Методическая поддержка организации углубленной трудовой подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья на базе учреждений начального профессионального образования

Разделы: Администрирование школы


В настоящее время с особой остротой встает проблема подготовки к жизни и труду учащихся с ограниченными возможностями здоровья, так как повышение темпа и качества производительного труда, сокращение несложных видов работ в общественном производстве создают определенные трудности в социальной адаптации выпускников коррекционных школ. Учитывая также, что в настоящее время среди контингента учащихся VIII вида имеется тенденция к осложнению дефекта со стороны как психического, так и соматического здоровья, требуется новый подход к организации профессионально-трудового обучения. В решении данной проблемы среди прочего не последнюю роль играет создание современной образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного производственного обучения и успешную социализацию лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Ряд коррекционных образовательных учреждений VIII вида осуществили переход на 11(12)-летний срок обучения и создали различные (в зависимости от местных условий) эффективные модели оптимальной образовательной среды, предполагающей привлечение к сотрудничеству учреждений начального профессионального образования.

Использование внешкольного ресурса (учреждений дополнительного образования, учреждений начального профессионального образования, производственных предприятий) позволяет объединить усилия образовательных учреждений и производственных предприятий в более эффективном использовании материально-технического ресурса и квалифицированного педагогического труда, организовать обучение на основе интеграции учащихся с ограниченными возможностями здоровья в среду сверстников с сохранным интеллектом учреждений начального профессионального образования.

Одной из ключевых проблем функционирования производственных классов является организация комплексного методического сопровождения педагогических работников, что связано:

с особенностями подготовки по определенным рабочим специальностям в новых экономических условиях, требующих от педагогов перехода от шаблонной организации профессионального обучения детей: если раньше учитель работал над выработкой у учащихся скоростных навыков, готовя их к поточной работе в условиях фабричного производства, низкоквалифицированной деятельности, то теперь стало потребностью готовить выпускника к индивидуальной трудовой деятельности, либо к овладению целым рядом производственных операций;

с переходом к полипрофессионализации, когда выпускник готов к освоению нескольких специальностей в рамках одной профессии (например, штукатур-маляр и плиточник-отделочник), что делает выпускника более мобильным на современном рынке труда;

с притоком новых кадров из числа инженерно-педагогических работников учреждений начального профессионального образования, не владеющих методами и приемами коррекционного обучения;

необходимостью проведения опытной экспериментальной работы по формированию навыков осознанного выбора профессии путем оптимизации учебно-воспитательного процесса в коррекционной школе VIII вида.

Методическое сопровождение педагогов, работающих в производственных классах коррекционных школ VIII вида либо в условиях интеграции, включает в себя следующее.

Программно-методическое и дидактическое обеспечение, так как имеется существенный дефицит УМК углубленной трудовой подготовки. Педагогами коррекционной школы VIII вида №8 созданы модифицированные, адаптированные программы по ряду предметов (“Элементы химии в быту и на производстве”, “Элементы физики в быту и на производстве”, “Материаловедение”, “Техническое черчение”, “Экономический практикум”), позволяющих соблюсти преемственность в обучении по специальностям, предложенным профессиональным лицеем, способствующих более успешному освоению рабочих профессий, более свободной ориентировке в современном обществе и в быту; составлены, апробированы и подготовлены к публикации учебные программы производственного обучения по специальностям “Штукатур-маляр”, “Столяр мебельного производства”; в стадии разработки находятся учебные программы “Слесарь по ремонту автомобилей”, “Кухонный рабочий”, рабочие тетради для учащихся к данным программам, технологические карты и пооперационные планы изделий, включённых в учебные программы производственного обучения.

Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Связь теоретического обучения с производственной практикой создает благоприятные условия для усвоения знаний, однако формирование действенных, а не формальных знаний у учащихся с нарушением интеллекта, должны осуществлять инженерно-педагогические работники, владеющие основами олигофренопедагогики, специальной психологии. На практике в подготовке работников учреждений НПО к работе с данной категорией учащихся имеются существенные пробелы. Одной из ключевых задач является ликвидация дефицита методической подготовки данной категории педагогов через проведение совместных с инженерно-техническими работниками учреждений начального профессионального образования методических советов, выездного дефектологического всеобуча, оказание консультативно-методической помощи мастерам производственного обучения, работающим с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, проведение ежемесячных консультаций для педагогов, работающих в условиях интеграции, обобщение опыта работы с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, и распространение его через открытые уроки, мастер-классы, сообщения на конференциях по проблемам интеграции различного уровня.

Ликвидацию пробелов у учителей производственного обучения коррекционных школ в знаниях современных производственных технологий, навыках работы с современными отделочными материалами и на современном технологическом оборудовании, чему способствует стажировка учителей трудового обучения, работающих в производственных классах, на базе учреждений начального профессионального образования; оказание помощи в составлении индивидуальных программ совершенствования профессионального мастерства педагогов, работающих в данных классах.

Психолого-медико-педагогическую и социальную поддержку учащихся производственных классов и их семей.

