Урок литературы по теме «Л.Н. Толстой. “Детство”». 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

Продолжить знакомство с творчеством Л.Н.Толстого.

  • Отрабатывать навыки осознанного и выразительного чтения.
  • Учить анализировать текст с целью выяснения мотивов и причин поступков героев.
  • Развивать речь, память учащихся.

Воспитывать любовь к матери, к своим близким.

Оборудование:

  • Учебник “Родная Речь”,4класс,часть 1.под редакцией Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М. В. Головановой.
  • Мультимедийная презентация к уроку.
  • Иллюстрации учеников к прочитанным произведениям Л.Н.Толстого.
  • Тесты.
  • Ребус, пословицы.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Введение в тему.

Учитель: “Давайте, ребята, вспомним название раздела, с произведениями которого мы знакомились на предыдущих уроках. (“Чудесный мир классики”.) Назовите авторов произведений, которые изучали .

А теперь узнайте, о каком писателе пойдет дальше речь, посмотрев на следующий слайд. (Дано изображение “Азбуки” и усадьбы “Ясная Поляна”.)

3. Рассказ ученика о биографии Л.Н.Толстого.

4. Тест “Продолжи высказывания”.

  • Л.Н.Толстой родился…… ,а умер……. .
  • Родился и жил он в основном в ….. .
  • Лев Николаевич рано остался без…. .
  • В Ясной Поляне он открыл…. .
  • Л.Н.Толстой сам написал для них …. .
  • Всю свою жизнь он посвятил…. .
  • Полное Собрание Сочинений составляет…. .

5. Литературная викторина.

Давайте вспомним ,какие рассказы Л.Н.Толстого вы знаете? Я прочту вам отрывки из его произведений, а вы постараетесь вспомнить название.

  • “Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь день народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех…” (“Прыжок”).
  • “На корабле с ними было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море…” (“Акула”).
  • “Мальчик осмелился и сказал: “Костюшка. Я бедовый ,я сразу все понял. Я страсть какой ловкий! Учитель остановил его и сказал: “Ты погоди хвалиться, а поучись…” (“Филипок”).
  • “Одному человеку захотелось поглядеть зверей, он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, собачонку взяли и бросили ко льву на съедение….”(“Лев и собачка”).

6. Речевая разминка.

Чистоговорка.

Ра-ра-ра --------начинается игра.
Ры-ры-ры-------много в классе детворы
Ру-ру-ру---------продолжаем мы игру.
Ро-ро-ро---------дарим людям мы добро.

7. Постановка темы урока.

Добром пронизаны все произведения Л.Н.Толстого. Именно поэтому их любят и знают взрослые, дети.

Сегодня мы познакомимся с отрывком из повести “Детство”.Это произведение является трилогией.

Трилогия – три произведения одного автора, объединенные общим замыслом и преемственностью сюжета. Мы прочитаем лишь одну главу из произведения Л.Н.Толстого “Детство. Отрочество. Юность.”Эта трилогия необычная. А какая? Угадайте, расставив слоги в правильном порядке: авто, графи ,био, кая, чес. (Ответ: автобиографическая.)

Как вы думаете, о чем будет говориться в главе “Детство”? (Предположения детей.)

Учитель: “Толстой будет рассказывать о себе, только в художественной форме, в форме рассказа, повествование в котором ведется от лица главного героя Николеньки Иртеньева, который будет переживать все чувства Толстого.

8. Работа по учебнику.

Работа с текстом повести “Детство”.

  • Чтение отрывка учителем.
  • Чтение нескольких абзацев из текста хорошо читающими детьми.
  • Продолжение чтения детьми по цепочке.
  • Работа по иллюстрации.

Что на ней изображено? Найдите в тексте отрывок, которому она соответствует. С чем можно сравнить мамин голос? (С журчанием ручейка, с плеском воды..) Прочитай выразительно.

Как Николенька относится к своей матери?

9. Сочинения учащихся о маме.

10. Физкультминутка.

11. Фронтальная работа.

Вставить необходимые слова в образец текста. (У каждого ученика есть напечатанный отрывок из произведения.)

“Набегавшись досыта, стоишь, бывало, за обеденным столом, на своем маленьком креслице; уже поздно, недавно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смежает глаза, но не двигаешься с места, стоишь и слушаешь. И как не слушать? Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так нежны, так приветливы…”

  • Проверка.
  • “Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своем высоком креслице; уже поздно, недавно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь.

И как не слушать? Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так сладки, так приветливы….”

12. Словарная работа.

Объясните, как вы понимаете значение следующих слов и выражений:

  • Лелеять воспоминания –
  • Возвышают мою душу –
  • Лучшие наслаждения –
  • Отуманенными дремотой –
  • Сладкие грезы –
  • Восточный халатец –
  • Добродетель –
  • Подле меня –

13. Анализ произведения.

  1. Какие события описывает автор в этой главе?
  2. Как вы думаете, что важнее в этом рассказе –описание событий или описание переживаний мальчика?
  3. Чем делится с нами автор?
  4. Почему взрослому писателю так дороги эти детские воспоминания?
  5. Кто является главными героями в этой главе?

14. Подведение итогов урока.

О каких особенностях жизни, характера и творчества Л.Н.Толстого вы сегодня узнали? О чем еще ,кроме любви к матери, хотел рассказать Л.Н.Толстой?

Собери пословицу.
При солнышке тепло…. ……………тот век не
добро
Кто родителей почитает… …………..при матери
Погибает

15. Домашнее задание. Работа по учебнику. Стр. 117–120, пересказ. Написать в тетради по чтению характеристику главных героев.