Тип урока: комбинированный.
Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебных ситуациях, проверка уровня усвоения системы знаний и умений.
Цели урока по содержанию:
Образовательная:
– создать условия для осознания основного материала о правах
потребителя и их защите, способствовать осознанию и осмыслению материала по
защите прав потребителей, а так же соблюдению данных прав в будущей
профессиональной деятельности.
Развивающая: способствовать развитию
– умений работать с различными источниками информации,
– умений правового мышления по ключевым понятиям темы,
– умению применять полученные знания в конкретных практических ситуациях.
Воспитательная – создать условия для
– осознания значимости выбранной профессии для построения успешной
траектории роста в профессиональной деятельности,
– возможности каждой личности проявить себя позитивно и
самореализоваться,
– развития умений работать в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством и клиентами.
Методы обучения:
– объяснительно-иллюстративные;
– репродуктивные;
– проблемного изложения;
– частично-поисковые.
Дидактическое оснащение урока:
– текст “Закона о защите прав потребителей”,
– раздаточные материалы: исковое заявление, ситуационные задачи,
– мультимедийная презентация (Приложение 1).
Оборудование:
– компьютер,
– проектор,
– интерактивная доска,
– экран.
Ход урока
I. Организационный момент.
Преподаватель приветствует обучающихся, создает атмосферу позитивного общения. Обучающиеся концентрируют внимание, демонстрируют готовность к уроку.
II. Целеполагание и мотивация.
Преподаватель: Сегодня мы продолжаем изучать тему “Закон о защите прав потребителя”. В современных условиях рыночной экономики каждый человек является потребителем товаров, работ и услуг, но как часто наши потребительские права нарушаются! Не случайно утвержден всемирный день защиты прав потребителей – 15 марта.
На предыдущих уроках мы изучили содержание закона о защите прав потребителя и права потребителя. (Слайды 1–2)
Сможете ли вы разрешить такую ситуацию: Сергею подарили на день рождения ноутбук, который через месяц сломался. В магазине, продавшем ноутбук, отказались вернуть деньги за товар. Куда может обратиться потребитель, чтобы защитить свои права?
(Учащиеся предлагают свои варианты ответов, но расходятся в едином мнении по способам защиты. Преподаватель, анализируя ответы, отмечает, что у обучающихся недостаточно знаний по методам защиты прав потребителя и подводит их к самостоятельной формулировке цели урока.)
Преподаватель: Итак, сегодня мы научимся защищать себя, как потребителя, и не нарушать эти права, работая по профессии “Продавец”. (Слайды 3–4) Для более успешного овладения методами защиты своих потребительских прав прежде всего необходимо знать Закон и свои права. Давайте проверим, как вы их усвоили на предыдущих уроках.
Вы уже обратили внимание, что сегодня вы работаете в составе 4 рабочих групп. Работая вместе, вы научитесь работать в команде, совместно обсуждать вопросы, успешно решать возникающие ситуации, причём как с точки зрения потребителя, так и продавца.
III. Актуализация материала.
Преподаватель: Давайте сначала вспомним, кто же такой “потребитель”? Каждый ли человек, который что-то покупает?
Учащиеся отвечают на вопрос. Затем правильное определение появляется на экране. (Слайд 5)
Преподаватель ставит проблемный вопрос: что значит “грамотный потребитель”. Тот кто “качает” свои права и добивается своего любыми способами? (Слайд 6)
Учащиеся отвечают на вопрос, что грамотный потребитель тот, кто знает свои права и умеет защищать их правильно, т.е. спокойно, не унижая и не оскорбляя никого.
Преподаватель снова ставит проблемный вопрос: “А почему и от кого нужно защищать потребителя?” Учащиеся отвечают на вопрос, затем правильный ответ появляется на экране. (Слайд 7)
Преподаватель: Действительно, конфликты между потребителем и продавцом или изготовителем товара существовали давно. “Потребители – это все мы”, – заявил в Конгрессе 15 марта 1962 года Джон Кеннеди и провозгласил 4 постулата – неотъемлемые права каждого из нас: (Слайд 8)
- Право на безопасность.
- Право на информацию.
- Право на выбор.
