Интеллектуальная игра "День Земли". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 1


Цель: познакомить учащихся с Всемирным днём Земли.

Задачи: воспитание экологической культуры, любви и бережного отношения к природе; расширение знаний детей о родном крае; развитие речи учащихся.

Оборудование: плакаты, кроссворд “Лесные животные”, экологические листовки и газеты, рисунки учащихся; аудиокассета “Голоса птиц”, веера (по количеству команд), песочные часы, видеофильм “Родной край”.

Место проведения: учебный класс

Ход мероприятия

Звучит запись “Голоса птиц” и дети читают стихотворения.

Ученик 1:

Полюбуйтесь - весна наступает,
Журавли караваном летят.
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.

Ученик 2:

Скоро гости к тебе соберутся.
Сколько гнезд понавьют, посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари.

Ученик 3:

Когда ты идешь по тропинке лесной.
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно “почему” меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое пчелою забралось в цветок,
А третье лягушкою скок в ручеек.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.

Ученик 4:

Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется природа-
Давайте же всегда ее беречь.

Учитель: Всегда ли мы ее бережём, и что происходит, когда человек вмешивается в природу? А знаете ли вы, ребята, какой праздник отмечается 22 апреля? Почему мы отмечаем его?

- Я вам расскажу. 22 апреля вся планета празднует ДЕНЬ ЗЕМЛИ (на доске плакат). Этот праздник впервые отметили в США, и назывался он ДЕНЬ ДЕРЕВА. Постепенно он превратился в праздник по охране окружающей среды.

В США, в 1969 году произошла страшная экологическая катастрофа - миллионы тонн нефти вылились из скважин. Они погубили множество птиц и животных, погибла растительность, была отравлена вода.

С 1970 года каждое 22 апреля отмечается по всему миру ДЕНЬ ЗЕМЛИ.

Впервые в России этот праздник стали отмечать в 1990 году. Этот день напоминает всем о том, как важно сохранить жизнь на земле!

Берегите эту Землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей в природе,
Убивайте лишь зверей внутри себя!

На фоне видеофильма “Родной край” ученик читает.

Ученик 5:

Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле - каждый колосок,
Звери, птицы и жуки.
Муравьи и мотыльки
Все, что рядышком со мною -
Это все мое родное!
Как же мне в краю родном
Не заботиться о нем!

Учитель: На занятиях кружка мы с вами много говорили о природе родного края, о животных, растениях, которых надо охранять. Сегодня проведем викторину “МОЙ КРАЙ”. О чем мы будем говорить? Что значит “край”, “область”?

Условия: Соревноваться будут 4 команды. Выберите капитана команды. Каждой команде я буду задавать по одному вопросу. На обдумывание ответа дается 1 минута. Если у команды готов ответ, капитан поднимает сигнальную карточку. За правильный ответ команда получает ЖЕТОН. Побеждает та команда, которая наберет большее количество ЖЕТОНОВ.

Конкурс № 1 “Кто в лесу живёт?”

1.

Под соснами, под елками.
Лежит мешок с иголками... ёж

2.

Зверька узнаем мы с тобой,
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой.
А в рыжей шубе летом... белка

3.

Трав копытами касаясь.
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко.
Рога, раскинув широко... лось

4.

Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы-
Уши больше головы... заяц

Конкурс № 2 “Лекарственные растения”

1. Этот декоративный кустарник у нас называют “амурская роза”. Стебель усажен шипами. Цветки крупные, душистые. Из него получают настой, масло и используют плоды. (шиповник)

2. Она растет везде: на пустыре, у заборов и вдоль дорог. Собирают её листья, делают настойки. У неё много жгучих волосков. (крапива)

3. Этот цветок называют так: поповник, солнышек, римская трава. А нам он известен под другим названием. У него золотая серединка и лучи идут кругом. От простуды пьют его отвар или поласкают горло. (ромашка)

4. Если вы натерли в пути ногу - приложите лист этого растения, рана заживет. Его название говорит о месте его произрастания. Индейцы называют его “следы белого человека”. (подорожник)

Дополнительный вопрос: В Амурской области ее очень много. Листочки собирают для изготовления лекарственных препаратов. Это вечнозеленый кустарник. Растет в тундре, хвойных и смешанных лесах. Ягоды - ценный пищевой продукт. (брусника).

