Цель: познакомить уч-ся с разнообразием сельскохозяйственных культур; центрами их происхождения;
Задачи: формировать уважительное отношение к главному продукту питания – хлебу и труду работников сельского хозяйства.
Оборудование:
- проектор, музыкальная запись "Урожайная",
- растения: рожь, пшеница, рис, кукуруза,
- таблички с названием сортов зерновых культур,
- 125 гр., черного хлеба,
- плакат "экономия в быту", плакаты с задачами,
- карта мира физическая,
- таблица центров происхождения зерновых культур.
Подготовка к уроку начинается за 2 недели до урока. Уч-ся раздается задание: подобрать материал по выбранным растениям /стихи, поговорки, легенды, исторические факты и др./ Выбирается ведущий и ответственные за страницы. Весь собранный материал собирается, корректируется учителем.
1 уч-ся. Сегодня мы с вами проводим устный журнал на тему "Важнейшие зерновые, сельскохозяйственные культуры" (слайд1)
2 уч-ся. Читает стихи:
Из мглы веков, из сизого тумана,
торя свою в безвестность колею,
Жизнь создала орла и таракана,
Сикстинскую мадонну и змею.
И вот он встал над выигранной битвой
И создал хлеб, и в образ мысль облек
И шар земной космической орбитой
Запеленал, как нитками клубок.
Звучит музыка "Урожайная"
1 уч-ся. В нашем журнале вы узнаете о самых древних культурах, которые человек поставил себе на службу, о их происхождении и биологических особенностях, основных этапах окультуривания, современном состоянии, распространении и хозяйственном значении. И не только послушаете, но и увидите.
Вот его обложка, прислушайтесь к этой мелодии. Всякий раз, как она звучит, будет открываться новая страница нашего журнала.
Перелистывается обложка журнала, открывается I страница.
I-я страничка. Историческая. "Путь к хлебу" (слайд 2)
3 уч-ся. "Открытие земледелия, сделанное более чем за 600 поколений до нас, решило все будущее человечества". /В.И. Вернадский/
Мысленно перенесемся в прошлое человечества и представим, как наши предки занимались сбором дикорастущих растений. Древний человек, чтобы прокормить себя, собирал лесные орехи и ягоды, съедобные корни и семена. Как Робинзон Крузо, исследовал он окружающие, его леса и поля, реки и озера. Собирательство как способ получения продуктов питания сохранилось и в наше время.
Японцы собирают морские водоросли, жители Огненной Земли - моллюсков, а индейцы ведут поиск желудей.
Именно с собирательством связанно появлений земледелия.
/Вавилов Н.И., Дарвин Ч. /.
Мужчины уходили на охоту, а женщины собирали дикие растения и готовили из них пищу.
Однако от собирательства до культивирования растений лежал долгий и не всегда беспрепятственный путь.
Земледельцы во все времена стремились получить с каждого занятого посевами поля как можно более высокий урожай, поэтому на протяжении веков старались внести изменения в природу с/х растений, с тем, чтобы они стали продуктивнее, устойчивее к болезням и вредителям, менее требовательными к условиям произрастания. Работа в этом направлении ведется и в наши дни.
Путь к высоким урожаям идет, прежде всего через селекцию.
А основателями ее были Н.И Вавилов, И.М.Чуковский, Д.Н.Прянишников и др.
Звучит музыка. На планшете перелистывается страница.
II страница. Главный хлеб. (слайд 3)
4 уч-ся. - Какое же растение одним из первых стало надежным другом и спутником жизни человека? -/пшеница/.
- Когда, как и откуда пришла к нам пшеница?
Первая попытка ответить на этот вопрос была предпринята еще в глубокой древности. В 4-3 тысячелетии до нашей эры в Междуречье Тигра и Евфрата /юг современного Ирака/ (показывает, по карте) существовала страна Шумер. Ее жители уже знали колесо, плуг, сеялку, умели добывать медь, возводить из сырого кирпича монументальные здания храмов и у них уже была письменность.
Вот что рассказывает одна из шумерских легенд.
5 уч-ся. "Аппунаки - духи земли, порожденные богом – питались травой и кореньями и не знали, что такое хлеб. Боги задумали улучшить жизнь аппунаков на земле. Они слепили из глины божественного юношу Лохара - пастуха и его сестру Ашнак - богиню зерна. Лохар стал пасти овец и коз. Для Ашнак бог мудрости Энки создал мотыгу, и она провела на полях первые борозды и засеяла их зернами ячменя. Вскоре поднялись первые колосья. Обрадовались боги да построили для Ашнак великий дом, а потом Энки смастерил первый плуг и запряг в него пару ослов, Лохар стал завидовать сестре и они поссорились. Лохар говорил: "Без меня аппунаки не имели бы вкусного молока и теплых одежд и прозябали бы в голоде и холоде.. Ашнак возражала: Что делали бы боги и аппунаки без хлеба?
