Окружающий мир по теме "Все профессии важны"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Обогатить знания детей о различных профессиях, их роли в экономике и жизни людей;
  • Развивать любознательность, память, логическое мышление;
  • Воспитывать уважение к людям любой профессии.

Планируемые результаты: учащиеся узнают о различных профессиях; научатся определять названия профессий по характеру их деятельности; читать и обсуждать прочитанное.

Оборудование: иллюстрации с изображением людей разных профессий, компьютер, книги, карточки с заданием, плакат с изображением города.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учиться надо весело
Учиться будем весело
Чтоб хорошо учиться.

2. Актуализация знаний.

Давайте повторим то, что было на предыдущем уроке.

– У вас на партах лежит лист с тестом, положите его перед собой, возьмите ручку. Прочитайте вопрос и из предложенных ответов подчеркните правильный.

Тест.

1. Какой вид транспорта относится к наземному?

а) Самолёт,
б) машина,
в) катер.

2. Какой вид транспорта относится к водному?

а) Теплоход,
б) трактор,
в) велосипед.

3.Что относится к воздушному транспорту?

а) Самокат,
б) вертолёт,
в) поезд.

4. Что относится к подземному транспорту?

а) Пароход,
б) такси,
в) метро.

5. Что относится к пассажирскому транспорту?

а) Товарный поезд,
б) пассажирский поезд,
в) экскаватор.

6. Ситуация: Ты с бабушкой вошёл(а) в автобус. Свободное место было только одно. Что ты сделаешь?

а) Сядешь сам (сама),
б)пройдёшь мимо этого места,
в) предложишь сесть бабушке.

7. Тебе нужно выходить из автобуса. А в автобусе стоят люди. Как ты обратиться к людям.

а) Извините, пропустите, пожалуйста, меня к выходу.
б) Растолкаешь пассажиров.
в) Дайте выйти мне из автобуса.

8. Подчеркните учреждения культуры.

а) Магазин,
б) автовокзал.
в) библиотека.

9. Подчеркните образовательные учреждения.

а) Завод,
б) школа,
в) цирк.

10. Что такое экономика?

а) Экономика – это промышленность.
б) Экономика – это деньги.
в) Экономика – это хозяйство. (Проверка теста. Презентация. Слайд 2)

3. Самоопределение к деятельности.

– А сейчас мы с вами отправимся в “Город мастеров” (плакат с изображением города на доске) и посмотрим кто там живёт.

– Чтобы в этот город попасть нужно, отгадать кроссворд.

Кроссворд появляется на компьютере. Слайд 3.

1. В белоснежном колпаке, перепачканный в муке,
Булки сдобные печёт и ребятам раздаёт
Продавец или аптекарь? Нет, конечно, это… пекарь

Ответ появляется на компьютере. Слайд 4.

Вывешивается иллюстрации на доске под вывеской “Город мастеров”.

2. Вот на краешке с опаской он железо красит краской,
У него в руках ведро, сам расписан он пестро. Маляр. Слайд 5.

3. Кто в дни болезней всех полезней,
И лечит нас от всех болезней. Доктор. Слайд 6.

4. Наводит стеклянный глаз, щёлкнет раз – и помнит вас.
Фотограф. Слайд 7.

5. Он учит детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать. Учитель. Слайд 8.

6. В прошлый раз был педагогом, послезавтра – машинист,
Должен знать он очень много, потому что он … артист. Слайд 9.

7. В горячем цехе, в доменной печи
Он варит сталь, а это ведь не щи! Сталевар. Слайд10.

8. Встаём мы очень рано, ведь наша забота –
Всех отвозить по утрам на работу. Водитель. Слайд11.

9. Кто штаны ребятам шьёт, ну, конечно не пилот.
Портниха. Слайд 12.

– Какое получилось ключевое слово? Профессии.

Прочитай те тему нашего урока: “Все профессии важны”.

– Какие учебные задачи мы поставим пред собой?

Узнать больше, обогатиться знаниями о различных профессиях;

Развивать память, любознательность, логическое мышление;

Уважительно относиться к людям разных профессий.

– Прочитайте , что говорит об этом Муравьишка.

4. Работа по теме урока.

1) Беседа.

– Какие ещё профессии вы знаете? Выслушать ответы детей.

– Какие профессии у ваших родителей? Выслушать ответы детей.

– Давайте вспомним части экономики и назовём профессии с ними связанные.

– Какие части экономики вы знаете?

Открывается таблица на компьютере. Слайд13.

