Модель и моделирование объекта. 4-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 4


Вид урока: комбинированный. 4 класс

Цель урока:

  • Сформировать представление о модели и моделировании.
  • Научиться создавать информационные модели.

Задачи:

Обучающие:

  • знакомство учащихся с разнообразием форм представления информационных моделей;
  • получение практических навыков по созданию моделей.

Развивающие:

  • развитие личности обучаемого, подготовка его к самостоятельной продуктивной деятельности;
  • развитие познавательных интересов, усиление мотивации обучения;
  • развитие объёмного мышления, памяти, внимательности, познавательного интереса.

Воспитательные:

  • воспитание информационной культуры, внимательности, усидчивости;
  • актуализация важности знаний и умений в сфере информационных компьютерных технологий.

Оборудование: проектор, мультимедийная презентация.

Структура урока

Название этапа Содержание этапа Формы, методы обучения Время
Организационный момент Приветствие, доклад дежурного   2 мин
Проверка д/з Повторение по теме “Информация”   5 мин
Формирование новых ЗУН Определение основных понятий Объяснение темы урока с использованием мультимедийной презентации 14 мин
Практическая работа 1. Инструктаж перед практической работой

2. Выполнение практической работы

  15 мин
Закрепление теоретических знаний     8 мин
Задавание д/з   Беседа по вопросам 1 мин

1 этап. Оргмомент

Здравствуйте, садитесь! Тема нашего урока “Модель и моделирование объекта”.

2 этап.  Проверка Д\з

Давайте вспомним, что такое информация?

С помощью чего мы получаем информацию?

А какая с вашей точки зрения должна быть информация? (свойства информации)

И что мы можем делать с информацией? (действия с информацией)

3 этап. Формирование новых ЗУН

Немного вспомнили, а теперь вернёмся к нашей новой теме “Модель и моделирование объекта”.

Что такое объект, мы знаем. (Объект – это общее название живого существа, предмета, явления, события.) А слышали вы когда-нибудь слово “модель”? (Ответы ребят)

Конечно, все мы с детства пользуемся словом “модель”. Модель машины, модель плюшевого медведя, модель самолёта, модель корабля.

Модель – это упрощённое подобие реального объекта. Модель обладает не всеми, а только некоторыми свойствами, которыми обладает реальный объект.

Например: Кукла – это модель человека. Они бывают маленькие и большие, деревянные и глиняные, пластиковые и матерчатые… Играя с куклой мы познаём окружающий мир.

Но кукла имеет только внешнее сходство с объектом – оригиналом. У неё нет внутри всех тех органов, которые есть у человека. Модель отражает только существенные свойства.

Обычно модели уменьшены в 100, 200, и даже в 1000 раз. Бывает и, наоборот, когда модель больше объекта – оригинала, как модель мышки в одном из музеев города Мышкин.

Ребёнок подрастает, и тогда, для знакомства с реальным миром, ему требуются другие модели.

Например, глобус.

Глобус – это модель Земли, упрощённое подобие реального Земного шара.

Модели делятся на два больших класса: материальные (представлены в материальной форме) и информационные (представлены в образной или знаковой форме).

Процесс построения модели называется моделированием.

Как вы думаете, для чего мы с вами моделируем? (Ответы ребят)

Цели моделирования:

  • Сохранить информацию о наблюдаемом объекте;
  • Передать информацию о нем другим людям;
  • Показать, как будет выглядеть объект, которого нет, но который существует в виде образа в мыслях автора.

4 этап. Заключение

  • Какие модели объектов ты знаешь?
  • Какие свойства объекта отражаются в модели?
  • Моделью какого объекта-оригинала является глобус?

5 этап.  Практическая работа

Этап 1

Запустить графический редактор Paint

Нарисуйте кубик:

1. Нарисуйте квадрат, используя клавишу Shift

2. Из трёх вершин квадрата нарисуйте наклонные линии, используя клавишу Shift

3. Нарисуйте горизонтальную и вертикальную линии задней стенки кубика

4. Ластиком удалите выступающие части линий

5. Инструментом “Заливка” закрасьте стороны кубика разными полутонами одного цвета.

1 2 3 4

6 этап.  Задание на дом.

Записи в тетради. Сконструировать модель из кубиков.