Цели:
- Дать понятие о речевом этикете. Сформировать умения употреблять в диалогах формулы речевого этикета (приветствие, прощание, установление контакта и т.д.).
- Развитие речи учащихся, умения ориентироваться в ситуации общения.
- Воспитание культурного, всесторонне развитого человека.
Наглядность: плакаты «Формулы речевого этикета»; «Народная мудрость о речевом этикете»; пословицы и поговорки; выставка книг; рисунки учащихся.
Оборудование: компьютеры, телевизор.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Слово учителя
Здравствуйте! Ребята, у нас сегодня не совсем
обычный урок. Мы с вами поговорим о речевом
этикете. Ребята, мы сегодня с вами должны понять,
что представляет собой речевой этикет
(приветствия, прощания, пожелания и т.д.). Знание
речевого этикета поможет вам стать культурными
людьми, научит вас умению общаться, и у вас,
конечно же, появится много друзей.
С самого начала урока у нас будет работать
Пресс-центр. Они к концу урока подготовят газету
«Ежели вы вежливы…», что будет итогом и
выводом нашего урока.
Свое выступление о речевом этикете я хотела начать словами Д. Лихачева: «Язык в большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума…».
Да, культура невозможна без знаний формул речевого этикета. Речевой этикет – это свод правил и рекомендаций о правильном речевом поведении. Это относится прежде всего к правильному употреблению слов – речевых формул – в различных ситуациях. Типичные ситуации речевого этикета: знакомство, извинение, комплимент, поздравление и т.д. Например, в ситуации благодарности мы употребляем следующие высказывания: Спасибо! Благодарю вас! Очень вам благодарен! Как я вам признателен! и др.
Выбор этикетных формул зависит от отношения людей друг к другу, от обстановки общения. Вот, например, ситуация – приветствие. Как можно поздороваться? Конечно же, «Здравствуйте», можно заменить – «С добрым утром», «Добрый день», «Добрый вечер». Но чаще, встречая знакомого, мы говорим «Привет» и «Здорово». Реже встречается: «Рад вас приветствовать». Но самое главное – это выражение радости по поводу встречи. Нужно уметь и прощаться. Можно сказать «до свидания, «всего доброго», «до встречи». Также встречается в нашей речи «пока», «ну будь», у молодежи в ходу – «чао», «бай-бай». Все эти формы соответствуют требованиям речевого этикета. А вот когда вы просите, конечно же, должно быть слово «пожалуйста»: «Передайте, пожалуйста», «Пройдите, пожалуйста». Вы все эти слова знаете. Молодцы!
III. Прослушивание сообщений учащихся
1 учащийся «История появления речевых этикетных формул». Речевые этикетные формулы имеют свою долгую историю. Так, слово «здравствуйте» в качестве приветствия сформировалось в конце 17 века из описательного оборота «желаю тебе здравствовати». С этого времени в языке стали появляться такие формулы, как «добрый день», «добрый вечер». Они возникли по образцу речевых формул из европейских языков «good afternoon», «guten tag» и т.п. Слово «прощай» означало «отпусти меня с миром», потом появилось выражение «до свидания». Слово «спасибо» первоначально означало «спаси тебя бог». Слово «благодарю» произошло от «благодарствую», т.е. приношу благодарение. Очень интересно, так ведь? Английская пословица гласит: «Если кошку не гладить – у нее высохнет спинной мозг» . Мы с вами должны помнить, что и весь речевой этикет – это словесные «поглаживания», которые создают хорошие отношения. Вовремя поздравить и пожелать добра, одобрить поступок, что-то посоветовать – в этих случаях нам, конечно же, не обойтись без формул речевого общения.
2 учащийся «Формулы речевого общения». Формулы речевого этикета – это слова, применяемые для трех стадий разговора: начало разговора ( приветствие/ знакомство), основная часть, заключительная часть разговора. Например, форма приветствия:
1. Пожелание здоровья – здравствуйте.
2. Указание на время встречи – добрый день.
3. Эмоциональные пожелания – очень рад.
4. Уважительная форма – мое почтение.