Усилению методического сопровождения углубленной трудовой подготовки способствовала проведенная реорганизация методической работы в Красноярской коррекционной школе VIII вида №8, где помимо методических объединений созданы методические службы, объединившие педагогов не по предметному признаку, а по приоритетным направлениям профессиональной подготовки выпускников:

  • служба трудового воспитания, профориентации и профподготовки;
  • служба коррекционно-развивающего обучения;
  • служба досуговой занятости;
  • служба мониторинга качества образования;
  • служба здоровья и здорового образа жизни.

Внедрение инновационного механизма функционирования структур методической работы специалистов школы, объединенных возможностью и способностью решать поставленные в рамках Программы развития учреждения задачи, позволило максимально использовать потенциал педагогов образовательного учреждения, мастеров производственного обучения профессионального лицея №9, родителей учащихся производственных классов к решению вопросов профессионального самоопределения выпускников.

В состав службы трудового воспитания, профориентации и профподготовки вошли инструкторы трудового обучения, учителя технологий, начальных классов, СБО, курса “Ремесло”, классные руководители, инженерно-педагогические работники профессионального лицея №9, службы занятости (по согласованию).

Деятельность данного методического структурного подразделения заключается в поиске, апробировании педтехнологий обучения профессиям, ориентированным на современные экономические условия с учетом особых образовательных возможностей обучающихся и региональных потребностей; оказании помощи учителям в разработке программ по получению учащимися дополнительной или смежной профессии; отслеживании динамики усвоения учебного материала и развития учащихся и диагностике на этой базе эффективности используемых технологий и нововведений.

Служба коррекционно-развивающего обучения объединяет учителей-логопедов, педагогов-психологов, учителей-дефектологов, социальных педагогов, медицинских работников в вопросах выстраивания адекватной системы комплексного психолого-педагогического, медико-социального сопровождения всех участников образовательного процесса. Специалистами образовательного учреждения оказывается психологическая поддержка обучения детей с ОВЗ в новой для них образовательной среде: психологическая поддержка для развития умения межличностного взаимодействия, профилактика и разбор конфликтных ситуаций в новом коллективе, способности устанавливать контакт с окружающими, помогающей снять внутренние барьеры, мешающие эффективному взаимодействию; профилактика и анализ конфликтных ситуаций в новом коллективе, способствующие изменению восприятия самих ситуаций общения и причин трудностей, которые в этих ситуациях возникали; методическая помощь учителям технологии в разработке уроков производственного обучения с учётом психофизических особенностей учащихся с нарушением интеллекта.

Служба мониторинга качества образования осуществляет проблемный анализ готовности учащихся к овладению определёнными специальностями, готовности выпускника к осознанному выбору профессии, критериев качества подготовки выпускников производственных классов по определенной профессии, уровня социализации и т.д. Адаптированы методики: дифференциально-диагностический опросник Е. К. Климова, анкета для оценки профессиональных намерений и планов учащихся (В. А. Полякова), анкета “Я выбираю профессию” (В. И. Степанский), позволяющие исследовать уровень готовности выпускников к осознанному выбору профессии. Результаты данных исследований учитываются при организации профориентационной работы, а также в индивидуальных консультациях старшеклассников и их родителей по моделированию индивидуального маршрута профессиональной подготовки.

В службе здоровья и здорового образа жизни задействованы учителя биологии, ОБЖ, физкультуры, ритмики, воспитатели, медицинские работники, работники медицинских учреждений города (наркологического диспансера, центра планирования семьи и брака по согласованию).

Учитывая, что рабочие специальности требуют хорошей физической подготовки, Служба здоровья и здорового образа жизни оказывает содействие всем участникам образовательного процесса в приобретении знаний, умений, навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни, формирует базы данных о состоянии здоровья, индивидуальных психофизических особенностях и резервных возможностях организма учащихся производственных классов; разрабатывает организационно-педагогические рекомендаций по оптимизации образовательного процесса на валеологической основе; осуществляет организационную деятельность по созданию условий, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности участников образовательного процесса (соответствие требованиям СанПиН воздушно-теплового режима, освещенности, ученической мебели, организация медицинского обслуживания и питания).

Служба досуговой занятости, в которую входят педагоги дополнительного образования, классные руководители, воспитатели, оказывает организационно-методическую поддержку и сопровождение работников образовательного учреждения в вопросах создания для старшеклассников объединений, клубов по интересам, обновления программного обеспечения дополнительного образования декоративно-прикладного, технического направления, способствующего актуализации и совершенствованию технико-технологических знаний и умений, приобретённых в процессе обучения в производственных классах коррекционной школы, осознанному выбору выпускниками профессии в соответствии с их желаниями, способностями, индивидуальными особенностями и с учетом потребностей рынка труда в городе.

Членами данной службы оказывается консультативная, практическая помощь педагогам в выявлении востребованности старшими подростками и их родителями вида деятельности и результативности образовательного процесса в объединениях дополнительного образования, актуальности содержания и методик реализации образовательных программ дополнительного образования, в разработке дидактических и методических материалов; внедрении новых методик и технологий обучения и воспитания, позволяющих усовершенствовать образовательный процесс дополнительного образования.

На наш взгляд представленный опыт методического сопровождения педагогов, работающих в производственных классах, поможет инженерно-педагогическим работникам, педагогам коррекционной школ и работающим в условиях интегрированного обучения повысить свою социально-психологическую, методическую компетентность в выстраивании профессиональной траектории учащихся с ограниченными возможностями здоровья.