Динамическая пауза.

(под музыку)

Идем по лесу (дети на месте шагают)
Наслаждаемся пением птиц.
Дышим глубоко, полной грудью.
Посмотрим направо, посмотрим налево.
Вот грибок, к нему мы нагнемся.
Вышли на поляну.
Полетаем, как бабочки.
Покружимся, как листочки в листопад.

Конкурс № 3 “Пятёрочка”

Напишите за 1 минуту пять названий:

  • 1 команда – грибов;
  • 2 команда – деревьев;
  • 3 команда – зверей:
  • 4 команда – птиц.

Команды зачитывают ответы.

Конкурс № 4 “Гонка за лидером”

Я задаю вопрос, какая команда первой поднимает сигнальную карточку – отвечает.

1. Что птицам страшнее голод или холод? Голод

2.

В лесу, у пня суетня, беготня,
Народ рабочий, весь день хлопочет,
Себе город строит. МУРАВЬИ

З. Зацветает ранней весной, ярко-голубой. ПОДСНЕЖНИК

4. Растет ли дерево зимой? НЕТ

5 .Какая птица не вьет гнезда? КУКУШКА

6. Назовите рыбу-хищницу наших водоемов. ЩУКА

7. Тощим или жирным ложится медведь в берлогу? ЖИРНЫМ

8. Какой лесной зверь сушит на деревьях грибы? БЕЛКА

9. В какое время года бывает листопад? ОСЕНЬЮ

10. Какой страшный зверь любит малину? МЕД ВЕДЬ

11. Есть ли у дерева лишние ветки? НЕТ

12. Кто в беретке ярко-красной, в черной курточке атласной?

На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит. ДЯТЕЛ

Конкурс № 5 “Разгадай кроссворд”

В клетки впишите названия лесных животных. Когда впишите все отгадки, то сможете прочитать название маленького пушистого зверька, который живет в наших лесах и его мех очень ценен. Правильные ответы вам подскажут отгадки на народные загадки:

1 .На свинью похож, а в лесу живет.

2. Всю зиму спит, весной на пасеку спешит.

З. В птичник повадится - жди беды: рыжим хвостом заметает следы.

4. 3убовато, серовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет.

5. Посреди поля белый клубок катается.

    к а Б а н  
м е д в Е д ь  
        Л и с а
  в о л К      
      3 А я ц  

Учитель: Наша викторина подошла к концу. Подведем итог. Посчитайте количество ЖЕТОНОВ и покажите ответ с помощью ВЕЕРА.

Награждение команд.

Все участники поют на мотив песни “Я шагаю по Москве”, музыка А.Петрова.

А мы идем, шагаем по Земле,
И долго нам идти по ней.
А на Земле растут цветы,
Деревья и кусты.
Беречь природу очень нужно нам,
Чтоб лучше наша жизнь была,
И всех друзей с собой мы позовем,
Зверей и птиц всех вместе соберем,
Природу сохраним!

Дети читают стихотворение и передают друг другу глобус.

Ученик 8:

Смотрю на глобус - шар земной,
И вдруг вздохнул, он как живой.
И шепчут мне материки:
- Ты береги нас, береги!

Ученик 9:

В тревоге рощи и леса.
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
- Ты береги нас, береги!

Ученик 10:

Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки
- Ты береги нас, береги!

Ученик 11:

Остановил олень свой бег:
- Будь человеком, человек!
В тебя мы верим - не солги,
- Ты береги нас, береги!

Ученик 12:

Смотрю на глобус - шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
- Я сберегу вас, сберегу!