Тогда собрался совет великих богов и вынес решение: "Только хлебом можно насытиться, ибо оно укрепляет тело. Хлеб важнее для жизни, чем молоко и шерсть". Ашнак, должна занимать 1 место.
2 уч-ся " Сказка-ложь, да в ней намек..."
Исследования показали что именно Передняя Азия - место зарождения культурной пшеницы /тер. страны Шумер/. Из Передней Азии пшеница расселилась по всей Европе и Азии и проникла в Африку, Значительно сложнее оказалось решить вопрос о том, из какого дикорастущего вида растений образовалась современная культурная пшеница. А вы знайте?
Ученые выдвигают различные гипотезы. Синская, развивая учение Н.И.Вавилова высказала предположение, что древнейшим предком пшеницы является один из вымерших видов пырея, из которого образовались сначала дикорастущие, а затем и окультуренные виды.
Сегодня в мире выращивают 2 вида этой главной культуры: мягкую и твердую. Мягкую высевают в умеренном климате./Азия,.../ Твердую - более теплолюбивое растение, в южных областях. Такое деление из-за качества зерна. У “мягкой” на срезе зерно мучнистое, легко раздавливается и растирается. У “твердой” - стекловидное, не разминается, содержит 20% белка. По срокам посева пшеницу делятся на яровую и озимую. Из 60 миллионов га. Земли, занятых под пшеницу в нашей стране яровые занимают почти в два раза территории больше чем озимые.
Урожай зерновых составлял в 70годах яровые - 25ц/га., 1913 году до 7ц/га. В настоящее время во многих хозяйствах урожай составляет 40ц/га, а озимых до 70 ц/га. Этих цифр удалось достигнуть благодаря новым сортам озимых - Мироновская 808, Безостая I, Заря ...
Яровые - Саратовская 29,42. Новосибирская 67 и др.. /демонстрируются гербарные экземпляры/.
Звучит музыка.
III страница. Матушка рожь. (слайд 4)
6 уч-ся. " Ржаной хлебушко - калачу дедушка" - говорят в народе.
Для подавляющей части населения дореволюционной России хлеб из ржаной муки был повседневным основным продуктом питания; для крестьян большей части страны потому, что свой "доморощенный", его не нужно было покупать, а для малообеспеченных городских жителей - рабочих, ремесленников, служащих - оттого, что всегда был дешевле пшеничного. Только зажиточные семьи могли каждый день кушать пшеничный хлеб. Совершенно определенно было выяснено, что культурная рожь возникла из сорно- полевой ржи засорявшей пшеницу и ячмень. Благодаря устойчивости и холодному и засушливому климату, это сорное растение привлекло внимание и вошло в семью хлебных культур. Подобно гадкому утенку, бывший сорняк стал ценной зерновой культурой.
Хорошо себя зарекомендовали сорта: Вятка, Харьковская 60, Саратовская 4,Чулкаш /высота растения 75-100 см., зимостоек, засухоустойчив, урожайность 44-45 ц/га. А на опытных участках до 80ц/га.
1 уч-ся. Рожь - не только хлеб на полках магазинов, но и важная техническая культура. Крахмал и бумага, строительные плиты и пластмассы дает человеку этот злак. Есть чему гордиться бывшему сорняку! / Звучит музыка/
IV страница. Культура всех широт. (слайд 5)
3 уч-ся. История любого растения неразрывно связана со всеми событиями, происходящими на нашей планете и в первую очередь, с изменением климата.
Много интересных находок обнаружили ученые - мамонтологи в слоях вечной мерзлоты. В этих "холодильниках планеты" были найдены кости полностью сохранившиеся мамонтов. В желудке одного из них, найденного в Сибири, были обнаружены семена дикорастущего ячменя, которому было более 30 тыс. лет. Как же сложилась судьба этого древнего растения, когда человек извлек его из природы и сделал своим спутником? Окультуривание его началось более 10тыс. лет назад в районе Месопотамии /на карте/.
Ячмень и пшеница " близнецы", они почти одновременно попали на стол предков.
5 уч-ся. Вот какая легенда существовала в древнем Египте о появлении ячменя: до царствования Осириса - бога умирающей и воскресающей природы египтяне не знали земледелия и были людоедами. Осирис вывел их из состояния варварства. Сестра и супруга этого бога Исида - богиня плодородия, воды и ветра, нашла дикорастущий ячмень и пшеницу и дала их людям. Осирис научил их возделывать землю и употреблять в пищу зерна. В результате египтяне оставили каннибализм и стали готовить себе еду из зерен.
