Интегрированное занятие для детей 5–7 лет "Путешествие мышонка Пика"

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками


Тип занятия: музыкально-двигательная сказка

Цель занятия: создать условия для развития и активизации творческого мышления и воображения через музыку и движение

Задачи занятия:

  • Обучающие: обучение осознанному музыкальному движению в пространстве, способности к элементарной театральной импровизации
  • Развивающие: развитие воображения и эмоционально – образного мышления; развитие интереса к исполнительской деятельности; развитие креативности, самостоятельности при перевоплощении из одного образа в другой
  • Воспитательные: создание условий для эмоционально – комфортного раскрепощения детей с психологическим преодолением личности в коллективной импровизации, воспитание потребности в общении с искусством

Оборудование: фортепиано (или синтезатор), или магнитофон (в зависимости от способа использования музыкального материала – нотный материал или аудиозапись), треугольники, бубенцы, бубны, барабан

Музыкальный материал (Приложение: Нотный материал, Аудиозапись): Э.Григ “Утро” (отрывок), А.Роули “В стране гномов” (отрывок), А.Живцов “Весенний ручей” (1,2 часть), муз. О.Шах сл. Н.Куриловой “Серебрянные рыбки”, русская народная песня “Травушка – муравушка” обработка Ю.Чичкова (отрывок), Е.Тиличеева “Марш” (отрывок), Л.Бетховен “Лендлер”, Н.Костарева “Гроза”, Ю.Рожавская “Зайчики” (отрывок), “Песенка Мышонка” на музыку “Польки” И.Штрауса обработка О.Шах слова Н.Куриловой, муз.О.Шах сл.народные “Песенка Козы”, муз. и сл. Ю.Литовко “Веселые лягушки”, С.Майкапар “Колыбельная” (отрывок), “Австралийская полька” аранжировка Л.Минеевой.

Танцевальные композиции: (Приложение. Танцевальные композиции)

Подготовка к занятию: Дети заранее, за 2–3 урока, разучивают основные музыкальные номера. Преподаватель знакомит детей с новым понятием – пантомима. Дети пробуют свои силы в исполнении пантомимы перед зеркалом, выполняя простые задания, например: “Я обрадовался!” или “Кошка пьет молоко из миски” и др..

В проведении занятия большую роль играет преподаватель, который не только артистично рассказывает историю, но и вместе с детьми участвует в сюжете сказки. Дети от этого нисколько не смущаются, а наоборот, ощущают помощь и поддержку.

Сценарий занятия

Произошла эта история одним летним солнечным утром (звучит Э.Григ “Утро” (отрывок).

Посреди большой поляны жил маленький мышонок в своей норке под землей.

Чистил усики и хвостик
Чистил ушки, ел тростник.
Этого мышонка звали
Очень просто Пик... Пик – Пик.

С утра и до вечера, через маленькую дырочку, он смотрел на яркое солнышко, зеленую травку и разноцветные полевые цветы. Ах, какой же у них был душистый аромат! (музыка закончилась)

Он лежал на мягкой кроватке и грыз зернышки. И вдруг ему в голову пришла интересная мысль: “А не отправиться ли мне в путешествие?”

Пик вскочил на лапки и подумал: “Решено!”

Он расстелил платочек, насыпал горсточку зерен, положил свежей травки и щепотку сухих червячков. Завязал узелок и выскочил из норки. Пик огляделся вокруг, погладил мягкую травку, повалялся на ней, понюхал цветочки. Солнышко грело тепло, тепло. Мышонок потянулся, взглянул вверх: небо было голубое – голубое. И вдруг он увидел, как по небу летит огромная птица. Мышонок испугался, схватил узелок и быстрыми шажками побежал сквозь траву (звучит А.Роули “В стране гномов” (отрывок).

Трава становилась все гуще и гуще, Пик раздвигал ее лапками (звучит А.Живцов “Весенний ручей” 1часть) Он очень устал и решил остановиться. Мышонок отдышался, прислушался, раздвинул густую траву лапками и увидел большой ручей, в котором плескались рыбки. (музыка закончилась)

(муз. О.Шах сл. Н.Куриловой “Серебрянные рыбки”)

Серебряные рыбки блестящи и легки
Ныряют и плескаются, расправив плавники

(звучит А.Живцов “Весенний ручей” 2 часть) Мышонок развязал свой узелок, повилял хвостиком и угостил рыбок сушеными червячками. Благодарные рыбки построились в рядок и получился мостик. Пик легко добрался до другого берега, перепрыгивая по рыбкам, как по кочкам. (музыка закончилась)

Очутившись на полянке, он прислушался и услышал как кто – то тихонько плачет. Это была божья коровка. Она упала с листика прямо на спинку и не могла перевернуться. (звучит Русская народная песня “Травушка – муравушка” обработка Ю.Чичкова) Божья коровка ворочалась с боку на бок, но ничего не получалось. И вдруг она легла на спинку, раскачалась ... Пик сказал: “Раз, два, три!” И коровка села на лапки, расправила крылышки и улетела. Мышонок обрадовался, высоко запрыгал, помахал лапкой вслед божьей коровке. Он был счастлив!

Пик взял узелок, закинув его на плечо, весело притопнул лапой и смело зашагал по полянке (звучит Е.Тиличеева “Марш” (отрывок). Шагал он так быстро, что не заметил, как дошел до леса. Деревья в лесу были высокие и тянули свои ветви к солнышку. Задул легкий ветерок. Он дул то сильнее, то слабее (звучит Л.Бетховен “Лендлер”).

Закапал дождик. Как закапал дождик? (звучит Н.Л.Костарева “Гроза”). Он становился сильнее. И вдруг на небе сверкнула молния, началась гроза!

Мышонок испугался, схватил свой узелок и спрятался под большой лист лопуха. Там он встретил маленького паучка, который плел паутинку и пел свою песенку (звучит Ю.Рожавская “Зайчики” (отрывок).

Где – же муха – цокотуха, позолоченное брюхо?
Паутину я сплету и на ветку заползу.
Гроза заканчивалась, лишь капал маленький дождик.
Паучок уполз. (музыка закончилась)

Мышонок взял узелок, выглянул из под лопуха. Там снова светило яркое солнце. И Пик весело поскакал дальше.

(звучит “Песенка Мышонка” на музыку “Польки” И.Штрауса обработка О.Шах слова Н.Куриловой)

По зеленому по лесу я скачу скачу
По зеленому по лесу я бегу, бегу, бегу.

Он выбежал из леса и увидел непонятное животное. Пик остановился, с удивлением открыл глаза, и вежливо спросил: “Ты кто?”

Коза (поет песню, муз.О.С.Шах сл.народные “Коза”):

“Я коза – дереза, всему свету голова,
Затопчу тебя ногами, заколю тебя рогами
Хвостиком замету, забодаю, заколю.

Но мышонок не испугался. Он развязал узелок, достал свежей травки и угостил козу – дерезу. А сам отправился в сторону дома.

Возле ручья повстречались ему две лягушки. Они пригласили Пика потанцевать. (звучит муз. и сл.Ю.Литовко “Веселые лягушки”)

(звучит С.Майкапар “Колыбельная” (отрывок) Так и оказался Мышонок Пик дома в своей норке. За целый день он очень устал и проголодался. Поев немного зерен, он лег в свою кроватку и сладко заснул и ему снился чудесный сон о его приключениях. О том, что все его новые друзья собрались вместе и весело, дружно танцевали на большой поляне. (“Австралийская полька” аранжировка Л.Минеевой)

Приложение.