Волшебные цифры

Разделы: Математика, Начальная школа


Цель урока: уточнить и расширить знания обучающихся о позиционном месте числа на числовом отрезке, познакомить с первыми девятью римскими цифрами.

Задачи:

  • Образовательные:
    • систематизировать и обобщить знания детей о цифрах и числах, о позиционном месте числа на числовом отрезке.
    • уточнить разницу между числом и цифрой.
    • познакомить с первыми девятью римскими цифрами.
    • закреплять навыки счёта в пределах 9.
    • отрабатывать умение сравнивать числа, выражения.
    • отрабатывать умение находить взаимосвязь между целым и частью.
  • Развивающие:
    • развивать логическое мышление, память, внимание.
    • развивать математическую речь, творческие способности.
    • развивать умение мыслить обобщённо.
  • Воспитательные:
    • воспитывать интерес к предмету через исторические факты и метапредметные связи.
    • воспитывать дружеские отношения в коллективе, уважение к одноклассникам.
  • Здоровьесберегающие:
    • формировать положительную установку на здоровый образ жизни (сохранение зрения, формирование правильной осанки).

Оборудование:

  • Для учителя: набор «волшебных» цифр, числовой отрезок, музыкальный центр, учебник математики, игрушки-сувениры, карточки-снежинки, аудиозаписи, костюм снегурочки, ёлочка, колокольчик, волшебная палочка-указка, «снежный ком».
  • Для обучающихся: учебник математики, цветные карандаши, сигнальные карточки, простой карандаш, ластик, линейка.

ХОД УРОКА

Этапы урока Содержание Примечание
1. Организационное начало. Звучит музыка. В класс входит Снегурочка.

– Пришла я к вам из сказки зимней,
Из снега и из серебра.
Мои друзья – метель да иней,
Я всех люблю, ко всем добра.

– Здравствуйте, ребята. Узнали ли вы меня? (Снегурочка.)
– Очень скоро наступит волшебный праздник. Знаете ли вы, какой? (Новый год).
– Я приглашаю сегодня всех вас в сказочную волшебную школу. Все жители сказочной страны готовятся к празднику. Предлагаю и вам начать подготовку к Новому году. Вы согласны провести сегодняшний урок среди волшебных цифр и предметов? (Да).
– Тогда закройте глаза и хором посчитайте до трёх. (1, 2, 3)

Вот мы и в сказочной школе.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.

– Ребята, сегодня у нас на уроке очень много гостей. Все они – добрые волшебники, жители сказочной страны. Поприветствуем их (дети приветствуют гостей кивком головы).

В роли Снегурочки – учитель.
2. Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы – Сегодня в сказочной школе мы будем готовить ёлочку к празднику. Она вся в снегу. Мы попробуем стряхнуть с неё все волшебные снежинки. А для этого вспомним правила движения по числовому отрезку, научимся писать цифры, но цифры необычные, а волшебные. Поэтому тема нашего урока называется: «Волшебные цифры».
– Откройте учебник на странице 40.
– На демонстрационном табло представлен «волшебный» числовой ряд. Все волшебные цифры записаны здесь по порядку, точно так же, как и в вашей школе: 1,2,3…
А у нас шарик, флажок, мячик …
Посмотрите внимательно и скажите:
– Каким значком обозначены числа 0, 3, 7, 9?
– Какое число следует за грибочком?
– На сколько листик больше, чем грибок?
– На сколько грибок меньше, чем листик?
– Какое число предшествует цветочку?
– На сколько цветочек больше, чем яблоко?
– На сколько яблоко меньше, чем цветочек?
– Какую закономерность на числовом отрезке вы заметили (как соотносятся следующее и предыдущее числа?)
Оказывается и в нашей волшебной школе каждое следующее натуральное число на 1 больше предыдущего, а каждое предыдущее на 1 меньше следующего.
– Эти знания пригодятся нам сегодня для выполнения сказочных заданий в волшебной школе.

– Выполним задание № 1 из учебника.
– Предлагаю вспомнить, как вы двигались по числовому отрезку, решая обычные числовые примеры и по аналогии решить примеры, составленные из «волшебных» и обычных цифр.
(Чтобы найти разность флажка и 1, необходимо из точки, обозначенной флажком, переместиться на 1 единицу влево, попадаем в точку, обозначенную шариком; значит значение этого выражения равно шарику).

Учитель «стряхивает» снежинки с темы урока.

Учитель проверяет, все ли дети открыли нужную страницу.

Вывод.