В завершение разговора, используют формулы в виде пожеланий (всего хорошего, всего доброго, до свидания), надежд о дальнейших встречах ( до завтра, созвонимся).
3 учащийся «Ситуации речевого общения». Ключевую роль в культуре речевого этикета играет понятие ситуация. В зависимости от ситуации наш разговор может изменяться. При этом ситуации общения могут характеризоваться самыми разными обстоятельствами, например:
1. Личности собеседников;
2. Место;
3.Тема;
4. Время;
5. Мотив;
6. Цель.
4 учащийся. Выразительное чтение стихотворения В.Солоухина «От чего прибавляется счастье?»
Слово учителя. Да, каждый из нас испытывает счастье от этого обычного, но в то же время удивительного приветствия, когда оно произносится с доброй улыбкой. А сейчас, ребята, мы просмотрим небольшой фильм «История одного мальчика» и обсудим, для чего нам нужна вежливость
Обсуждение фильма. Вопросы:
– Сколько лиц у Коли?
– Какое из них настоящее? Помогите Коле найти
свое лицо.
– Встречали ли вы таких многоликих?
– Для чего нужна вежливость – для выгоды. Чтобы
что-то получить, или для чего-то еще?
(Прослушивание мнений учащихся).
Работа с компьютером. Тест «Вежливы ли вы?»
А сейчас, ребята, ответим на вопросы теста... Смогли ли вы ответить на все вопросы правильно? (Прослушивание ответов учащихся).
Слово учителя. В общении большую роль играют мимика и жесты. Особенно высоко ценится улыбка. Улыбка – это символ человечности. Послушайте писателя В. Солоухина: «Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза – смотреть. Ноги – ходить. Рот – поглощать пищу, – все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала. Вы ее никогда бы даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко». Вот как написал об улыбке писатель Сент-Экзюпери: «Часто улыбка и есть главное. Улыбкой благодарят. Улыбкой вознаграждают. Улыбкой дарят тебе жизнь». Ребята улыбнемся друг другу. – Сейчас, ребята, следующее задание, но самое главное, мы здесь должны помнить об улыбке. Сейчас мы обыграем различные ситуации. Работаем парами. Каждой паре я даю задание. Например, ситуация «Встреча друга». Представь, что ты встречаешь друга, которого не видел два года. Какие будешь употреблять слова? А твой друг?
Обыгрывание ситуаций.
Ситуации:
- «Встреча друга»;
- «В библиотеке»;
- «Приглашение в кино»;
- «В магазине»;
- «На перемене в школе».
(Прослушивание диалогов).
Слово учителя.
Давайте восклицать, друг другом восхищаться
Высокопарных слов не надо опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты –
Ведь это все любви счастливые моменты.
– так поет Окуджава.
Комплименты – это приятные слова, одобрение нашей внешности, ума, поступка. Ведь когда нас одобряют, просто крылья могут вырасти, и нет, наверное, человека, который на одобрение не откликнулся бы желанием стать еще лучше.
Работа с компьютером. Тест «Хорошая ли ты собеседница?»
(Прослушивание ответов учащихся).
Слово учителя. Ребята, народ сложил очень много пословиц о речевом этикете, конечно же, вложив в них всю мудрость. Например, доброе слово человеку, что дождь в засуху.
– А какие вы знаете пословицы о волшебных словах. Чему нас учат пословицы?
(Прослушивание ответов учащихся).
Выступление учащегося «Речевой этикет башкирского народа». Речевой этикет – это мудрость нескольких поколений людей, элемент национальной культуры.
Слово учителя. Ребята, каждый для себя сделает вывод – а что дает нам знание речевого этикета? (Выступления учащихся).
Слово Пресс-центра. Подведение итогов.
Вывод учителя. Ребята, что для себя нового вы сегодня открыли на уроке? Да, ребята, мы с вами должны следовать одному из правил высокой культуры: пожелай себе того, чего желаешь другим. Если хочешь, чтобы с тобой были вежливы – будь вежлив сам . Научись словесно выражать уважительное отношение к людям, введи это в обычай своего повседневного речевого поведения. А в этом вам помогут памятки «Правила речевого этикета».
Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру «Волшебные слова».
Подведение итогов. Выставление оценок.