Очень высоко ценилось это растение в древней Греции: там ячмень не только составлял главную пищу населения, но и служил знаком отличия, наградой за особые заслуги. Так победители спортивных соревнований проводящихся в честь богини земледелия Деметры получали в качестве приза меру ячменного зерна и венок из его колосьев.
3 уч-ся. Ячменное зерно в пищевой промышленности идет на изготовление перловой и ячневой круп. /демонстрирует/.
Петр I признавал последнюю самой вкусной.
Из него изготавливают суррогат кофе. Вытяжка из ячменного зерна находит применение в фармацевтической, текстильной, кожевенной, полиграфической и других отраслях промышленности.
Сорта: Целинный-5, Донецкий 26, Харьковский и др. /демонстрируются растения/.
Звучит музыка
V страница. “Сын воды и солнца” (слайд 6)
(Рассказ о рисе как о культуре).
5 уч-ся. Занятная легенда о появлении риса есть у жителей острова Калимантан /карта/. В ней говорится, что в далекие времена небо было немного ближе к Земле. Боги часто опускались на Землю. А праведные люди иногда поднимались на небо. Однажды попал туда храбрый и справедливый юноша и увидел семена риса, которых на Земле тогда еще не было, и никто о нем ничего не знал. Юноша спросил: " Что это?" Его проводили к богу Поза. Бог оказался добрым и угостил гостя вареным рисом. Юноше блюдо очень понравилось. Отправляясь обратно, он хотел унести с собой горсть зерен, но духи-хранители входа в небо не разрешили ему этого, сказав, что рис-это пища богов и давать его людям нельзя. Вернувшись на Землю, юноша долго думал, как достать семена риса. Однажды, сидя на земле скрестив ноги, он заметил, что в толстой коже его пяток образовались глубокие трещины. Тогда он снова пошел на небо и там прошелся по сушившимся семенам. Несколько зерен осталось в тех самых трещинах.
Так доблестный юноша принес с неба на землю рис.
1 уч-ся: А вот некоторые интересные поверья и обычаи.
В древней столице Японии - Киото на холме Фунако есть священный камень. Две каменные пестро окрашенные лисицы охраняют этот своеобразный жертвенный алтарь. На его ступеньках стоит мисочка с рисом и чашечка с солью и водой. Сюда приходят просить божество риса о помощи, при этом надо сто раз обойти вокруг камня, повторяя желание, и тогда оно обязательно сбудется.
На острове Борно после наступления каждой очередной фазы развития риса совершается обряд благодарности. Таких обрядов не менее 6, самый пышный после уборки урожая.
На острове Сулавеси существует такой обычай, когда рождается ребенок, ему, прежде всего дают попробовать вареного риса, считая, что вкусив его, ребенок уже не захочет расставаться с земным существованием и будет жить.
В Индии - жрец посыпает жениха и невесту рисовой мукой, как символ благополучия, долголетия и изобилия.
(Можно включить и другие страницы/ кукуруза.../)
Звучит музыка.
VI страница. Хлеб наш насущный. (слайд 7)
2 уч-ся. На свете есть немало стран, особенно южных, где люди обходятся без хлеба. Как - то даже странно: им не требуется хлеб ни к обеду: ни к ужину, ни к чаю. Не едят хлеба и порой не знают что это такое /Страны Африки/. Есть страны, где хлеба потребляют мало, едят его так же редко, как мы апельсины или бананы. (слайд 8)
Учитель о работе Вавилова и центрах происхождения культурных растений. (слайды 9, 10, 11)
2 уч-ся. Но все-таки большинство народов в Северном полушарии Земли ценят и любят хлеб. А какова же цена хлеба? Кажется, чего проще испечь лепешку или хлеб, но сколько времени и труда, потратил человек, прежде чем научился этой премудрости. Никто сегодня не может сказать, кто был тот великий человек, который изобрел хлебопечение. Кто придумал смешать муку из размолотых зерен ржи или пшеницы с водой, добавить дрожжи и соль, дать тесту "закиснуть" и уже потом испечь из этого живого, мягкого теста в горячей печи те самые караваи, бесчисленные по форме, вкусу и названиям.
Можно ответить по разному. А истинная цена 1 булки ржаного или пшеничного хлеба - это пот людей, которые вспахали землю, засеяли ее, вырастили и обмолотили зерно, вывезли с поля, сушили, мололи его, замесили тесто и выпекли ароматные булки и батоны. Вот истинная цена хлеба!
