Организация культурно-досуговой деятельности в контексте ФГТ "Интеграция – Игра – Импровизация"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Сегодня мы рассмотрим вопросы организации культурно-досуговой деятельности с детьми в контексте ФГТ – важнейшего раздела работы детского сада, - которая обеспечивает:

  • Культурный отдых детей, их эмоциональную разрядку, что необходимо для психического и физического развития дошкольников;
  • Развитие способности к импровизации, готовности к экспромту;
  • Создание условий для творческого взаимодействия детей и взрослых;
  • Формирование коммуникативной культуры дошкольников;
  • Расширение кругозора детей, их обогащение разнообразными впечатлениями за счёт средств интеграции различных образовательных областей;
  • Формирование представлений о формах культурного отдыха, воспитание потребности в культурных развлечениях.

Культурно-досуговая деятельность имеет широкий спектр влияния на воспитание и развитие ребёнка, на формирование его Я - концепции. Но главной приоритетной задачей является создание условий для эмоционального отдыха детей, снятие психического напряжения, что является чрезвычайно важным для ребёнка, испытывающего стрессы и напряжения современной жизни! Реализация этого условия требует от педагогов умения организовывать детский досуг, сделать его игровым, импровизационным, весёлым и радостным для каждого ребёнка. С целью обеспечения психологического комфорта, педагоги должны следить за настроением детей, хвалить, подбадривать их, создавать условия для творческого самовыражения, снимать чувство неуверенности, зажатости, боязни сделать что-то не так! Поэтому на развлечениях должны быть не подготовленные заранее детские выступления, а спонтанная импровизация, либо исполнение по показу взрослого, что исключает оценку детского исполнения педагогом. Можно сказать, что основные ключи к организации детских досугов - это три “И”: “Интеграция” - “Игра” - “Импровизация”. Если педагоги владеют этими тремя “ключами”, - значит они готовы к организации и проведению лёгких и весёлых развлечений. В противном случае основная нагрузка ложится на детей: с ними разучивают стихи, песни, танцы для выступления (что приводит к переутомлению).

Содержание и форма развлечений должны варьироваться, поскольку каждый досуг должен внести новизну, быть сюрпризом. Ответственным за проведение различных по форме и содержанию развлечений должны быть разные педагоги (оптимальным является чередование организаторов детского досуга).

Цель:

  • вызвать положительный эмоционально - психологический настрой и получить запас бодрости.

Задачи:

  • совершенствовать двигательные способности детей, направленную на укрепления здоровья, развивать выносливость организма.
  • способствовать освоению простейшими туристическими умениями и навыками: совершать пеший поход, двигаться в колонне по одному по установленной дистанции с рюкзаками; выполнять технически грамотно разнообразные несложные препятствия.
  • развивать и обогащать словарный запас: слова – предметы: турист, палатка, котелок, рюкзак, компас; слова –определения и словосочетания : велосипедный, пеший, лыжный, водный, смелый; слова – действия: поход, привал, сбор, преодолевать.
  • соблюдать правила безопасного поведения во время игр в природных условиях:

Место проведения: территория детского сада

Продолжительность: 40минут

Участники: дети старшей группы №9, воспитатели, родители.

Спортивный инвентарь и оборудование.

Песня В. Шаинского “Вместе весело шагать”, медали по количеству детей, ленточки-ориентиры (12шт.), карточки с заданием, рюкзаки (2шт.), клад (сладости), компас (2шт.), ложка (2шт.), кружка (2шт.), игрушка (2шт.), тетрадка (2шт.), дудочка (2шт.), аптечка (2шт.), спички (2шт.), цветочек (2шт.), корзины (3шт.), мячи маленькие (30шт.), обручи (2шт.), стойки (8шт.).

Ход праздника

Звучит песня В. Шаинского “Улыбка”. Под музыку построение у центрального входа детского сада детей и родителей.

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые родители! Мы рады видеть всех на нашем празднике посвящение в туристы. Мы благодарим вас, родители, за то, что вы откликнулись на наше приглашение. Этот праздник - лишний повод убедиться какие у нас в саду дружные семьи, какие ловкие, умелые, смелые папы и мамы, ну и конечно же наши юные туристы.

На спортивную площадку пригласили всех мы вас,
Праздник туризма и здоровья –
Начинаем мы сейчас!

Дети читают стихи:

1 ребенок –

Напрасно погодой пугали
В сущности это пустяк
И тот, кто не струсит и выдержать сможет
Выиграет этот турпоход

2 ребенок –

Мы турпоход конечно не забудем
Все сейчас соревноваться будем,
Ловкость, смелость, быстроту, сноровку
Дошколята покажут очень ловко

3 ребенок –

Ничего на свете лучше нету,
Как в турпоходе одержать победу
Тем, кто дружен, не страшны преграды
Мы желаем получить награды.

