Цель:
- познакомить с глаголом как частью речи;
- формировать умение употреблять глаголы в речи;
- развивать мышление, самостоятельность, познавательный интерес.
1. Организационный момент – самооценка
“Обмен настроением”
(посмотрите на доску, найдите в списке прилагательное, которое описывает ваше настроение и объясните свой выбор)
- Ожидающее – я жду от сегодняшнего урока новых открытий.
- Спокойное - я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.
- Приподнятое – я люблю урок русского языка, мы всегда такие интересные задания выполняем!
- Ликующее – сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.
У –ль: Я очень рада видеть ваши веселые глазки. Вижу, что вы готовы к работе.
2. Открытие новых знаний.
Определение ведущего полушария.
Сейчас выполним тестовое задание.
1. Переплетение пальцев рук.(быстро, не думая, переплети пальцы обеих рук, какой палец сверху запомни)
2. Поза Наполеона.( ведущая та рука, кисть которой первой направляется на предплечье, запомни)
3. Аплодирование(покажи как ты аплодируешь, руки сверху вниз, запомни)
- Поднимите руки те, у которых правая рука была ведущей – ведущее левое полушарие.
- У кого левая рука – ведущее правое полушарие.
У –ль продолжим работу, но работать будем в группах.
Ученики с ведущим левым полушарием берут желтые карточки.
Ученики с ведущим правым полушарием берут голубые карточки.
У –ль У вас на парте лежат карточки, запишите слова, кто как голос подает?
Жел.карт(картинка). | Кот ------------ | Ворона -------- |
Гол.карт(картинка). | Собака --------- | Лягушка ------ |
Жел.карт(картинка). | Мышка ------ | Кукушка ------ |
Гол.карт(картинка). | Корова -------- | Утка ------------ |
- какие слова вы вставили?
- что общего у всех этих слов? (они обозначают действия)
(раздать карточки)
У–ль
1 группа. Вставить нужные слова в текст.
Карточка 1 Федор Петрович ______________ нам____________ свои вещи в чемоданы, потому что после обеда________________ машина и _____________ нас в город. Слова для справок:
велел, складывать, прибудет, отвезет.
Поставь вопрос к вставленным в текст словам.
2 группа.
Карточка 2 Вставь в текст слова, отвечающие на вопросы. Весь день сова(что делала?)_______________ в своем дупле, а вечером (что делала?) ___________________ на поле мышей (что делать?) ________________.
Слова для справок:
спала, летала, ловить.
Проверка.
1 группа.
- какие слова вы вставили в текст? (велел, складывать, прибудет, отвечает)
-какие вопросы вы поставили к этим словам?
- прочитайте текст?
2 группа.
- прочитайте слова, которые вставили в предложение? (спала, летала, ловить)
- на какие вопросы отвечают эти слова?
У-ль -Что общего у всех этих слов? (все эти слова обозначают действие)
- Скажите, какие слова мы будем изучать сегодня на уроке?
(мы будем изучать слова, обозначающие действия, которые отвечают на вопросы что делает? что делают?)
- Совершенно верно, мы познакомимся еще с одной частью речи.
- Какой же? (глагол)
- Тема нашего урока.
ГЛАГОЛ.
- Что мы должны узнать о глаголе?
Должны знать Должны уметь 1. На какие вопросы отвечает? 1. Уметь находить в тексте глаголы. 2. Что обозначает? 2. Уметь использовать глаголы в речи. 3. Глагол – часть речи.
3. Изучение нового материала.
У-ль Сейчас каждая группа получит план работы и разрезной материал, вы должны составить определение глагола из разрезного материала.
(1 и 2 группа) сделать две
План работы группы
Этап работы. Порядок действий. 1.Составление определения глагола. 1.Составьте определение глагола. 2.На разрезных листах выберите нужные слова.
Разрезной материал.
Глагол обозначает действие предмета отвечает на вопросы что делает? часть речи что делает? что делал? где? как? предмет часть слова предложение подлежащее сказуемое
- презентация результатов групповой работы.
4. Физминутка.
Покачайтесь, потянитесь, распрямитесь, наклонитесь.
И закончив упражнения
Прекращаем мы движения!
5. Первичное закрепление материала.
Внимание на экран, вопросы задает Магистр наук. (презентация)
1 группа. Замените словосочетания глаголом.(раздать листочки)
- Задирать нос(важничать)
- Зарубить на носу(запомнить)
- Клевать носом(дремать)
- Повесить нос(загрустить, опечалиться)
- Водить за нос(обманывать)
2 группа. Самостоятельно подобрать все возможные глаголы, объясняющие данный фразеологизм.(на листочке написать и раздать)
Ломать голову – думать, размышлять, разгадывать.
Проверка.
Продолжаем работу.
Восстановите пословицы.(раздать каждому листы с текстом и план работы группы) при помощи стрелок
Восстановите пословицы. После драки не ждут Лучше недоговорить так худое на ум не пойдет Кто не работает не будешь знать голоду Учись добру а из лесу выводит Наука в лес не ведет годы не уносит Семеро одного чем переговорить Учись смолоду кулаками не машут Грамота не болезнь тот не ест
План работы группы
Этап работы. Порядок действий. Работа с пословицами 1.Каждый читает текст самостоятельно, подчеркивая глаголы на листе 2. Сверить результаты работы в группе. 3.Группа представляет, сколько глаголов найдено в тексте.
Проверка(один из групп зачитывает выполненную работу)
Задания для умников и умниц (по выбору) - презентация
Как превратить существительные даль, меч, пень, руль в глаголы?
(поставить их во множественное число)
6. Итог урока.
Уч-ль.
Подведем итоги нашей работы.
Вспомните, какая цель стояла перед нами?
(мы должны были узнать, что такое глагол и составить его определение)
Внимание на экран. Вопросы вам задает Грамматей. (презентация)
1. Для чего нужны глаголы в речи?
Назови правильный ответ.
а) чтобы называть предметы и явления.
б) чтобы обозначать действия предметов
в) чтобы связывать слова в предложении.
2. Что обозначают глаголы?
а) предметы
б) действия предметов
в) признаки и качества предметов
3. На какие вопросы отвечают глаголы?
а) что делать? что делает? что делают?
б) кто? что?
в) какой? какая? какие?
Уч-ль
И так, сегодня на уроке мы думали, размышляли, работали творчески.
Вам подарок от Магистра наук.