Цели:
- Познакомить со звуками [м], [м,], буквой М, м.
- Развивать умение читать слоги и слова с буквой м.
- Формировать правильное выразительное чтение.
- Способствовать воспитанию любознательности.
УУД:
- Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.
- Познавательные: осмысление соответствия звука букве; осмысление разницы между печатным и письменным шрифтами.
- Регулятивные: освоение способов написания и соединения письменных букв, способа безотрывного написания слов.
- Коммуникативные: умение объяснять свои действия (способ написания).
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Мотивация к деятельности.
-Чему вы учитесь на уроках обучения грамоте?
-На какие группы делятся все звуки?
-Какие звуки называются “гласные”?
- Какие звуки называются “согласные”?
- Посмотрите на доску: у, к, о, а, н
- Назовите гласные.
- Назовите согласные.
- На какие группы делятся согласные звуки?
Фонетическая разминка.
- Я буду называть слова, а вы покажите карточку того цвета, который требуется для обозначения первого звука.
Кот, лес, улица, кит, астры, небо, суп.
- Молодцы! А теперь послушайте слова и определите, какой одинаковый звук есть в каждом слове?
Мама, ум, мир, карман, море.
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
3. Знакомство со звуками [м], [м,].
Звуковой анализ, характеристика звуков.
- Как мычит корова?
- Назовите первый звук.
Определите, гласным или согласным является звук [м]? Докажите.
Упражнения в выделении звуков [м м,]
Посмотрите на картинки. Кого вы видите? (мышка)
- Назовите первый звук. Какой он – гласный или согласный?
Твердый или мягкий? Каким цветом обозначим?
- А кто изображён на второй картинке? (мишка)
- Назовите первый звук. Какой он – гласный или согласный?
Твердый или мягкий? Каким цветом обозначим?
Игра “Определите звук”
Сейчас я буду называть слова. Если услышите в словах звук [м] – хлопните в ладоши один раз, а если услышите звук [м,] – хлопните в ладоши два раза:
мишка, маска, мел, муха, мячик, мальчик, мёд.
4. Знакомство с буквами Д, д.
- Звуки
[м], [м,] обозначают буквой Мм.учитель показывает печатную букву Мм
- Сколько букв на плакате? Почему две буквы Мм?
- На что похожа буква М?
- Послушайте, как про эту букву написал поэт:
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем: получилась буква М.
Печатание буквы Мм
- Рассмотрите букву М, почему она раскрашена в зеленый и синий цвет?
печатание по алгоритму
- С чего начнем печатание буквы?
- Показ на доске учителем
- Прописывание в воздухе
- Печатание в тетради самостоятельно
- Самоконтроль
5. Упражнения в чтении слогов и слов.
на доске написаны слоги и слова
ма мы ми мо му ам ым им ом ум ма-ма му-му ми-мо
- Читаем все слоги хором
- Слоги с мягким звуком
- Слоги с твердым звуком
- Чтение слов
- Чтение по строчкам
- Чтение по столбикам
6. Упражнения в написании букв.
- Рассмотрите строчную букву м. Из каких элементов она состоит?
- С какого элемента начнем писать строчную букву м?
- Показ на доске учителем
- Прописывание в воздухе
- Самостоятельное письмо элементов буквы
- Самоанализ написанного
7. Письмо слогов и слов.
- Прочитайте слог. Где эти буквы соединяются?
- Показ на доске учителем
- Прописывание в воздухе
- Самостоятельное письмо слогов
- Самоанализ написанного
- Красным карандашом отметьте гласные буквы точкой. Зеленым карандашом мягкий звук, а синим цветом – твердый звук.
8. Упражнения на развитие речи
-Назовите сказку.
- Какой эпизод нарисовал художник?
- Составьте предложение по схеме.
9. Подведение итога. Рефлексия.
- Какие новые знания приобрели на уроке?
- Какие звуки обозначают буквой м?
- Какое задание было наиболее интересным?