Цели урока:
Продолжить знакомство с творчеством Л.Н.Толстого.
- Отрабатывать навыки осознанного и выразительного чтения.
- Учить анализировать текст с целью выяснения мотивов и причин поступков героев.
- Развивать речь, память учащихся.
Воспитывать любовь к матери, к своим близким.
Оборудование:
- Учебник “Родная Речь”,4класс,часть 1.под редакцией Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М. В. Головановой.
- Мультимедийная презентация к уроку.
- Иллюстрации учеников к прочитанным произведениям Л.Н.Толстого.
- Тесты.
- Ребус, пословицы.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Введение в тему.
Учитель: “Давайте, ребята, вспомним название раздела, с произведениями которого мы знакомились на предыдущих уроках. (“Чудесный мир классики”.) Назовите авторов произведений, которые изучали .
А теперь узнайте, о каком писателе пойдет дальше речь, посмотрев на следующий слайд. (Дано изображение “Азбуки” и усадьбы “Ясная Поляна”.)
3. Рассказ ученика о биографии Л.Н.Толстого.
4. Тест “Продолжи высказывания”.
- Л.Н.Толстой родился…… ,а умер……. .
- Родился и жил он в основном в ….. .
- Лев Николаевич рано остался без…. .
- В Ясной Поляне он открыл…. .
- Л.Н.Толстой сам написал для них …. .
- Всю свою жизнь он посвятил…. .
- Полное Собрание Сочинений составляет…. .
5. Литературная викторина.
Давайте вспомним ,какие рассказы Л.Н.Толстого вы знаете? Я прочту вам отрывки из его произведений, а вы постараетесь вспомнить название.
- “Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь день народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех…” (“Прыжок”).
- “На корабле с ними было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море…” (“Акула”).
- “Мальчик осмелился и сказал: “Костюшка. Я бедовый ,я сразу все понял. Я страсть какой ловкий! Учитель остановил его и сказал: “Ты погоди хвалиться, а поучись…” (“Филипок”).
- “Одному человеку захотелось поглядеть зверей, он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, собачонку взяли и бросили ко льву на съедение….”(“Лев и собачка”).
6. Речевая разминка.
Чистоговорка.
Ра-ра-ра --------начинается игра.
Ры-ры-ры-------много в классе детворы
Ру-ру-ру---------продолжаем мы игру.
Ро-ро-ро---------дарим людям мы добро.
7. Постановка темы урока.
Добром пронизаны все произведения Л.Н.Толстого. Именно поэтому их любят и знают взрослые, дети.
Сегодня мы познакомимся с отрывком из повести “Детство”.Это произведение является трилогией.
Трилогия – три произведения одного автора, объединенные общим замыслом и преемственностью сюжета. Мы прочитаем лишь одну главу из произведения Л.Н.Толстого “Детство. Отрочество. Юность.”Эта трилогия необычная. А какая? Угадайте, расставив слоги в правильном порядке: авто, графи ,био, кая, чес. (Ответ: автобиографическая.)
Как вы думаете, о чем будет говориться в главе “Детство”? (Предположения детей.)
Учитель: “Толстой будет рассказывать о себе, только в художественной форме, в форме рассказа, повествование в котором ведется от лица главного героя Николеньки Иртеньева, который будет переживать все чувства Толстого.
8. Работа по учебнику.
Работа с текстом повести “Детство”.
- Чтение отрывка учителем.
- Чтение нескольких абзацев из текста хорошо читающими детьми.
- Продолжение чтения детьми по цепочке.
- Работа по иллюстрации.
Что на ней изображено? Найдите в тексте отрывок, которому она соответствует. С чем можно сравнить мамин голос? (С журчанием ручейка, с плеском воды..) Прочитай выразительно.
Как Николенька относится к своей матери?
9. Сочинения учащихся о маме.
10. Физкультминутка.
11. Фронтальная работа.
Вставить необходимые слова в образец текста. (У каждого ученика есть напечатанный отрывок из произведения.)
“Набегавшись досыта, стоишь, бывало, за обеденным столом, на своем маленьком креслице; уже поздно, недавно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смежает глаза, но не двигаешься с места, стоишь и слушаешь. И как не слушать? Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так нежны, так приветливы…”
- Проверка.
И как не слушать? Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так сладки, так приветливы….”
12. Словарная работа.
Объясните, как вы понимаете значение следующих слов и выражений:
- Лелеять воспоминания –
- Возвышают мою душу –
- Лучшие наслаждения –
- Отуманенными дремотой –
- Сладкие грезы –
- Восточный халатец –
- Добродетель –
- Подле меня –
13. Анализ произведения.
- Какие события описывает автор в этой главе?
- Как вы думаете, что важнее в этом рассказе –описание событий или описание переживаний мальчика?
- Чем делится с нами автор?
- Почему взрослому писателю так дороги эти детские воспоминания?
- Кто является главными героями в этой главе?
14. Подведение итогов урока.
О каких особенностях жизни, характера и творчества Л.Н.Толстого вы сегодня узнали? О чем еще ,кроме любви к матери, хотел рассказать Л.Н.Толстой?
Собери пословицу.
При солнышке тепло…. ……………тот век не
добро
Кто родителей почитает… …………..при матери
Погибает
15. Домашнее задание. Работа по учебнику. Стр. 117–120, пересказ. Написать в тетради по чтению характеристику главных героев.