Урок русского языка по теме "Знакомство с согласной буквой М, м, звуками [м], [м']". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • Познакомить со звуками [м], [м,], буквой М, м.
  • Развивать умение читать слоги и слова с буквой м.
  • Формировать правильное выразительное чтение.
  • Способствовать воспитанию любознательности.

УУД:

  • Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.
  • Познавательные: осмысление соответствия звука букве; осмысление разницы между печатным и письменным шрифтами.
  • Регулятивные: освоение способов написания и соединения письменных букв, способа безотрывного написания слов.
  • Коммуникативные: умение объяснять свои действия (способ написания).

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мотивация к деятельности.

-Чему вы учитесь на уроках обучения грамоте?

-На какие группы делятся все звуки?

-Какие звуки называются “гласные”?

- Какие звуки называются “согласные”?

- Посмотрите на доску: у, к, о, а, н

- Назовите гласные.

- Назовите согласные.

- На какие группы делятся согласные звуки?

Фонетическая разминка.

- Я буду называть слова, а вы покажите карточку того цвета, который требуется для обозначения первого звука.

Кот,  лес, улица, кит, астры, небо, суп.

- Молодцы! А теперь послушайте слова и определите, какой одинаковый звук есть в каждом слове?

Мама, ум, мир, карман, море.

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

3. Знакомство со звуками [м], [м,].

Звуковой анализ, характеристика звуков.

- Как мычит корова?

- Назовите первый звук.

Определите, гласным или согласным является звук [м]? Докажите.

Упражнения в выделении звуков [м м,]

Посмотрите на картинки. Кого вы видите? (мышка)

- Назовите первый звук. Какой он – гласный или согласный?

Твердый или мягкий? Каким цветом обозначим?

- А кто изображён на второй картинке? (мишка)

- Назовите первый звук. Какой он – гласный или согласный?

Твердый или мягкий? Каким цветом обозначим?

Игра “Определите звук”

Сейчас я буду называть слова. Если услышите в словах звук [м] – хлопните в ладоши один раз, а если услышите звук [м,] – хлопните в ладоши два раза:

мишка, маска, мел, муха, мячик, мальчик, мёд.

4. Знакомство с буквами Д, д.

- Звуки [м], [м,] обозначают буквой Мм.

учитель показывает печатную букву Мм

- Сколько букв на плакате? Почему две буквы Мм?

- На что похожа буква М?

- Послушайте, как про эту букву написал поэт:

Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем: получилась буква М.

Печатание буквы Мм

- Рассмотрите букву М, почему она раскрашена в зеленый и синий цвет?

печатание по алгоритму

- С чего начнем печатание буквы?

  1. Показ на доске учителем
  2. Прописывание в воздухе
  3. Печатание в тетради самостоятельно
  4. Самоконтроль

5. Упражнения в чтении слогов и слов.

на доске написаны слоги и слова

ма мы ми мо му
ам ым им ом ум
ма-ма му-му ми-мо

- Читаем все слоги хором

- Слоги с мягким звуком

- Слоги с твердым звуком

- Чтение слов

- Чтение по строчкам

- Чтение по столбикам

6. Упражнения в написании букв.

- Рассмотрите строчную букву м. Из каких элементов она состоит?

- С какого элемента начнем писать строчную букву м?

  1. Показ на доске учителем
  2. Прописывание в воздухе
  3. Самостоятельное письмо элементов буквы
  4. Самоанализ написанного

7. Письмо слогов и слов.

- Прочитайте слог. Где эти буквы соединяются?

  1. Показ на доске учителем
  2. Прописывание в воздухе
  3. Самостоятельное письмо слогов
  4. Самоанализ написанного

- Красным карандашом отметьте гласные буквы точкой. Зеленым карандашом мягкий звук, а синим цветом – твердый звук.

8. Упражнения на развитие речи

-Назовите сказку.

- Какой эпизод нарисовал художник?

- Составьте предложение по схеме.

9. Подведение итога. Рефлексия.

- Какие новые знания приобрели на уроке?

- Какие звуки обозначают буквой м?

- Какое задание было наиболее интересным?