Ведущий:

С физкультурой мы дружны,
В эстафетах мы сильны.
А гости наши дорогие,
Болельщики удалые,
Своими аплодисментами
Подбадривайте нас.

Ведущий: Сегодня мы с Вами отправляемся в поход по территории детского сада. Если мы с вами пойдём в поход, то мы кто?

Дети: Туристы!

Ведущий: Какие должны быть туристы?

Дети: Туристы – это сильные, выносливые, неунывающие люди, которые не боятся трудностей, многое умеют. Чтобы познать необъятные просторы родного края, они много путешествуют.

Ведущий: Если турист передвигается пешком, как называется этот вид туризма?

Дети: Пеший

Ведущий: Если на велосипедах, лодках, на лыжах, на лошадях, автомобилях (автотуризм).

Ведущий: И так мы отправляемся в пеший поход, искать клад.

Ведущий: Но для начала нам нужно разделиться на две команды.

Команда “Веселый рюкзачок” и “Ребята – туристята”. Ваша задача пройти все КП (контрольный пункт) и собрать ленточки. За каждое выполненное задание команд получаете ленточку. Ну что, удачи.

Ведущий: Отправляясь в поход, нам нужен что?

Дети: Рюкзак с вещами.

Ведущий: А вы знаете, какие вещи нужно взять в поход.

Дети: Да!

Ведущий: Сейчас проверим ваши знания. Давайте соберем в рюкзак все самое необходимое. Главное правило туриста – в поход нужно брать не то, что может пригодится, а только, то без чего нельзя обойтись.

Команды ..... приглашаются на старт.

Эстафета №1. “Что в походе пригодиться?”

Дети стоят в колоннах за линией старта. У старта лежит обруч с предметами - как необходимые в походе, так и совершенно не нужные для похода - (компас, кружка, ложка, банка тушенки, носки), Ребенок берет необходимый предмет, оббегает 3 ограничителя “змейкой”, расположенные на расстоянии 2 м. и кладет предмет в рюкзак, обратно возвращается бегом. Все вместе проверяют рюкзак.

Ведущий: Молодцы, ребята! Справились с заданием, и продукты не забыли, положили. Можно отправляться в путь.

Эстафета №2. “Убери препятствия с пути”

Из каждой команды бегут по одному участнику с рюкзаком за спиной берут из корзины мяч и забрасывают его в другую корзину. Возвращаются назад, передают рюкзак другому участнику и встают в конец колонны.

Ведущий: Молодцы с заданием справились, путь расчистили. Можно отправляться в путь. Ребята! Но перед нами широкая река. Как нам можно ее преодолеть?

Дети: Переплыть

Эстафета №3. “Переправа”

Папа в обруче перевозит по одному участнику до другой стойки.

Ведущий: Молодцы. Отправляемся в поход. Каждая команда пойдет по своему маршруту. Капитанам команд получить маршрутный лист.

Начинается путешествие по этапам.

1 ЭТАП

Игра “Самый внимательный” – на поляне маскируются 5 предметов (спортивный инвентарь). Ваша задача найти эти предметы.

2 ЭТАП

Игра “Слова-предметы” – участникам предлагается назвать 5 слов относящиеся к слову турист (палатка, рюкзак, котелок, спальный мешок, компас).

3 ЭТАП

Игра “Самый смекалистый” - отгадать туристические загадки:

Он с тобою и со мной
Шёл лесными стёжками,
Друг походный за спиной
На ремнях с застёжками.
(Рюкзак)

И от ветра и от зноя, от дождя тебя укроет
А как спать в ней сладко. Что это?
(Палатка)

И в тайге, и в океане
Он отыщет путь любой.
Умещается в кармане,
А ведёт нас за собой
(Компас)

Он в походе очень нужен,
он с кострами очень дружен
Можно в нём уху варить
Чай душистый кипятить
(Котелок)

На привале нам помог:
Суп варил, картошку пек.
Для похода он хорош,
Да с собою не возьмешь.
(Костер)

4 ЭТАП

Игра “Настоящий турист”

  • Определить названия костров

5 ЭТАП

Игра “Самый находчивый”

  • Назвать 5 пословиц о дружбе

6 ЭТАП

Игра “Самый эрудированный”

  • Как называется остановка для отдыха группы туристов? (привал)
  • Как называются люди, которые любят путешествовать? (турист)
  • Путь туриста...(маршрут)
  • Набор туристических принадлежностей...(снаряжение)
  • Трудности, которые турист встречает на пути...(препятствия)

7 ЭТАП

Описание места нахождения клада.

“Встать лицом к детскому саду, повернуться налево, сделать вперед 15 детских шагов, повернуться налево сделать 3 прыжка вперед, а теперь ищите...”

Ведущий:

Этот день еще мы долго будем вместе вспоминать.
И на память о нем мы вручаем медаль.
Чтоб она напоминала о сегодняшнем турпоходе нам всегда.
До свидания, до новых встреч.