Урок географии по теме "Обобщающий урок по географии России". 8-й класс

Разделы: География

Класс: 8


Цели урока. Обобщение и систематизация знаний по географии России.

Задачи

  • Образовательные: продолжить формирование представлений о природе страны, как едином природном комплексе, где все компоненты сложны, взаимодействуют и взаимосвязаны .
  • Развивающие: развитие познавательного интереса , через организацию игровых ситуаций , умения применять полученные знания, сравнивать, логически рассуждать, анализировать и делать выводы.
  • Воспитательные: развитие коммуникативных умений учащихся.

Тип урока – обобщающий.

Форма урока – командная игра.

Ход урока

Предварительно класс делится на команды, каждой дается задание придумать название и девиз, которые они представляют в начале игры. Теоретический тур выполняют все участники игры и учитель может выставить оценки каждому . Первое задание дается климатологам, (т.к. им требуется некоторое время) по два человека от команды строят графики хода температур, диаграммы количества осадков, делают их анализ и определяют климатический пояс. В это время проводятся конкурсы и сразу подводятся их итоги. Каждый правильный ответ 1б. Победители награждаются в конце урока. Эту игру можно проводить по аналогии и среди 8-х классов.

1. Приветствие команд: название и девиз.

2. Теоретический тур знатоков.

3. Конкурс капитанов.

4. Конкурс климатологов.

5. Конкурс геологов.

6. Конкурс экологов.

7. Блиц “ Белые вороны”.

8. Подведение итогов.

Задания теоретического тура:

1. Какими способами на специальных картах изображены ( расставьте №) рельеф суши...; атмосферное давление..; температура воздуха..; глубина океанов...; количество осадков...

1) изобарами

2)изогипсами

3)изобатами

4)изогиетами

5)изотермами.

2. Пронумеруйте в хронологическом порядке ( от молодых к более древним) эпохи складчатости:...герцинская, ....альпийская, .....байкальская ,....мезозойская, ....каледонская.

3. Горная система полностью расположенная за пределами России :

А-Урал

Б-Саяны

В-Карпаты

Г-Сихоте-Алинь.

4. Самые большие запасы угля находятся:

А- в Европейской части России

Б- в Сибири и на Дальнем Востоке России.

5. Напишите, как называются основные морфологические элементы морского дна:

От 0 до 200м глубины.......

от 200 до 2500м....

От 2500 до 6000м....

с глубины более 6000м.... .

6. Из перечисленных ниже озер выделите самое глубокое: Ладожское, Онежское, Кроноцкое, Байкал.

7. Сероземы.... подзолистые.... Черноземы..... каштановые.... развиваются в зонах (расставьте№)

1)степей

2)тундры

3)тайги

4)пустынь

5)тропических лесов

6)сухих степей.

8. Постоянное движение воздуха в приземном слое атмосферы от 30 градусов к 60градусу с. ш. известно под названием...........

Ветры связанные с сезонными различиями в температуре и давлении между материками и океанами известны как ......... .

9. Вспомните основные.........переходные........ климатические пояса.

10. Назовите 4 главных климатообразующих фактора...... .

Задания конкурса капитанов:

Щит....плита..... река....падение реки.....уклон реки..... .

Конкурс климатологов:

1а. Анализируя карты школьного атласа и исходя из знания закономерностей годового хода климатических характеристик в разных районах Архангельской области, по графикам изменения температуры воздуха и количества осадков по месяцам -постройте график хода температур и диаграмму количества осадков, определите его тип климата.

  я ф м а м и и а с о н д
т _20.4 _21.2 -19.8 -12.3 -5 1.6 7.1 7.7 З.6 -3.8 -12.4 -17.4
О 22 16 16 15 18 34 37 43 48 37 23 20

  я ф м а м и и а с о н д
т -12.5 -12 -8 -0.6 5.6 12.3 15.6 13.7 8.1 1.4 -4.5 -9.8
о 22 25 23 21 33 52 55 54 55 46 36 32
                         

По следующему плану:

1 температура января

2 температура июля

3 амплитуда

4 годовое количество осадков

5 климатический пояс.