Промышленность. К Ответы детей: Сталевар, металлург, ткачиха, кузнец, прокатчик.

Сельское хозяйство. К Ответы детей: доярка, телятница, полевод, агроном, зоотехник , комбайнёр, пчеловод.

Транспорт. К Ответы детей: водитель, шофёр, контролёр, кондуктор.

Строительство. К Ответы детей: каменщик, маляр, сварщик, экскаваторщик.

Торговля. К Ответы детей: продавец, кассир, товаровед.

2) – А теперь мы поиграем в игру “Доскажи словечко”. Называя профессию, вы говорите, к какой части экономике она принадлежит.

Трактор водит ….. тракторист (транспорт)

Электричку …. машинист (транспорт)

Стены выкрасил … маляр (строительство)

Доску выстругал … столяр (строительство)

В доме свет провёл … монтёр (строительство)

В шахте трудится … шахтёр (промышленность)

В жаркой кузнице … кузнец (промышленность)

Кто всё знает молодец!

3) Выполнение задания в рабочей тетради № 1 с. 49 (самостоятельно).

5. Физкультминутка. “Карусели”.

6. Продолжение работы по теме урока.

1) Выставка книг.

– Сейчас послушайте стихотворение Д. Родари “Чем пахнут ремёсла”. (Читает учитель.)

Демонстрация на компьютере. Слайды 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27.

– О каких профессиях идет речь? Ответы детей. Вывешиваются картинки с изображением людей разных профессий.

2) Работа по учебнику. С.126–127.

– Рассмотрите иллюстрации, составьте рассказ “Кем бы тебе хотелось быть?” В своём рассказе ответьте на вопрос: “Что я знаю об этой профессии?” (Работа в парах.)

(1–2 мин. Заслушиваются несколько рассказов детей.)

– Можно ли назвать самую важную главную профессию?

Нет, потому что любая профессия важна.

На доске появляется плакат “Все профессии важны!”

Книга М. Маяковский “Кем быть?”

3) А знаете ли вы кто … Слайд28.

(Выполнение задания в рабочей тетради с. 50 № 3.)

– Кого называют океанологом?

Океанолог– …? Энтомолог – …? Орнитолог – …?

Спелеолог -…? Ихтиолог – …? Кинолог – …?

Выслушиваются ответы детей.

– Как вы думаете, где можно узнать об этих профессиях? В энциклопедии.

Работа в группах. Найти значение профессий в энциклопедии.

7. Рефлексия.

– Вспомним, о каких профессиях шла речь? Ответы детей.

– У вас на столе лежат карточки с заданием. Выберите то задание, в котором вы не допустите ни одной ошибки.

Карточки с дифференцированным заданием.

1-й уровень с жёлтым квадратиком. Назовите профессии, которые вы запомнили на уроке.

2-й уровень с зелёным квадратиком. Назовите профессии, о которых мы не говорили на уроке.

3-й уровень с красным квадратиком. Придумайте профессию будущего и расскажите о ней. (3–5 мин.)Оцените свои достижения на уроке.

8. Итог урока: – Вспомните, какие задачи мы поставили перед собой в начале урока? Все ли мы выполнили? Есть главные профессии?

“Все профессии нужны, все профессии важны!”

Вы можете прочитать в книгах об интересующихся вас профессиях. И надо уважительно относиться к людям любой профессии.

Дифференцированное дом. задание.

1. Прочитать в учебнике рассказ “Кто сделал хлеб” с. 128–129.

2. Может, кто – то составит кроссворд о профессиях или найдёт информацию о той профессии, о которой мы сегодня на уроке не говорили, и расскажет о ней.

3. Сочинить сказку о “ Городе мастеров” о людях различных профессий.

Спасибо за урок!

Список литературы:

  1. Т.Н. Максимова. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”. 2 класс М.: “Вако" 2012.
  2. Журнал “Начальная школа”.
  3. Энциклопедия “Я познаю мир” – М.:ТКО “АСТ”, 1995.
  4. Большая энциклопедия “От А до Я” Потт. – М.: Мир книги, 2002.
  5. Нуждина Т.Д. Чудо-всюду. Мир людей. – Ярославль: Академия и К, Академия Холдинг, 2000.
  6. Д. Родари “Чем пахнут ремёсла” Киев “Веселка”, 1985,
  7. М. Маяковский “Кем быть? М.: “Малыш”1985.
  8. М. Лютфи “Разные песни разных профессий”. М.: “Дет.литература”, 1985.
  9. Сухин И.Г. 800 загадок – 100 кроссвордов. М.: Новая школа, 1996.