- Право быть услышанным
Преподаватель: После этого выступления день 15 марта стал всемирным днём защиты прав потребителя. Какой документ защищает права потребителей в нашей стране?
Учащиеся отвечают на вопрос. (Слайд 9)
Преподаватель: теперь мы поработаем в группах. На экране (Слайд 10) указаны основные понятия, обсудите в группе и через 1 минуту напишите определения этих понятий на доске.
Учащиеся по 1 человеку от группы выходят и записывают по одному определению на интерактивной доске.
Преподаватель: теперь коротко повторим права потребителей, которые вы знаете. Снова работаем по группам. Итак, первое право – это…
Учащиеся любой из групп отвечают. Правильный ответ затем виден на экране. (Слайд 11–12)
Преподаватель: Что имеет право узнать потребитель, прежде чем приобретёт товар? Как называется это право?
Учащиеся дают ответ, потом его проверяем на экране (право на достоверную информацию). (Слайд 13)
Преподаватель: а сейчас выполним практическое задание. (Слайд 14) Выясним, какую информацию о товаре, в данном случае йогурте, я должна получить, чтобы из 4 представленных образцов выбрать самый качественный продукт?
Учащиеся в группах изучают свои образцы продукта и отвечают на вопрос.
Преподаватель: Правильно вы обратили внимание на состав продукта, срок годности, дату изготовления, соответствие ГОСТу или ТУ и др. Так какой же йогурт более полезный и качественный? И не забывайте перед покупкой узнать всю информацию о товаре, не покупайте “кота в мешке”. (Слайд 15)
Преподаватель: теперь вспомним о праве потребителя на качество товара. Какой товар можно считать качественным?
Учащиеся дают ответ, потом его проверяем на экране. (Слайд 16).
Преподаватель: Правильно, качество товара обозначает его соответствие стандарту. А что же делать, если вам продали товар ненадлежащего качества?
Учащиеся дают ответ (вернуть товар и потребовать возврата денег, обменять товар на качественный товар, отдать на гарантийный ремонт и др), потом его проверяем на экране (Слайд 17), при этом последний ответ на слайде обсуждаем и зачёркиваем, ещё раз говорим, что все конфликты надо решать спокойно.
Преподаватель: Как быть, если дефекты в товаре обнаружились не сразу?
Учащиеся дают ответ (понятие срок годности и гарантийный срок), потом его проверяем на экране. (Слайд 18)
Преподаватель: мы вспомнили, что
– срок службы – это период времени, в течение которого изготовитель обязан обеспечить потребителю возможность использования товара; установление срока службы – это право, а не обязанность изготовителя; если срок службы не установлен, то считается 10 лет;
– срок годности – период времени, по истечении которого товар (услуга) считается непригодным для использования (исчисляется со дня изготовления);
– гарантийный срок – это время, в течение которого изготовитель (или продавец) отвечает за недостатки товара (исчисляется со дня продажи или установки); если гарантийный срок не установлен, то считается 2 года (не менее 6 месяцев).
Преподаватель: а теперь представим другую ситуацию, когда мама купила вам кофточку, а она вам не понравилась, хотя качество соответствует стандарту. Как быть? Носить вещь, которая не нравится?
Учащиеся дают ответ, потом его проверяем на экране. (Слайд 19)
Преподаватель: правильно, товар надлежащего качества (непродовольственный), если он не подошёл по размеру, фасону, габариту, форме, можно обменять в течении 14 дней с момента покупки товара:
- если товар не был в употреблении;
- если сохранены бирки, ярлыки;
- имеется чек, квитанция на покупку или свидетельские показания.
Преподаватель: какие ещё права потребителей вы знаете?
Учащиеся дают ответ (право на безопасность товара и право на возмещение ущерба), проверяем его на экране. (Слайд 20)
Преподаватель: сейчас подведем итог: усвоили ли мы Закон и права потребителя.
Вопросы на слайдах. Учащиеся дают ответ, потом его проверяем на экране. (Слайды 21–23)
Преподаватель: Сейчас попробуем выполнить практическое задание в группах: разрешите следующие ситуации, с точки зрения потребителя и продавца (исполнителя). Т.е. 2 группам задание одно, но стоите вы по разные стороны прилавка: покупатель и продавец. На обсуждение в группах даётся 3 минуты. (Слайды 25–26)
Учащиеся в группах рассматривают ситуации с точки зрения потребителя и продавца, затем показывают решение в виде диалога и вместе находят правильный ответ.