Конкурс геологов.

Используя карты школьного атласа, разделите горные районы западной половины России( к западу от 100меридиана в. д.) на две группы по богатству рудными полезными ископаемыми. Какие закономерности, связанные с возрастом горных пород , вам удалось обнаружить.

(схема ответа:

  • наиболее богатые горы:
  • бедные горы: ).

Конкурс экологов.

В рамках эксперимента по акклиматизации диких животных в Россию были завезены: медведь гризли, койот, пума, свинка капибара. По картам школьного атласа определите, какие заповедники нашей страны лучше всего подошли бы для этой цели. Объясните почему.

Определите заповедник России по фрагменту его описания: “ Основан в 1976г. Рельеф гористый, сильно расчленен. Характерные млекопитающие- лемминги, обычен песец, образующий самостоятельную популяцию . Периодически появляются лисы, волки. В прибрежных водах обитают тюлени, имеются лежбища моржей . В море изредка встречаются киты. В пределах заповедника находятся родильные берлоги белых медведей. Характерны птичьи базары.” К какой природной зоне относится эта территория.

Блиц “Белые вороны” найди лишнее.

1.Река, полуостров, море ,залив, озеро.

2.Город,канал, железная дорога, река, порт.

3.Лес, пальма, дуб, ель, секвойя.

4.Уголь, бокситы, нефть, сталь, природный газ.

5.Норвегия, Сахалин, Колгуев, Новая Земля, Новосибирские острова.

6. Волга, Обь, Карские ворота, Северная Двина, Ангара.

7.Русские, чуваши, эвенки, москвичи, буряты, ненцы.

8.Кольский, Ямал, Колгуев, Чукотский, Канин.

Подведение итогов, награждение.

Ответы: теоретический тур.

  1. 1-2, 2-1, 3-3, 4-3, 5-4.
  2. 1-3, 2-1, 3-5, 4-2, 5-4.
  3. Карпаты.
  4. Б
  5. Шельф, материковый склон, ложе океана, желоб.
  6. Байкал.
  7. 1-4, 2-3, 3-1, 4-6.
  8. Западные, муссоны.
  9. Основные - арктический, умеренный; переходные –субарктический, субтропический.
  10. Географическая широта -солнечная радиация, подстилающая поверхность-рельеф, циркуляция атмосферы, океаны и течения.

Конкурс капитанов.

Щит-часть платформы, где смятые в складки породы фундамента выходят на поверхность.

Плита- часть платформы, покрытая мощным осадочным чехлом.

Река – постоянный водный поток, текущий в выработанном им русле.

Падение реки- превышение истока над устьем, выраженное в метрах.

Уклон реки – отношение падения реки к ее длине.

Конкурс климатологов.

1а- tя=-20.4 tи=7.1 А=28.9 О=329 мм, субарктический климатический пояс.

2б tя=-12.5 tи=15.6 А=28.1 О=454 мм, умеренный с чертами морского.

Конкурс геологов.

Наиболее богатые по запасам полезных ископаемых – Уральские горы- (примеры), т. к. они наиболее древние по происхождению.

Наиболее бедные- Кавказские горы-(примеры), наиболее молодые.

Конкурс экологов.

1. Медведь гризли аналог бурого медведя, его акклиматизация возможна в любом лесном заповеднике, например Дарвиновском.

Койот – степное животное, поэтому его акклиматизация будет успешной в Хоперском заповеднике.

Пума--Алтайский заповедник.

Свинка капибара- Тибердинский заповедник( при дополнительном обогреве территории).

2 Остров Врангеля. Арктическая пустыня.

Блиц.

1.-полуостров 2- река 3- лес 4-сталь 5-Норвегия 6-Карские ворота 7-москвичи 8-Колгуев.