Цель: снятие эмоциональной напряженности у младших школьников в зимний период и предотвращения у них состояния сезонной депрессии.
Задачи:
- научить детей определять свое внутреннее состояние и понимать эмоциональное состояние другого человека;
- развивать пространственное и творческое воображение;
- способствовать снятию мышечных зажимов и расположить учащихся к двигательной и эмоциональной разрядке.
- изменить привычный репертуар самовыражения обучающихся, создать новые условия и новые способы в выражении чувств.
- воспитывать чувство сплоченности коллектива, умения слышать и слушать друг друга.
Приемы работы с детьми: беседа, арт-терапевтические упражнения, релаксационные упражнения.
Формы работы: индивидуальная и групповая работа.
Средства: для создания образов на снегу используются:
- разноцветная вода, залитая в пластиковые бутылки с прорезью в пробке (для получения цвета можно взять гуашь, тушь, синьку, марганцовку и растворить ее в воде; при надавливании на бутылку струя нужного напора выливается на снег, оставляя цветные следы).
- простая вода, с помощью которой можно создавать линии, борозды разной глубины.
- готовые формы: ромбы, квадраты, круги, сердечки и др. (а также отпечатки собственного тела) для создания различных рельефов; заранее подготовленные домашние заготовки — фигурки из цветного льда и природный материал — применяются как дополнение, а также простые баллончики с разноцветной краской).
Некоторые арт-терапевтические техники были взяты из статьи Маргариты Сенчищевой “Снежная арт-терапия” № 07/2006 журнала "Школьный психолог".
Ход занятия
1. Приветствие и подготовка к работе (введение и разогрев):
Психолог:
- Давайте поздороваемся друг с другом.
Игра: “Я рад тебя видеть...!” - все встают в круг, по кругу каждый говорит соседу справа следующую фразу: “Я рад тебя видеть (имя)...!”.
Беседа с учениками о Фее Зиме:
Психолог:
- Какое сейчас время года на улице? (зима).
- Зима какая? (белая, морозная, веселая, красивая, снежная, холодная).
- Снег какой? (белый, пушистый, холодный, липкий, скрипучий, мягкий).
- Зима веселое или грустное время года?
Психолог:
- У каждого времени года – свои любимые цвета. Есть они и у зимы.
- Как вы считаете, какие самые любимые краски Феи зимы?
- Конечно – это белая, голубая, серая...
- В зимний период нам так не хватает ярких красок, которые бы нас согрели и помогли поднять настроение.
- Для ощущения тепла – желтого солнышка, для радости – красных маков, для спокойствия – зеленой травы и т.д.
2. Снежная арт-терапия.
Психолог:
- Ребята, сегодня на занятии мы с вами, с помощью вот этих заготовок и подручных средств будем творить на снегу, окунемся в пространство детства и творчества. Создадим для себя радужное настроение: обогатим зимние краски летними нотками.
Индивидуальная работа.
Выберите место. При желании свое местоположение можно изменить. Вы вправе свободно передвигаться и работать на любой территории. Используя любые цвета, вы можете сделать рисунок (конкретный или абстрактный образ; отпечаток предмета или тела на снегу и др.). Если нет нужного вам цвета, вы можете попросить его у других участников.
Коллективная работа.
Посмотрите на то, что получилось у других участников. Соедините линиями свои рисунки с теми, которые вам особенно понравились. Представьте, что прокладываете дороги. Каждый участник может поделиться впечатлениями о работе, показывает собственные рисунки, выделяет те рисунки, которые ему понравились.
Рефлексия: каждый участник может поделиться впечатлениями о работе, показывает собственные рисунки, выделяет те рисунки, которые ему понравились.
Упражнение “Тух-тиби-дух”.
Психолог:
- Сейчас я вам по секрету сообщу особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее: Вы становитесь в круг, я – в центр круга. Вы идете по часовой стрелке, я – против часовой стрелки. Как только я скажу: “Раз, два, три, стоп!” - все останавливаются. Я сердито-пресердито говорю тому, перед кем остановилась, глядя прямо в глаза, волшебное слово: “Тух-тиби-дух”. Затем я поменяюсь местами с тем, напротив кого остановлюсь, и игра продолжается (в этой игре заложен парадокс, хотя дети должны произносить слова “тух-тиби-дух” сердито, через некоторое время они не могут не смеяться).
