Урок-путешествие. Первый урок математики в 5-м классе "Путешествие по стране чисел"

Разделы: Математика


Форма проведения: игра "Путешествие по стране чисел".

Задачи урока:

Предметные:

  • повторение базовых понятий курса начальной школы (чтение и запись натуральных чисел, выполнение арифметических действий с натуральными числами), изображение отрезка, треугольника, прямоугольника с помощью линейки, вычисление периметра прямоугольника, используя формулы.

Метапредметные:

  • определение сформированности первоначальных представлений о числах, как о средстве выполнения математических действий;
  • определять качественные характеристики объектам в соответствии с их числовыми значениями.

Личностные:

  • развитие математической культуры речи;
  • формирование эстетического наслаждения от выполненной работы;
  • формирование навыков само– и взаимоконтроля;
  • формирование операционного типа мышления;
  • выполнение расчётов на бытовом уровне с использованием величин, выраженных числами.

Оборудование:

  • визитную карточку, свидетельство об участии в путешествии каждому ученику;
  • компьютер, проектор;
  • презентация игры (Приложение 1);
  • заготовки –

План урока:

  Этапы урока Хронометраж
1. Организационный момент 1 мин.
2. Знакомство. Постановка цели урока. 5 мин.
3. Город Счёта 8 мин.
4. Город Ребусов 8 мин.
5. Город вычислений 6 мин.
6. Город задач 7 мин.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия. 5 мин.

Ход урока

1. Организационный момент.

Взаимное приветствие учителя и учеников, работа с классным журналом, проверка готовности к уроку кабинета и учеников.

2. Знакомство. Постановка цели урока.

(Слайд 1). Здравствуйте. Ребята, сегодня у нас необычный урок, мы отправляемся в путешествие по стране чисел. А путешествие помогут совершить наши знания, взаимовыручка, дружба и находчивость. Я желаю вам, чтобы на нашем уроке каждому из вас было так же тепло и уютно.
(Слайд 2) Мы побываем в городах Счёта, Вычислений, Задач и Ребусов. Девизом нашего путешествия будут слова: "Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым" У каждого из вас на парте есть визитная карточка, подпишите свою фамилию и имя.

Математика – самая древняя из наук, она была и остается необходимой людям. Слово “математика” греческого происхождения. Оно обозначает “наука”, “размышление”. Математика, как и все другие науки, возникла из потребностей практической деятельности людей. На очень ранней ступени развития у человека возникла необходимость подсчитывать количество добычи или урожая, измерять земельные участки, определять вместимость сосудов, вести счёт времени. При дальнейшем развитии общества усложнялась практическая деятельность человека, а вместе с ней росли потребности в усовершенствованных приёмах счёта и измерений. Первыми существенными успехами в арифметике стали понятие числа и изобретение четырех основных действий: сложения, вычитания, умножения и деления. С тех пор накопилось большое количество математических знаний, открытий.
Первый отечественный учебник по математике вышел в 1703 год. Леонтий Филиппович Магницкий издал "Арифметику". По ней учился М. В. Ломоносов, называвший этот учебник "вратами учёности". Книга Магницкого являлась скорее энциклопедией математических знаний, чем учебником арифметики, многие помещенные в ней сведения сообщались впервые в русской литературе. "Арифметика" сыграла большую роль в распространении математических знаний в России. Нам с вами предстоит изучать математику по учебнику Н.Я. Виленкина.

3. Город Счёта.
(Слайд 3) Первый пункт назначения нашего путешествия – Город Счёта.

Вычислите значение математических выражений и запишите ответы в тетрадь. (Слайд 4) Сравните числовые выражения и вместо звёздочки поставьте >, <, =. (Слайд 5) (ученики записывают в тетради ответы числовых выражений, а также знаки, которые они использовали, меняются тетрадями для взаимопроверки с помощью (Слайд 6)).

4. Город Ребусов.

(Слайд 7) Побывав в городе Счёта, мы попадаем в город Ребусов. Из букв, предложенных в каждой из таблиц соберите слова (ученики меняются тетрадями и выполняют взаимопроверку по ответам на слайде 8).

5. Город Вычислений.

(Слайд 9) Найдите ошибки в порядке действий (Фронтальная работа) (Слайд10)

(Слайд 11) Работа по карточкам: записать числа (ученики самостоятельно работают в тетрадях)

6. Город Задач. (Слайд12) Задачи. (Слайд 13, 14) (Разбор задач у доски с комментированием.)

7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

(Слайд 15) Мы с вами успешно добрались до конечного пункта.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
(Слайд 16) Наше путешествие закончилось, но впереди нас ждёт много нового и интересного. В течение всего учебного года мы будем возвращаться в города страны чисел, вспоминать всё о натуральных числах, знакомимся с десятичными дробями, узнаем новое об обыкновенных дробях и геометрических фигурах.

(Слайд 17) Рефлексия.
Ребята, я прошу вас дать самооценку своей деятельности на уроке. (Каждому выдаётся лицо, ребятам необходимо нарисовать рот)

– Я работал(а) отлично,
в полную силу своих
возможностей,
чувствовал(а) себя уверенно.

– Я работал(а) хорошо,
но не в полную силу,
испытывал(а) чувство
неуверенности, боязни,
что отвечу неправильно.

– У меня не было
желания работать.
Сегодня не мой день.

Пожелание учителя. Выдача свидетельств. (Свидетельство об участии в путешествии по стране чисел, выдаётся каждому ученику.)

Учебному году положили начало,
Желанье учить и учиться совпало.
Пусть радостным будет учение ваше,
И знаний полученных полная чаша.

Используемые материалы:

  1. Атлас по математике. – М.: ОЛМА, 2004.
  2. Виленкин Н.Я., Жохов В.И. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2005.
  3. Стромова З.С. Поурочные планы. Математика,5 класс. – Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Фридман Л.Ф. Изучаем математику: Книга для учащихся 5–6 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1995.