IV. Изучение нового материала.
Преподаватель: мы с вами повторили все права потребителей. Но мало знать их, надо научиться их защищать. Так каким же образом это можно сделать? (Слайд 28) Защиту прав потребителей могут осуществить:
- Сам потребитель,
- государственные органы,
- общественные организации потребителей.
Преподаватель: рассмотрим подробнее первый случай на конкретном примере в продовольственном магазине. (Слайд 29)
Кроме этого можно обратиться в общественные или государственные организации, призванные защищать потребителя, или в суд. (Слайды 30-32)
Исковое заявление в суд подаётся в письменной форме и готовится в трёх экземплярах: для ответчика, суда и заявителя. Чаще всего встреча сторон заканчивается подписанием мирного договора. Подготовка дела к судебному исполнению должна быть проведена не позднее семидневного срока со дня принятия искового заявления. По особо сложным делам срок подготовки продлевается судьёй до 20 дней. Общий срок рассмотрения любого гражданского дела – один месяц. Госпошлина при обращении в суд с иском в соответствии с Законом “О защите прав потребителей” не взыскивается.
При этом нужно знать, как правильно заполнить исковое заявление. Сейчас я раздам вам памятки, с которыми вы ознакомитесь самостоятельно при подготовке к контрольной работе. (Слайд 33)
Памятка: В исковом заявлении указываются:
1. Наименование суда.
2. Наименование истца, его место жительства.
3. Наименование ответчика, его местонахождение.
4. Обстоятельства, на которых истец основывает свое требование. и
доказательства, подтверждающие изложенные истцом обстоятельства.
5. Требования истца.
6. Цена иска, если иск подлежит денежной оценке.
7. Перечень прилагаемых к заявлению документов.
Документы, которые могут быть приложены к исковому заявлению:
1. Товарный (кассовый) чек.
2. Технический паспорт или другие документы, подтверждающие факт заключения
договора с продавцом-ответчиком.
3. Акт осмотра товара.
4. Различные справки (акты), подтверждающие недостатки товара.
V. Осознание и осмысление нового учебного материала.
Преподаватель задает вопросы с целью определения уровня осмысления новых знаний:
– Перечислите, кто может осуществить защиту прав потребителя.
– В какие государственные организации потребитель может обратиться за помощью?
– Какой документ оформляется потребителем при обращении за защитой своих прав в
суд?
VI. Систематизация учебного материала.
Итак, чтобы быть грамотным потребителем товаров и услуг, а также квалифицированным продавцом, обозначьте законодательные основы отношений между производителями, исполнителями и потребителями на рынке товаров и услуг. (Закон о ЗПП, права потребителя и методы защиты прав.)
VII. Применение знаний и умений
Изучив все возможные методы защиты прав потребителей, сможем ли мы сейчас рекомендовать правильный путь разрешения проблемной ситуации с ноутбуком? (Слайд 34) (Решается проблема защиты прав потребителя.)
VIII. Рефлексия.
Преподаватель: На этом мы закончили изучать тему “Закон о защите прав потребителей”. Что нового узнали вы на уроке? Будете ли вы пользоваться полученными знаниями при покупке товаров? (Слайд 35) Оцените свою работу на уроке. (Слайд 36)
IX. Домашнее задание. (Слайд 37)
Преподаватель задаёт домашнее задание учащимся.
- повторить материал уроков по теме “Закон о защите прав потребителей”,
- изучить памятку “Что надо указать в исковом заявлении”,
- подготовиться к контрольной работе.
Преподаватель: Спасибо за урок. Благодарю за внимание. Надеюсь, что полученные знания пригодятся вам в жизни и в вашей профессиональной деятельности. Знайте, что наши права потребителей защищает Закон РФ, а в Кирове при возникновении конфликтных ситуаций в реализации своих прав потребителя вы можете в любое время суток получить консультацию по телефону: 88332455469 “Народный контроль”. (Слайд 38)