Упражнение “Снеговик”.
Психолог:
- Ребята, давайте представим, что каждый из вас слепленный снеговик. Тело у вас должно быть твердым, как замерший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки, пальцы, тело, ноги и ступни. Вы мягко падаете на землю и изображаете лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко.
Упражнение “Снежный вернисаж”.
Психолог:
Каждому участнику предлагается занять выбранное им место на отведенной общей территории (не более двух метров друг от друга). Дается задание: с помощью любых понравившихся материалов (цветной воды, формочек для отпечатков, фигурок из цветного льда, природного материала) нарисовать картину, слепить скульптуру из снега. Придумать название своей картине и составить рассказ-представление о своей работе.
Рефлексия: каждый участник может поделиться впечатлениями о работе, показывает собственные рисунки, выделяет те рисунки, которые ему понравились.
Упражнение “Мороженное”.
Психолог:
- Я знаю, что все вы любите мороженное. А теперь вообразите, что вы побывали в гостях у Снежной королевы. Замерзли и сами стали похожи на мороженое. Тело, руки, ноги, голова скованы холодом. Брр... Но вот пришел добрый волшебник и сказал: “Закройте глаза! Сейчас начнем оттаивать. Согреваются и оттаивают пальчики ног, согреваются и оттаивают ступни, согреваются и расслабляются колени. Тепло идет от пальчиков ног вверх, ноги теплые, они расслабляются. Согреваются пальчики рук. Пальцы расслабляются. Согреваются и расслабляются ладони. Согреваются и расслабляются кисти рук. Тепло от кистей идет к локоткам. От локотков тепло идет к плечам. Руки теплые, руки расслабились. Нам тепло. Тепло идет по всему телу, от живота поднимается к груди, шее, голове. Лицу жарко, лицо расслабилось, рот приоткрылся, голова повисла”. Растаяло мороженое, растеклось сладкой лужицей по полу.
Упражнение “Символ группы”.
Психолог:
Участники делятся на микрогруппы по 5–6 человек. Каждая микрогруппа рисует на отведенной для нее территории. На каждую микрогруппу выделяется одинаковый набор форм и бутылок с окрашенной водой.
Участники по очереди, используя различные формы и цвета, должны сделать общий рисунок.
Рефлексия: каждый участник может поделиться впечатлениями о работе, показывает собственные рисунки, выделяет те рисунки, которые ему понравились.
3. Ритуал прощания:
Упражнение “Рефлексия”.
Психолог:
- Ребята, а сейчас каждый из вас выскажет свое понимание происходящего сегодня на занятии, опишет свои чувства и переживания, возникшие в процессе работы (ответы обучающихся).
- Молодцы ребята, каждый из вас сегодня хорошо поработал.
- Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем друг другу “Спасибо” и “До свидания” (сначала все говорят громко в большом кругу, а потом все подходят к середине и говорят шепотом).
!!! Психологическое занятие с элементами арт-терапевтических и релаксирующих техник занимает больше времени в отличие от обычного урока (1 – 1,5 часа). Данное занятие рассчитано на 68 минут.
Этапы работы на занятии | Время |
1. Приветствие и подготовка к работе (введение и разогрев) | 8 минут |
А) Игра: “Я рад тебя видеть...!” | 3 минуты |
Б) Беседа с учениками о Фее Зиме: | 5 минут |
2. Арт-терапевтические техники: | 53 минуты |
Индивидуальная работа | 10 минут |
Коллективная работа | 5 минут |
Упражнение “Тух-тиби-дух”: | 3 минут |
Упражнение “Снеговик”: | 5 минут |
Упражнение “Снежный вернисаж”. | 15 минут |
Упражнение “Мороженное” | 5 минут |
Упражнение “Символ группы”: | 10 минут |
3. Ритуал прощания: | 7 минут |