Класс: 5-6
Цель: знакомство с влиянием цвета на здоровье человека.
Задачи:
- Познакомить с влиянием цвета на состояние человека;
- Познакомить с методом лечения – цветотерапией;
- Развивать внимание, память, воображение;
- Воспитывать эстетический вкус.
Форма проведения: беседа.
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал.
Содержание
I. Подготовительный этап
Учитель: - Здравствуйте, ребята, сегодня мы будем разговаривать с вами о здоровом образе жизни. Сегодня на уроке вы познакомитесь с необычным интересным методом лечения – цветотерапией, узнаете о влиянии цвета на человека, а также определите, какой же соответствует Вашему имени.
II. Основной этап
Учитель: Как вы думаете, что такое цвет? (Ответы учащихся)
Учитель: Почему в теплые солнечные дни у нас хорошее настроение?
Почему не радуемся серым тучам, дождливым пасмурным дням? (Ответы учащихся)
Учитель: С самого рождения мы окружены цветом. Он сопровождает нас повсюду и всегда. Он также многогранен, как сама жизнь. Цветовая гамма всегда влияет на наше сознание и физическое самочувствие, на эмоции, хотим мы этого или нет.
Из всех человеческих органов чувств - зрение выражено наиболее сильно. Целых 83% обрабатываемой мозгом информации выпадает на него. В сравнении: на слух выпадает 11%, в то время как на обоняние только 3,5%. Поэтому неудивительно, что свет и цвет так сильно действуют на наше самочувствие и настроение. И наоборот, изменение нашего состояния, уюта, меняет наш характер и восприятие.
Цветотерапия - это метод лечения цветом, который стал сегодня очень популярным. Еще в древности считалось, что воздействие цветом не только способно восстановить душевное равновесие, но и является серьезным лечебным фактором при многочисленных физических недугах. Цветотерапия родилась в древности.
История цветотерапии началась в тот момент, когда люди заметили целительную силу солнечных лучей. Вскоре выяснилось, что отдельные цвета радуги тоже влияют на организм человека – успокаивают, лечат или, наоборот, вызывают дискомфорт. По сохранившимся свидетельствам, еще царица Нефертити использовала разноцветные косметические масла, считая, что красные и зеленые оттенки благотворно скажутся на ее красоте. Цветом лечили в Египте, Китае, Индии, Персии. В египетских храмах археологи обнаружили помещения, конструкция которых заставляла преломлять солнечные лучи в тот или иной цвет спектра. Египетские врачи словно купали больного в оздоравливающих потоках целительных лучей.
В наши дни даже официальная медицина признает метод цветотерапии.
Уже доказано, что с его помощью можно повысить иммунитет, отрегулировать гормональный фон, активировать синтез витамина D, ответственного за отложение кальция в костной ткани. По мнению некоторых экспертов, цвет воздействует на организм сильнее, чем химические препараты. Цвета неизменно присутствуют в нашем окружении. Дома или на работе, в магазине или на улице, осознанно или нет, но мы постоянно ощущаем на себе влияние цвета. Было обнаружено, что когда лестницы в рабочих помещениях окрасили в красные тона, то служащие стали реже останавливаться, чтобы поболтать друг с другом. Для усмирения буйных заключенных в США используют комнаты, окрашенные мягким розовым цветом. Через некоторое время наступало снижение мускульной активности. Можно привести множество примеров воздействия цвета. Камиль Фламмарион, французский астроном, живший на рубеже 19 и 20 веков, на опыте доказал, что растения и животные не безразличны к цвету. Салат - латук под красным стеклом рос в четыре раза быстрее, чем под солнцем, достигал очень большой высоты, а вот под синим стеклом рост его был незначительным. Фасоль при белом и красном свете цветет, при освещении зеленым и синим - умирает. Цветовое воздействие на организм хорошо известно. Фактически, врачи издавна использовали элементы цветотерапии. Сильное возбуждение снималось у больного даже при приступах буйства, когда его помещали в комнату с синими стенами, синим освещением. Величайшие врачи прошлого считали цвет одним из важнейших факторов в процессе излечения.
