Форма урока: комбинированный урок.
Цель урока: познакомиться с вежливой формой обращения ко взрослым людям.
Задачи урока:
- закрепить навыки написания словарных слов;
- формировать навыки вежливого обращения;
- развивать умение вести диалог, участвовать в беседе;
- учить детей выражать чувства добрыми словами;
- воспитывать потребность в доброжелательном общении
Оборудование: карточки с буквами, со словами; карточки со стихотворением Музафара Алимбаева «Урок вежливости»
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
– Доброе утро!
Ребятам!
Доброе утро!
Солнцу и птицам!
Доброе утро!
Улыбчивым лицам!
2. Минутка чистописания
(На доске карточки с буквами: В е ж л и в о т ь)
– Обратите внимание на карточки с буквами
– Назовите гласные и согласные
буквы.
– Какое слово можно сложить из этих букв? (Вежливость)
– Давайте его запишем. (Вежливость)
– А известно ли вам, ребята, что
обозначает слово «вежливость»?
До 16 века в русском языке широко употреблялось
слово «вежа». (Карточка со словом
прикрепляется на доску.) Вежа – от слов
«ведать», «знать». Вежа – человек, который знает,
как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и
«вежество», позднее превратившееся в
«вежливость». (Карточки со словами, вежа,
вежество, вежливость.) Вежество – качество
ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в
школах наряду с грамотой и молитвами.
– Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем
говорить на уроке?
3. Тема урока: Школа вежливости
4. Словарная работа
Поиграем в игру «Доскажи словечко», а отгаданные слова запишем в тетрадь
Дядя Саша огорчен.
Рассказал он вот о чем.
“Видел Настю
Я на улице сейчас.
Настя – славная девчонка,
Настя ходит в первый класс!
Но давно уже от Насти
Я не слышу слова … (Здравствуйте)
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свидания!)Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало.
А оно-то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом.
Это слово говорят,
Если вас благодарят … (Спасибо)
Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…» (Пожалуйста!)
Физминутка
– Поиграем в игру «Круг вежливых слов».
Встаем все в круг и под музыку передаём мяч по
кругу, как только музыка утихла, тот, у кого в
руках окажется мяч говорит вежливое слово, а мы
радостно похлопаем каждому вежливому слову.
– Молодцы, вы знаете очень много вежливых слов, возьмитесь за руки и скажем вместе: «Добрые слова не лень, Говорить нам целый день!»
5. Изучение нового материала
– Вот какая история приключилась с Денисом Короблевым из произведения В.Драгунского.
«Профессор повернулся ко мне:
– А вас как зовут, молодой человек? – Вот какой он
был славный на «вы» меня назвал!
– Я Денис Кораблев! А вас как зовут?
– А меня зовут Василий Васильевич Сергеев»
– Что удивило Дениса?
– Почему профессор назвал Дениса на «вы»?
– Обращаясь к ровеснику, ты используешь слово ты
или вы?
– А обращаясь ко взрослому человеку?
6. Закрепление
– Сейчас мы познакомимся со стихотворением Музафара Алимбаева «Урок вежливости» (раздаются карточки)
Слон муравью уступает дорогу:
– Доброе утро! Спешим понемногу?
А муравей: – Ах, спасибо, спешу.
Как вы любезны! Прощенья прошу!Жаворонок в небе
Так сказал орлу:
– Вы, орёл, устали, сядьте на скалу.
А орёл ответил: – Правильно, сынок,
Много лет живу я, вот и занемог.
И тебе желаю долго жить, как я, –
Пусть тебе поможет вежливость твоя.В небе красивый закат догорал,
Ласковый ветер с травою играл,
Суслик сказал: – Уважаемый крот,
День угасает и ночь настаёт,
Скоро взойдёт золотая луна…
– Доброй вам ночи. Спокойного сна.
– У вас на парте лежит листок со стихотворением
и карандаши. Я вас попрошу найти и подчеркнуть
вежливые слова. (Работа проходит в парах)
– Какие слова при обращении использовали
животные: ты или вы?
– Почему они обращались на вы?
– Спишем вежливые слова в тетрадь.
7. Итог урока
– О чём мы сегодня говорили? Что полезного вы для себя узнали?
Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
– Наш урок хотелось бы закончить стихотворением В. Кудлачева.
“Спасибо”, “Простите”,
“Пожалуйста”, “Здравствуйте” –
Щедро дарите!
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым.
В троллейбусе,
В парке,
И дома.
Слова эти очень
И очень важны.
Они человеку
Как воздух
Нужны.
Без них невозможно
На свете прожить.
Слова эти надо
С улыбкой дарить.