То, что дети могут сделать вместе сегодня,
завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.
Л. Выготский
Одной из главных целей учителя первого класса является создание условий для формирования группы детей как учебного сообщества, способного организоваться для совместного учебного труда. В связи с этим организация учебного сотрудничества “учитель – группа совместно действующих детей – родители” в рамках групповой работы первоклассников особая педагогическая задача.
Групповая работа позволяет:
детям
- получить эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие из них не могут включиться в общую работу класса;
- попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса;
- приобрести опыт выполнения важнейших функций, составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование);
учителю
- использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержание обучения;
- органически сочетать “обучение” и “воспитание”, одновременно строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей;
- вести систематическое наблюдение (мониторинг) за формированием учебного сотрудничества в классе;
родителям
- наблюдение за реальной картиной в классе: взаимоотношения детей и взрослых, умение осуществлять взаимопомощь, договариваться.
В рамках программы учебного предмета “Окружающий мир” в разделе “Что и кто?” (образовательная система “Школа России”) первоклассники выполняют проект “Моя малая родина” (в период с октября по ноябрь).
Цель:
- ознакомление с новым видом работы – проектом; расширение знания о родном городе;
- освоение первых навыков общения и работы в малых группах и сотрудничества со взрослыми.
Планируемые результаты:
Личностные
1. Сформированность чувства гордости за свою малую родину.
2.Сформированность рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий.
3. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Регулятивные
1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
2. Умение проговаривать последовательность действий.
3. Сформированность умения работать по предложенному учителем плану.
4. Освоение технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные
1.Сформированность умения решать задачи творческого и поискового характера
2. Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания
3. Способность перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы со сверстниками и взрослыми
4. Умение перерабатывать полученную информацию и представлять её в форме выступления (сообщения, презентации)
5. Сформированность умения преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять небольшие тексты.
Коммуникативные
1. Умение аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
2. Умение договариваться о распределении функций и ролей совместной деятельности.
3. Сформированность умений осуществлять целенаправленный поиск конкретной информации и работать с ней.
4. Умение доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне текста).
5. Способность слушать и понимать речь других.
6. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Этапы работы над проектом
- Определение слова “проект”
- Формирование малых групп.
- Формулирование и рассмотрение тем проекта.
- Планирование работы над проектом.
- Распределение ролей в группах по реализации проекта в соответствии с планом.
- Выполнение заданий по реализации проекта детей совместно с родителями.
- Консультации учителя.
- Защита проекта.
- Рефлексия.
Пошаговое описание этапов реализации проекта
Значение слова “проект” рассматривается с использованием Толкового словаря русского языка С.И. Ожегова.
На втором этапе работы над проектом деление на группы осуществляется методом “Счастливый билет” [1]. Учитель предлагает первоклассникам карточки – билеты разных цветов, по которым легко в дальнейшем обучающиеся распределяются на группы.
Для формулирования тем проекта “Моя малая родина” используется приём “Кластеры” (рис. 1). Обучающимся предлагается ответить на вопросы: что для вас является малой родиной?
Рис. 1. Кластер предположений тем к проекту “Моя малая родина”
В процессе коллективного обсуждения учителем формулируются темы проекта:
- “У Бердска славная история”
- “Памятники современного Бердска”
- “Достопримечательности города Бердска”
- “Заводы и фабрики Бердска”
- “Знаменитые люди моего города”
- “Современные скульптуры города Бердска”
- “Развитие спорта в Бердске”
- “Такие разные улицы”
- “Моя родная школа”
Далее проводится выбор каждой группой темы проекта, определяется примерное содержание темы.
На четвёртом и пятом этапах предусмотрена работа в группах:
1) Каждая группа получает конверт с карточками, на которых записаны пункты плана работы над проектом, обучающиеся в группах определяют порядок деятельности по реализации проекта:
- поиск информации по теме проекта;
- фотографирование, интервьюирование;
- составление и набор текста на компьютере;
- оформление работы на альбомных листах, ватмане или презентации на компьютере;
- подготовка и защита проекта.
2) Участники группы договариваются, какую работу будет выполнять каждый член группы.
В период изучения раздела “Что и кто?” обучающиеся совместно с родителями выполняют задания по реализации проекта, получают индивидуальные и групповые консультации учителя, проводят репетиции представления проекта.
На восьмом этапе в рамках внеклассного мероприятия (по просьбе родителей) – защита проекта “Моя малая родина”. Примеры проектов даны в приложении 1 и приложении 2.
На этапе “Рефлексия” проводится анкета [2] по оценке совместной деятельности в группе (в оценке работы группы принимают участие родители). Анкета прилагается (Приложение 3).
Значение групповой работы трудно переоценить. Она активизирует учение школьников, обеспечивает условия для овладения младшими школьниками такими сложными умениями, как целеполагание, контроль, оценка. Велик развивающий потенциал групповой работы, при которой школьник становится частичкой коллективного субъекта учебной деятельности - группы сотрудничающих между собой сверстников. При групповой работе учение превращается из индивидуальной деятельности каждого первоклассника в совместный труд. Ученик вынужден научиться договариваться, поступаясь своими личными интересами. Постепенно обучающийся привыкает ощущать классное сообщество частью своего мира, он заинтересован в поддержании дружеских взаимоотношений.
Большое значение имеет групповая работа в воспитании у детей гуманистических качеств личности, освоении ими нравственного опыта поведения, формировании положительных мотивов учения.
Родители в реализации данного проекта – активные участники. Совместная работа с детьми имеет огромный воспитательный потенциал. В качестве примера приведу статью Давыдкиной Натальи Владимировны в школьную газету “Школьный олимп”.
Проект “Моя малая родина”
В рамках проекта “Моя малая родина” группа первоклассников (Давыдкин Дмитрий, Клочков Дмитрий, Назаров Александр) совместно с родителями работала над темой “Знаменитые люди города Бердска”.
Листая фотоальбом “Бердск. Начало-середина 20 века”, дети с интересом рассматривали старинные фотографии, вглядываясь в лица людей, которые много сделали для развития села Бердского и города Бердска.
Вместе с детьми мы нашли информацию в интернете о героях России, которые жили и живут в городе Бердске, посетили городскую библиотеку, где познакомились со справочником “Почетные граждане города Бердска”, встретились с почётным гражданином города Бердска педагогом-психологом Родионовой Людмилой Николаевной.
Дети сделали вывод, что знаменитым может стать каждый: и учитель, и строитель, и военный. Любой человек, который любит свой город и много делает для его развития.
Работа над проектом имела большое значение в воспитании наших мальчишек: повысила познавательную активность, интерес к истории родного города, дала возможность почувствовать гордость за людей, которые жили и живут в нашем городе.
Литература
- Образовательные технологии новых стандартов: настольная книга современного педагога. Ч. 1: Технология АМО / Т.В. Лазарев. – Петрозаводск: Verso, 2012.
- Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.]; под ред. А.Б. Воронцова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.