Я предлагаю вам выполнить творческое задание. На доске записаны слова: добрый, веселый, злой, жадный, лживый, честный. На столах у вас лежит раздаточный материал. Возьмите изображение домика (приложение 1). В нем семь окон. В каждом из этих окон живут люди: добрый, веселый, злой, жадный, лживый, честный. Подпишите каждое окно. Седьмое окно – ваше окно. Выберите свое окно и напишите, пожалуйста, какой вы человек (добрый, веселый, смелый и т.д.). Кроме того, все окна (в том числе и свое окно) надо раскрасить в те цвета, которые по вашему мнению соответствуют доброму, веселому, злому, жадному, лживому, честному.
Проведение физминутки под музыку.
Учитель: Восприятие цвета целостно. Воздействуя на зрение, цвет вызывает у нас различные ассоциации. Поэтому, кажется, что цвета воздействуют не только на глаза, но и на другие органы чувств. Мы чувствуем вкус “сладкого розового цвета”, слышим “кричаще-красный”, ощущаем “воздушно-белый”, воспринимаем запах “свежей зелени”. Не удивительно, что сфера использования цветов огромна. Современные исследования в области эмоционального восприятия цвета предоставляют возможность регулировать настроение человека, используя его реакцию на отдельные цвета и их сочетания. Воздействие отдельных цветов и их оттенков были протестированы психологами и физиологами, после чего они стали использоваться более целенаправленно: в сфере моды, на телевидении, журналах и фотографиях, в рекламе. Цвет становится средством воздействия на состояние человека, вызывая различные чувства и эмоции. Например, цвет может поднять настроение и активизировать энергию, успокоить и расслабить, поднять или снизить умственную активность, усилить интерес или наоборот мешать сосредоточиться. Как только мы поймём все оттенки цветовых сигналов, мы сможем не только расшифровать их, но и сознательно ими манипулировать. Мы можем пользоваться сочетанием и значением цветов для формирования определенного впечатления и получения желаемой реакции, а также для регуляции собственного психологического и даже физического (физиологического) состояния.
Рассмотрим символические характеристики основных цветов. Для этого посмотрим презентацию.
Учитель: Предлагаю вам выполнить еще одно практическое задание “Мое цветное имя” Можно эффективнее использовать собственную энергию и обезопасить себя от многих неприятностей, в том числе и со здоровьем. Есть так называемая таблица цвета своего имени. Составил эту таблицу Э.И. Гоникман. В ней он приводит девять цветов, классификация которых, по его мнению, охватывает широкий диапазон значений цвета.
Ну что, давайте попробуем “раскрасить” свое имя? (приложение 2)
Для начала надо найти в таблице буквы имени и соответствующие им цифры. Числа свыше девяти следует складывать, так как в нашем распоряжении количество цветов ограничено.
Пример:
Олег
7+4+6+4= 21=2+1=3 – желтый.
Красный 1 А, И, С, Ъ Оранжевый 2 Б, й, Т, Ы Желтый 3 В, К, У, Ь Зеленый 4 Г, Л, Ф, Э Голубой 5 Д, М, Х, Ю Синий (индиго) 6 Е, Н, Ц, Я Фиолетовый 7 Ё, О, Ч Розовый 8 Ж, П, Ш Золотой 9 З, Р, Щ
Значит, что цвет этого имени желтый. Теперь посмотрим какого цвета в имени не хватает.
Есть - зеленый (2), синий, фиолетовый. Не хватает – красный, оранжевый, голубой, розовый, золотой. Для полноценной жизни человеку необходимо дополнять “дефицит” того или иного цвета с помощью покупки одежды, того или иного цвета, интерьера и пищи.
III. Заключительный этап
Учитель: Что нового и полезного для себя вы узнали на сегодняшнем занятии? (Ответы учащихся).
Обратная связь (на листках)
Учитель задает Вопросы учащимся:
- Что такое, по-вашему, цветотерапия?
- Какие составляющие ЗОЖ вы знаете?
- Какие примеры воздействия цвета на состояние человека вы запомнили?
- Какие цвета благотворно влияют на настроение человека?
- Понравилось ли вам это внеклассное мероприятие? Есть ли у вас вопросы по этой теме?
Учитель: Ответьте, пожалуйста, на вопросы и сдайте раздаточный материал (приложение 2). Спасибо за урок!