Класс: 6
Тип урока: изучение нового материала
Форма проведения урока: урок-игра
Цели урока: Формирование представление у учащихся о событиях истории Германии в X-XV веках и образовании Священной Римской империи
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с основными датами, терминами Германии X-XV веках и Священной Римской империи; охарактеризовать правление императоров Оттона I, Генриха IV, Фридриха I, Фридриха II, Карла IV, а также папы римского Григория VII
- сформировать понятие значения борьбы за “верховный престол” между светской и духовной властью в событиях истории Средних веков.
Воспитывающие:
- воспитание чувства ответственности и серьезного отношения к знаниям;
- способствовать созданию благоприятного психолого-эмоционального климата на уроке
Развивающие:
- формировать умение работать текстом;
- умение выявлять причинно-следственные связи.
- закрепление навыков выполнения тестовых заданий,
- умение правильно использовать терминологию;
- умение выражать свою позицию
Оборудование:
- учебник Понамарев М.В., Абрамов А.В., Тырин С.В. “ История средних веков. Под общей редакцией С.К. Цатуровой. Учебник для 6 кл. общеобразовател. Учеб. Заведений.- М.: Издательский дом “Новый учебник”; Издательско - образовательный центр “Веди-принт”, 2002 . – 304.С. ил., карт.
- карточки для оформления игры “Хочу все знать” на доски: 1.“Старт”, 2. “Замок феодала”, 3.“Договор”, 4. “Книга”, 5. “Борьба властей”, 6. “2 Фридриха”, 7. “Натиск на Восток”,8. “Золотая булла”, 9.“Финиш”
- доска, цветной мел, магниты, “Игрок” - иллюстрация средневекового монаха
План урока:
- Организационный момент - (2 минуты)
- Инструктаж правил игры “Хочу все знать” - (3 минуты)
- Проведение игры по пунктам: “Старт” № 1 - “Замок феодала”, № 2 “Договор”, №3 “Книга”, № 4 “Борьба властей”, № 5 “2 Фридриха”, № 6 “Натиск на Восток”, № 7 “Золотая булла”, “Финиш” - (25 – 27 минут)
- Подведение итогов урока – игры ( 5 – 7 минут)
- Выставление оценок - (3 минуты)
- Домашнее задание - (2 минуты)
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем с вами изучать историю средних веков, просьба проверить все ли готово к нашему занятию! | Приветствуют учителя и подготавливаются к уроку |
Инструктаж правил игры “Хочу все знать” | Сегодня мы с вами окунемся в события X- XV
веков истории Германии и Священной Римской
империи благодаря увлекательной
интеллектуальной игре “Хочу все знать”. У
каждой игры есть свои правила, и наша игра не
исключение. Правила игры таковы:
Прошу запомнить эти главные правила. И я вам желаю удачи. |
Внимательно слушают и запоминают правила игры |
Проведение игры “Хочу все знать” (изучение нового материала) | На доске: записана тема “Германия и
Священная Римская империя в X- XV века”, под ней
схема игры (приложение 1, приложение 3 ) Итак, позвольте представить вам нашего игрока – средневекового монаха, который решил совершить путешествие по Германии X-XV веков с целью написания исторической хроники событий этого государства. (приложение 2) Таким образом, тема нашего сегодняшнего занятия “Германия и Священная Римская империя в X- XV века”. |
Знакомятся с игроком, а также с
временными рамками изучаемого нового материала.