Работа по учебнику.
Задание выполняется с комментиров.
Выслушиваются рассуждения детей.

Физкультминутка – Пришло время отдыха. Все жители сказочной страны любят танцевать весёлый «Танец маленьких утят», поэтому они всегда в хорошей спортивной форме и у них замечательное настроение. Предлагаю всем вам вспомнить этот танец. (Дети танцуют под музыку). Звучит аудиозапись.
(предварительно учитель показывает движения)
  – Выполним задание № 2 из учебника.
(Сравнение чисел и числовых выражений)
Обучающиеся вынуждены рассуждать обобщённо:
– Груша меньше кружки, так как знак груши расположен левее на числовом отрезке.
– Ёлочка плюс грибок больше ёлочки, так как если к данному числу прибавить другое число, не равное нулю, то получится большее число: или по-другому: сумма чисел не равных нулю, больше каждого слагаемого.
– Груша минус груша меньше яблока, так как при вычитании равных чисел получается 0, а 0 меньше любого натурального числа.
– Яблоко плюс 1 меньше яблока плюс 2, так как одно слагаемое в этих суммах одинаковое, а второе слагаемое в первой сумме меньше. Значит и вся первая сумма меньше.
– Ёлочка минус 1 больше, чем ёлочка минус 2, так как чем меньше вычитаем, тем больше остаётся.
и т. д.
– Выполним задание № 3 из учебника.
(Групповая работа). Повторяется принцип сравнения чисел с помощью числового отрезка: из двух чисел на числовом отрезке меньше то, которое расположено левее, и больше то. Которое расположено правее.
Групповая работа.
Физкультминутка Все жители волшебной страны берегут зрение. Поэтому систематически выполняют гимнастику для глаз. Упражнения для глаз.
3. Знакомство с римской нумерацией. Краткая историческая справка Знаете ли вы, что цифры, которыми мы пользуемся, не были придуманы в одночасье. Это результат длительного исторического развития человеческого общества. Прообразы современных цифр появились в Индии примерно 1500 лет назад. Удобство записи этих чисел при помощи этих цифр привело к их распространению в другие страны. В Европу Индийские цифры были занесены лишь 800 лет назад арабами. Поэтому их часто называют «арабскими».
Наиболее долговечной из древних цифровых систем стала римская нумерация, возникшая более 25 веков назад. То есть, римская нумерация используется уже более 2500 лет. Она до сих пор используется иногда для обозначения порядковых числительных.
Единицы обозначены палочками, число 5 – знаком V, похожим на раскрытую ладонь, десять – знаком Х (две ладони). Если единица прибавляется к числу, то её записывают справа. Если вычитается – слева.
Дети осваивают написание римских цифр по образцу.

Работа в парах.

4. Резервный материал – Выполним задание № 4 из учебника.

– Выполним задание № 5 из учебника.
Выполняется сложение и вычитание чисел, записанных римскими цифрами.

– Выполним задание № 6 из учебника.
Задание на сравнение чисел.

– Выполним задание № 6 из учебника.

(Дети должны пересчитать предметы в овалах и записать ответ для левого столбца арабскими цифрами, а для первого – римскими, соединить соответствующие множества)

Задание выполняется с использованием сигнальных карточек.

Выполняется с комментиров.

5. Итог урока – Сегодня каждый из вас – волшебник. Все чудеса вы будете творить пальчиками рук. Они помогут мне отслеживать вашу работу на данном этапе урока.
У меня есть волшебный снежный ком. Я буду кидать его вам, кто поймает, тот должен ответить на мой вопрос. Договорились? (Детям даются задания на определение позиционного места числа)
– Заканчивается наше необычное занятие в волшебной школе. Пора возвращаться домой. Закройте глаза и хором посчитайте до трёх. Вот мы и дома. Трудным, но интересным было наше путешествие по волшебной стране. Но мы справились со всеми заданиями, потому что работали дружно и быстро, думали о других и старались всем помочь.
– А я предлагаю вам ещё раз удивиться и удивить меня, закончив мои предложения.
1) Сегодня на уроке я научился…
2) Сегодня на уроке было интересно…
3) Сегодня было трудно…
4) Мне показалось важным…
5) Я понял, что…
А вот и ёлочка, которую мы готовили к празднику.
Накануне волшебного праздника я хочу подарить вам талисман 2010 года. Пусть вам везёт всегда и во всём, а все ваши мечты обязательно сбываются. А маленький тигрёнок – спортсмен поможет вам в этом.
Всем спасибо. Урок окончен.
Ответы детей.