(слайд 12)
3 уч-ся.
Дороже и злата и соболя
Он - всем
и всему голова.
У хлеба значенье особое:
Державные держит права.
И так повелось
это история:
Изба пирогами
красна.
Хлеб - наиглавная
исповедь
Пред жизнью
во все времена.
7 уч-ся.
Всему начало.-
плуг и борозда,
Поскольку борозда под вешним небом
Имеет свойство
обернуться хлебом:
Всему начало-плуг и борозда”
/ Сергей Викулов /
7 страница, /звучит музыка/ “ Блокадный хлеб” (слайд 13)
8 уч-ся. Есть и еще одно понятие о ценности хлеба. Именно хлебом, отношением к нему, умением дорожить им выверяется душевная щедрость человека. Хлеб, которым ты делишься, или с тобой делятся в трудную минуту, не имеет себе равного по вкусу! Это-истина.
“...о мы познали в декабре – не зря
“священным даром” назван обычный хлеб,
И тяжкий грех – хотя бы крошку бросить наземь,
Таким людским страданьем он, такой большой
Любовью братской для нас отныне освящен,
Наш хлеб насущий, Ленинградский”
(Ольга Бергольц)
(слайд 11)
В осажденном Ленинграде - городе, где долгое время жил и работал Вавилов, шла первая блокадная зима. Нормы хлеба были сокращены до невозможного. Люди обезумевали от голода, падали на ходу, умирали от истощения.
А в это время в темных холодных комнатах на Исаакиевской площади, в доме с забитыми досками окнами было полно еды. В коробках и мешках лежали десятки тонн семян, клубней картофеля. Но сотрудники Всесоюзного института растениеводства (ВИР), которые работали и урывками спали рядом, были так же голодны и истощены, как и все ленинградцы. Они бредили едой, и все же никому из них даже не приходила в голову мысль съесть хотя бы горсточку зерен, чтобы спасти свою жизнь.
28 сотрудников института умерли от голода во время блокады, но ни одно зернышко или картофельный клубень не были утеряны.
125 блокадных грамм, которые сегодня лежат на весах в витрине музея – это дневной паек жителей героического города в дни фашистской блокады.
Учащиеся отрезают и взвешивают на весах 125 грамм черного хлеба.
/ звучит музыка/
3 уч-ся: А как же мы с вами относимся к хлебу?
Считают, в городе Новый Уренгой за один день на одного человека в среднем покупается 302 грамма хлеба. Ежедневно в семье в отходы идет 100 грамм хлеба. А сколько за месяц, за год ваша семья переводит бес пользы ценного продукта?
Что нужно предпринять, чтобы этого не случалось?
1 уч-ся. Закончить наш журнал, мне бы хотелось отрывком статьи Гатагова “Дума о хлебе”.
“Берегите хлеб смолоду и если ты с детства не научился видеть и чувствовать в хлебе живую душу родной земли, родного солнца и неба, теплого весеннего дождя и сияние летней молнии, если ты не научился видеть в нем труд всех, кто отдает твоему хлебу всю свою жизнь – одним словом, душу народа, считай себя нравственным калекой. Будь непримиримым, если видишь плохое отношение к хлебу. Цени в хлебе труд отца, матери, дедушки и бабушки, братьев, сестер – всех людей, труд всего народа, который тебя выкормил, вырастил и возлагает на тебя самые светлые надежды”.
Звучит музыка. Закрывается последняя страничка журнала.
Учитель благодарит и оценивает работу учащихся, принимавших участие в журнале, собиравших литературу.
Литература.
- Биология 7 класс, “Линия жизни”, Пасечник В.В.; М., Просвещение, 2011.
- Социальная и экономическая география мира, Максаковский; М, Просвещение, 2010.
- Энциклопедия Биология, М., Дрофа “Золотой фонд” “Большая Российская энциклопедия”, 2003.
- Энциклопедия, “Мифы народов мира”, т.1, 2, М., Дрофа “Золотой фонд” “Большая Российская энциклопедия”, 2003.
- “Рассказы о растениях – переселенцах”, Головкин Б.Н., М. “Просвещение”, 1984.
- “Зеленая родословная” Скорняков С.М., М. Агропромиздат 1985.
- “Самые – самые” Головкин Б.Н. , М. “Колос”, 1982.
- “Слово о хлебе”, Степаненко В., М. , “Плакат”, 1986.
- “Растения – переселенцы”, Лобунцова М.А., Никиточкина Т.Д., М., “Изобразительное искусство”, 1988.