Записывают тему |
Пункт № 1 “Замок феодала”. |
Итак, мы начинаем игру. Перед нами первое препятствие “Замок феодала”. Чтобы нам пройти через замок его нужно отгадать пароль, который состоит из 5 цифр. Для этого мы должны правильно ответить на задание: “Утверждения” (цифровой диктант по теме “Реконкиста”) В тетради проставьте в столбик цифры от 1 до 5, напротив будите ставить свой ответ: если утверждение, которое вы прослушали, считает верным, то ставите напротив номера утверждения 1, если же неверно- 0 “Утверждения” В 1479 году под властью Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского произошло объединение двух королевств в единое – Португальское. У мавров в конце XIII века оставалась лишь одна область – Гранадский эмират. Слово “Кортесы” в переводе означает “королевский двор” Аутодафе – это сословно-представительское собрание в государствах Пиренейского полуострова. 120 тысяч евреев должны были покинуть Испанию после взятия Гранады Изабеллой Кастильской и Фердинандом Арагонским. Ответы: 0,1,1,0,1 |
Слушают задание
Проставляют в столбик цифры от 1 до 5
Отвечают самостоятельно в тетрадях на задание
Вслух зачитывают свои ответы и комментируют, какое утверждение верно и неверно, объясняя причину их выбора.
|
Пункт № 2 “Договор” |
Следующим испытанием стоит договор, в
котором указана только одна дата, по которой вы
должны определить, о каком событие идет речь. “Договор – 843 год…” Правильно, ребята, согласно этому же договору земли к востоку от реки Рейн были переданы внуку Карла Великого из династии Каролингов. Однако уже в 919 году на престол был приглашен влиятельными немецкими феодалами герцог Саксонии Генрих I Птицелов (919-936 гг). Новый немецкий король расширил территорию государства и укрепил свою власть. Успех сопутствовал и сыну Генриха – Оттону I (936-973 гг) |
Слушают задание
Отвечают: В 843 году был подписан Верденский договор, по которому Франкская империя, основанная Карлом Великим, делилась между внуками Карла Великого на 3 части: Францию, Италию, Германию. |
Пункт № 3 “Книга” |
Для того, чтобы наш игрок
–Средневековый монах, продолжил свой путь
необходимо узнать из хроник –“Книг”
причину успешного правления Оттона I Поэтому нам необходимо узнать об этом из учебника на стр. 174-175 до “Борьба пап и императора” Итак, вопрос: “В чем успех правления Оттона I ?” Оценив, ответ учащихся, просим их записать в тетрадь дату основания Священной Римской империи |
Слушают задание Читают Отвечают: Для борьбы с непокорными германскими герцогами он использовал церковь, сам назначал епископов и аббатов, в ответ священники должны были ему служить. Укрепив своё положение внутри страны, король обратился к идее восстановления Римской империи, и ему это удалось в 962 году – основана Священная Римская империя, в которую входили территории Германии и Северной Италии. Записывают: 962 год – создание Священная Римская империя, в которую входили территории Германии и Северной Италии. |
Пункт № 4 “Борьба властей” |
1. Влияние католической церкви
ослабевало, власть же короля наоборот
усиливалась, таким образом, происходила борьба
папы римского и короля. Императоры не считались с
мнением папы и сами назначали аббатов и
епископов, которые получали от императоров
земли, становясь их вассалами. Германские
императоры вмешивались даже в выборы папы, сажая
в Риме угодных им людей. Авторитет церкви и
духовенства среди верующих падал. Положение дел в церкви вызывало беспокойство среди монахов монастыря Клюни в Бургундии ,прославившихся строгостью и аскетизмом. Клюнийцы считали, что церковь должна освободиться от власти светских правителей и подчинить себе императоров. В середине XI века прошла церковная реформа. Какова была ее основная цель? И каковы последствия реформы? 2. Ваша задача найти ответ на это вопрос, используя материал учебника на стр. 176-177(2-3 абзац стр. 176 и стр. 177) |
