Цель: Формировать знания обучающихся об истории родного края.
Задачи:
- Продолжить знакомство с устным народным творчеством;
- Формировать умение пересказывать прочитанное;
- Формировать умение составлять продолжение истории;
- Развивать речь, логическое мышление;
- Воспитывать любовь к Родине, доброту, дружбу, смелость, интерес к предмету.
Оборудование:
– Презентация по теме.
– Видеопроектор.
– Сборник “Удмуртские народные сказки”.
Ход урока
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
2. Мотивация.
А) Проверка готовности к уроку.
Б) Сообщение темы и целей урока.
3. Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания. Разгадывание кроссворда по истории Удмуртии.
- Человек по – удмуртски… (мурт). (Слайд 2)
- Основатель оружейного завода в Ижевске. (А.Ф. Дерябин.) (Слайд 3)
- Вдяной по – удмуртски. (Вумурт.) (Слайд 4)
- Место у чёрта на куличках. (Кулига.) (слайд 5)
- В прошлом, человек, общающийся с божествами. (Жрец.)
- Цветок – символ Удмуртии. (Италмас.) (Слайд 6)
- Грозный царь, во времена правления которого удмуртские земли вошли в состав Русского Государства. (Иван IV.) (Слайд 7)
- Хищная птица. (Ястреб.) (Слайд 8)
(По ходу разгадывания заполняются клетки кроссворда, предварительно расчерченного на доске или листе ватмана.)
– Какое слово получилось в выделенных клетках? (Удмуртия.) (Слайд 9)
– Это всё наша история, и сказочное, и реальное. В 2013 году исполнится 455
лет, как живут вместе удмурты и русские. Живут дружно.
4. Восприятие нового материала.
А) беседа
– Сегодня вы познакомитесь с удмуртскими народными сказками.
– А что такое сказка? (Ответы учащихся.)
– Вот такое определение даётся в толковом словаре. (Слайд 10)
Сказка – повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных лицах, событиях, преимущественно с участием волшебных фантастических сил, бытового характера.
Сказки создавались в далёком прошлом, когда человек был зависим от природы, от умения распознавать повадки животных…
У каждого народа есть свои обычаи, свои сказки. Удмуртский народ не стал исключением.
– Вспомните, на какие виды делятся сказки. (Слайд 11)
Назовите признаки каждого вида. (Ответы обучающихся.)
Бытовые: о хозяйственной деятельности человека или животного.
Волшебные: в сказках происходит волшебство, превращения, есть волшебные предметы.
О животных: главные герои этих сказок – животные.
Но здесь нет чёткой границы между видами сказок.
Физкультминутка.
Мы работали отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас,
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнитесь веселей!
Мы попрыгаем, как зайки,
Сразу станем всех бодрей.
Потянулись и вздохнули.
Отдохнули…
У удмуртского народа есть свои любимые сказочные герои: Лопшо Педунь, Алдар Иван – два добрых, хитрых человека, которые всегда помогают бедным людям и наказывают богатых и злых людей.
Нередко встречаются жадный поп, богатые люди и злые силы: Обыда – ведьма, Вумурт – водяной, Шайтан – чёрт (бес). (Слайд 12)
б) Чтение с остановками. (Слайд 13)
Знакомство со сказкой “Алдар Иван”.
– Сейчас я прочитаю вам начало сказки “Алдар Иван”.
– А что было дальше? Как Алдар Иван обманул богача Зио?
Обучающимся даётся 7–8 мин, чтобы придумать окончание сказки. Можно работать в парах.
В одной удмуртской деревне жил – был Алдар Иван. Умел он обманывать людей, и слава о нём шла по всему краю.
Однажды утром в базарный день вышел Алдар на окраину деревни, к посаженным у дороги берёзам. Расхаживает по лужайке, топчет канаву у дороги, будто что – то ищет. Подошёл к кривой берёзе, сел на корень, прислонился к стволу спиной.
Богач Зио пошёл на базар продавать своего козла. Издалека увидел он сидящего под берёзой Алдара.
– Ты что здесь делаешь, Алдар Иван? – спросил Зио.
– Вот берёза валится, подпираю её, – отвечает Алдар.
– Говорят, Алдар, ты мастер обманывать, обмани меня сейчас! – просит Зио.
– Обмануть бы обманул, да вот мешок с обманом дома забыл…– отвечает Алдар Иван.
Давай я сяду на твоего козла и привезу мешок. Я быстро съезжу. А ты до моего
возвращения подержи берёзу.
– Иди, пожалуй, – согласился богач и отдал Алдару козла.
– Ты, дядюшка Зио, хорошенько подпирай берёзу, с места не сдвигайся! А то берёза
рухнет, – говорит Алдар Иван.
Уселся Зио под берёзу на корни, оперся о ствол спиной. Алдар сел на козла и поехал в деревню. Зио боится шевельнуться, подпирает берёзу…
Солнце уже за полдень перевалило. Алдара всё нет…
– А что было дальше?
– Придумайте продолжение сказки. (Учащимся даётся 5–7 минут. Работа в парах или
группах; возможна индивидуальная работа).
Заслушиваются 4 – 5 вариантов окончания сказки, как Алдар Иван обманул богача Зио.
– А вы хотите узнать, что было на самом деле? (Зачитывается один из эпизодов сказки.)
6. Рефлексия.
– Что вам понравилось на уроке?
– Что узнали новое?
– Чьё продолжение сказки вам понравилось? Почему?
– Как вы оцениваете свою работу на уроке? (Самооценивание работы на уроке,
оценивание учителем.)
7. Домашнее задание.
Прочитать и пересказать удмуртскую народную сказку, по желанию нарисовать к ней рисунок.
– Молодцы, спасибо за урок!
Литература.
1. Сборник “Удмуртские народные сказки”. Ижевск. “Удмуртия” 1976.
Интернет – ресурсы.
2. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=фото ястреб&img_url=wpapers.su%2Fdata%2Fm%2F12%2F621078.jpg&pos=19&rpt=simage
3. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?p=3&text=фото
ястреб&img_url=owlsonline.squarespace.com%2Fstorage%2Fred-tailed-hawk_681_600x4501.jpg%3F__SQUARESPACE_CACHEVERSION%3D1319999840579&pos=92&rpt=simage
4. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?p=2&text=фото ястреб&img_url=img1.liveinternet.ru%2Fimages%2Fattach%2Fc%2F4%2F79%2F270%2F79270545_4059800_1274102125_22.jpg&pos=61&rpt=simage
5.
https://www.free-lance.ru/users/sasha-gorec/viewproj.php?prjid=768836
6. http://fun.ucoz.ru/news/2000-11-11-460