателя религии.
(ученик выбирает карточку и прочитывает текст)
- Он был уроженцем Мекки. Его отец умер за несколько дней до его рождения, а мать – когда ему было 6 лет. Его воспитывал дядя. В юности он был чист сердцем, и друзья любили его. Его мудрость и цельность характера позволили ему объединить разрозненные племена Аравии. (Мухаммад)
- Он родился в царской семье. Жил во дворце в роскоши и без забот. Но однажды он понял, что все смертны, что любого смертного подстерегают болезни, что богатство и знатность – это не самое главное. Он покинул свой дом, и стал странствовать в поисках истины. (Будда)
- Его рождение предсказано ангелом Гавриилом, явившимся Деве Марии в городке Назарете, и возвестившим, что у нее должен родиться сын. Он должен родиться на земле Иудеи - в Вифлееме, легендарном городе царя Давида. (Иисус Христос)
(Дети отгадывают, о ком идет речь)
На доске появляются имена и портреты основателей религий.
2. Беседа
(после первого вопроса на экране появляется запись)
- Христианство
- Ислам
- Буддизм
Христианство.
- Какую религию проповедовал Иисус Христос?
- Почему иудеи последовали за проповедником Иисусом?
- Где родился Иисус?
- Почему Иисуса считали Сыном Божьим?
- Почему между Иисусом и начальниками иудейского народа возник конфликт?
- Что случилось после смерти Иисуса и как стало распространяться христианство?
Ислам
- Основателем какой религии был Мухаммад?
- Кто такой Мухаммад и кто такие ханифы?
- Что случилось с Мухаммадом на горе близ Мекки?
- К чему призывал Мухаммад?
- С чего началось распространение ислама по сторонам и континентам?
- Что такое ислам и кто такие мусульмане?
Буддизм
- Основателем какой религии был Будда?
- Где возник буддизм?
- Почему царевич Сиддхартха Гаутама покинул свой дворец?
- Как к царевичу пришло просветление?
- В чем смысл четырех благородных истин буддизма?
- Как умер Будда и что такое ступы?
Работа с картой.
Покажи места зарождения основных мировых религий.
V. Рефлексия (работа в группах)
(Что нового узнали на уроке; что понравилось; что хотелось бы улучшить в работе в группе).
О чем хотелось бы рассказать родным, близким, знакомым.
И пусть рассказ об одном из основателей мировых религиозных культур будет вашим домашним заданием.
VI. Что объединяет все религиозные культуры?
Какова роль мировых религиозных культур в жизни людей?