1. Слушают 2. Выполняют задание: Читают учебник (стр. 176-177), отвечают на вопрос: Главная цель реформы? И каковы последствия реформы? Отвечают: Церковную реформу осуществил клюнийский монах Хильдебранд, избранный в 1073 году папой под именем Григорий VII. Невысокий и невзрачный Григорий VII ставил главной целью реформы ликвидацию зависимости духовенства от светских феодалов и императора. Действия папы вызвали беспокойство германского императора Генриха IV (1056-1106) , увидев в них опасность для своей власти. В ответ на действия императора, папа римский отлучил его от церкви, объявил его лишенным королевства и освободил подданных Генриха от присяги верности. Генриху пришлось просить папу о мире. По этому договору император сохранил право влиять на выборы епископов и аббатов только на территории Германии, таким образом, договор ослабил власть императора по отношении к церковной. |
Пункт № 5 “2 Фридриха” |
Наш игрок продолжает свой путь, узнав о
возникновении Священной Римской империи, ему
захотелось сохранить сведения о самом
влиятельном из всех императоров X-XV веков-
Фридрихе I (1152-1190) В 1158 году в страну с огромным войском вторгся хитрый и жестокий император Фридрих I Барборосса, созвав собрание крупных итальянских феодалов и представителей городов, он потребовал, чтобы суд, чеканка монеты и распределение земельных владений находилось только в руках императора, отменив самоуправление городов, жестоко расправлялся с теми, кто не подчинялся. В ответ жители Северной Италии образовали союз Ломбардскую лигу, которую поддерживал и папа римский. В 1176 году между городским ополчением и войсками императора произошло сражение. Отряды Фридриха Барбаросса были разбиты, поэтому императору пришлось признавать вольности городов и в знак покорности смиренно целовать туфли папы. Запись в тетрадь Внук Барбароссы Фридрих II (1212-1250) попытался вновь подчинить себе Италию. Чем закончилась его борьба? Чем завершились войны императора в Италии? (Стр. 179 учебника2-3 абзац сверху) |
Слушают рассказ учителя
Записывают: 1158 год - Фридрих Барбаросса захватил Северную Италию, жители которой в ответ создали Ломбардскую лигу, которую поддерживал и папа римский. Читают и отвечают: В Италии Фридриху II принадлежал юг страны и большой богатый остров Сицилия. Все силы император направил на борьбу с итальянскими городами и римским папой, которого объявил главным врагом, в свою очередь, папа отлучил императора от христианской веры. Итальянские государства смогли сохранить свою независимость после смерти Фридриха II. |
Пункт № 6 “Натиск на Восток” |
О внутренней политике Священной
Римской империи наш средневековый монах получил
большое количество информации. Теперь ему
необходимо узнать о внешней политике. И вы в этом
ему поможете. Для этого воспользуемся информацией учебника Стр. 179 – 180 1 абзац сверху) Ваша задача заполнить таблицу: “Натиск на Восток”
|
Слушают задание
Читают материал Заполняют таблицу |
Пункт № 7 “Золотая булла” |
Мы со средневековым монахом находимся
на прямой к финишу, осталось последние испытание
под названием “Золотая булла”. Борьба императоров и папства, войны в Италии, захват феодалами восточных земель ослабили центральную власть в Священной Римской. Германия оставалась раздробленной страной. Начиная с XIII века, император стал избираться наиболее влиятельными феодалами и епископами – курфюрстами. Они, не желая лишиться своей самостоятельности, старались выбирать императорами слабых герцогов. И в 1356 году была подписана “Золотая булла” Что предполагал под собой этот документ? Ответ вы найдете на стр. 181 (последний абзац) вашего учебника. |
Слушают
Читают и отвечают на вопрос: “Золотая булла” - это грамота ,которая закрепила право выбора императора семерыми курфюрстами: 3 епископами и 4 герцогами и подтвердила, что крупные феодалы в своих владениях могут содержать собственную армию, вершить суд и чеканить монету. |
Подведение итогов | Наш игрок благополучно добрался до “Финиша”
и следует подвести итог нашему с ним путешествию: Завершите хронику средневекового монаха о Германии в XI-XV веках. |
Слушают Подводят итог: В X веке в результате завоевания германскими императорами Италии образовалась в 962 году Священная Римская империя. Ее правители владели значительными территориями, но их власть была слабой из-за борьбы с крупными герцогами и главой католической церкви. Таким образом, в Германии сохранилась феодальная раздробленность. |
Выставление оценок | Выставляет оценки в журнал и дневники | Дают дневники для выставления оценок |
Домашнее задание | Учебник Параграф 25 - выписать значение
новых слов Используя материал параграфа и иллюстрации, дайте характеристику Фридриху Барбароссе как историческому деятелю |
Записывают домашнее задание |