Цели:
- закрепить знания по умениям определять написание безударной гласной в окончаниях имен существительных единственного числа;
- упражнять в правописании окончаний имен существительных,
- отрабатывать навыки выполнения разных видов разбора (фонетический, морфологический, синтаксический, разбор слов по составу)
Ход урока
I. Организационный момент.
Итак, ребята, у нас урок русского языка. Запишем в тетрадях дату (дежурный комментирует написание даты, проговаривая орфограммы).
II. Минутка чистописания.
Прописываем без отрыва соединения пяти букв с нижним соединением, затем с верхним соединением.
III. Сообщение темы урока.
Ребята, сегодня на уроке мы заканчиваем тему “Правописание окончаний имен существительных единственного числа”.
Прежде чем начать работать, ответьте, пожалуйста, на вопросы:
1.Какая часть речи называется именем существительным?
2.Назовите постоянные признаки имени существительного.
3.Назовите непостоянные признаки имени существительного.
4. Что происходит с именем существительным, когда оно изменяется по падежам?
5.Что нужно знать, чтобы правильно написать окончание у имени существительного?
IV. Работа над словарными словами.
Сейчас мы с вами вспомним, как определять склонение имен существительных и вместе с этим вспомним правописание словарных слов.
Проводится картинный диктант к словарным словам: заяц, сорока, медведь, лисица, сирень, иней, береза, морковь, горох, малина.
Картины выводятся на экран с помощью проектора.
Задание: слова расписать в 3 столбика по склонениям, указать ударение, проговорить безударную гласную.
Из записанных слов назвать имена существительные, которые употребляются только в единственном числе.
(Во время работы со словарными словами проводится индивидуальная работа по карточкам. )
Вставить пропущенные буквы, указать склонение и падеж существительных |
|
IV. Работа над темой урока.
Ребята, назовите, пожалуйста, какое сейчас время года?
Как преобразилась природа с приходом зимы?
(Учитель читает стихотворение)
Я приглашаю вас, ребята, в зимний лес,
Где много всяких сказочных чудес,
Где замела метелица дороги,
Где косолапый мишка спит в берлоге.
Где в ледяном дворце живёт сама
Красавица волшебница - Зима!
На экране иллюстрация зимнего леса. Дети читают слова, записанные под иллюстрацией.
Я попадаю в зимний лес,
А может просто в сказку,
Он полон радостных чудес,
Зимы надел он маску.
Задание: Выписать словосочетания с выделенными существительными. Указать их склонение, падеж и каким членом предложения являются.
- Попадаю (куда? во что?) в лес (2скл., В.п.)
- Попадаю (куда? во что?) в сказку (1скл., В.п.)
- Надел (что?) маску (1скл., В.П)
- Маску (чего?) зимы (1скл., Р.п.)
Физкультминутка.
Задание: послушайте стихотворение и найдите в нём существительное 3 склонения.
Иду по мягкому ковру,
Зима его соткала
Кусты, деревья все в снегу,
Метель их одевала.
Со словом метель составить предложение по схеме. (Сильная метель замела снегом дорожки).
Выполнить синтаксический разбор этого предложения.
Из предложения выписать существительное снегом, выполнить морфологический разбор.
Назовите синоним к слову холод (стужа, мороз).
К слову мороз записать родственные имена существительные. Разобрать их по составу.
Ребята, какие явления природы характерны для зимы?
На доске записываются слова снег, вьюга, метель.
Что можно сказать про эти слова? Что у них общего и чем они различаются? (Эти слова - имена существительные. Все они относятся к разным склонениям.)
Задание: изменить данные имена существительные в родительный, дательный, предложный падежи, объяснить написание безударного окончания.
V. Работа по учебнику (учебник “Русский язык” 4 класс (I часть), авторы Л. М. Зеленина, Т.Е. Хохлова, Москва, “Просвещение”, 2010 г)
Открываем учебник на странице 134, выполняем упражнение 137 (самостоятельно).
Задание: Выполнить фонетический разбор слова следы.
VI. Итог урока.
Итак, ребята, как нужно поступить, чтобы правильно написать окончание у имени существительного?
VII. Упражнения на развитие орфографической зоркости.
И в заключение урока хочу посмотреть, насколько вы внимательны. В предложенном тексте найдите, пожалуйста, ошибки.
На ступила марозная зема. Речька пакрылас толстым блистящим лдом. Снек укрыл чорную грязную землу белым пушыстым одеялом. Диревя в лису стаят в зимнем убори.
VIII. Домашнее задание.
Страница 134, выполнить упражнение 139.