Программа учебного пропедевтического курса "Я познаю мир. Физика"

Разделы: Физика, Внеклассная работа


Актуальность проекта Инновационность проекта обусловлена новизной проблемы. Во-первых, сегодня новый федеральный государственный стандарт предполагает формирование у учащихся познавательных мотивов /чтобы решить эту проблему необходимо как можно раньше вовлечь учащихся в обучение, что возможно на основе деятельностного метода и для этого необходимы соответствующие условия, отвечающие современным требованиям/.
Во-вторых, данная проблема имеет ещё один аспект – для того чтобы произошло познание, учащийся должен совершить комплекс познавательных действий, используя различные приемы мыслительной деятельности. Но нередко учитель слишком облегчает процесс их осуществления ученикам. Он сам ставит задачи урока (ученики запоминают), просит что-то вспомнить для понимания нового (ученики вспоминают), предлагает классу новую информацию (дети должны запомнить), выделяет главное (ученики запоминают). Опасность здесь в том, что сам ученик не обращается к познавательным действиям. Он не познает, а механически запоминает. Мыслительная деятельность, учебные умения не формируются, не обогащаются, не развиваются, поскольку деятельность учащихся направляется не на познание, а на запоминание
Именно поэтому важно, как можно раньше дать возможность ребенку получить представления об окружающем его мире, активно его исследовать. Таким образом, появление в вариативной части учебного плана 6 класса учебного курса «Я познаю мир. Физика» – необходимая и своевременная мера.
Курс «Я познаю мир. Физика» задуман как интегрированный, включающий различные естественнонаучные предметы. Основой интеграции на этой ступени обучения является практико-ориентированный метод познания.
В основе всех наук о природе лежат наблюдения, они побуждают воображение, рождают мысль, учат «задавать вопросы природе на языке науки». Поиски ответов на эти вопросы приводят к осознанию необходимости постановки опытов, проведения экспериментов, в том числе компьютерных.
Программа составлена с учетом требований новых федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования школьного курса по физике,  может использоваться в рамках внеурочной деятельности и ориентирована на формирование общеучебных умений.
Идея проекта Содержание программы «Я познаю мир. Физика» <Приложение 1> носит практико-ориентированный характер, т.е. изучение основных теоретических понятий через практическую деятельность. При отборе содержания каждой конкретной темы курса главное внимание уделяется вопросам, ответы на которые ищут сами дети. В данном курсе изучаются те физические явления, через  которые человек познает мир: световые, звуковые и тепловые. Главное содержание программы построено на деятельностном обучении: предполагается проведение значительного числа практических работ исследовательского или проектно–конструкторскогохарактера, изучение отдельных базовых тем, которые будут изучаться в основном курсе физики.
Для занятий разработана электронная рабочая тетрадь для учащихся «Я познаю мир. Физика» <Приложение 2>, которая позволяет отработать наиболее значимый учебный материал.
Учебно-методическое обеспечение курса дополнено электронным диском «Физика – 5», содержащим иллюстрации, компьютерный эксперимент, задачи, наглядные опыты, качественные задачи.
Объект эксперимента Система развивающих занятий по формированию приемов мыследеятельности, естественнонаучного мышления
Предмет эксперимента Деятельностный метод обучения как условие достижения образовательного результата.
Цель проекта Сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и таким образом сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.
Задачи
  • Мотивация обучающихся на сознательную активную познавательную учебную деятельность;
  • Отбор методов и средств обучения для знакомства учащихся с методами познания и исследования явлений природы;
  • Обогащение образовательной среды школы средствами инновационной деятельности учителя через освоение современных образовательных  технологий;
  • Разработка образовательной программы пропедевтического курса для учащихся 6-го класса «Я познаю мир. Физика»;
  • Разработка электронной рабочей тетради для учащихся «Я познаю мир. Физика»
Гипотеза Система учебных занятий на основе деятельностного подхода будет способствовать развитию у обучающихся уровня интеллектуального и творческого естественнонаучного мышления, созданию условий для развития, самоопределения и самореализации  учащихся.
Диагностический инструментарий Диагностические  работы,
защита проектов,
сообщения по теме,
результаты практических работ,
портфолио учащегося
Критерии оценки ожидаемых результатов
  • увеличение  доли учащихся, имеющих познавательный интерес к естественнонаучным дисциплинам;
  • положительная динамика и в дальнейшем стабильность уровня обученности учащихся по физике;
  • увеличение доли учащихся, вовлеченных во внеурочную деятельность;
  • увеличение доли призеров, победителей школьных олимпиад, дистанционных конкурсов, Чемпионатов по физике;
  • увеличение доли учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью.
Сроки  1 год (34 часа)
Возможные риски Появление у части школьников некоторого эмоционального перенасыщения от занятий насыщенных нестандартными формами уроков, интеллектуальным содержанием.
Способы коррекции, компенсации негативных
последствий
Поиск интересного материала, мотивирование дальнейшими перспективами, гибкое расписание занятий, практико-ориентированный подход.
Состав участников проекта Учащиеся 6-х классов,
Учитель физики,
педагог-психолог
База эксперимента общеобразовательная  школа среднего (полного) общего образования
Ресурсное обеспечение реализации проекта Материально-техническое обеспечение проекта:
  • Автоматизированное рабочее место учителя
  • Оснащение печатными материалами учащихся (сканер, притер)
  • Фотоаппарат, документ-камера
  • Мобильный класс, наушники с микрофоном
  • система тестирования ACTIVote

Учебно-методическое обеспечение:

  • Учебные пособия «Физика. 5, 6 класс» Г.Н. Степанова (в кабинете физики),
  • Рабочая тетрадь учащегося «Я познаю мир. Физика»на печатной основе;
  • Учебно-практические (Григорий Остер. Физика в вопросах и задачах. Сборники упражнений и задач, хрестоматия «Я познаю мир. Физика»);
  • информационно-компьютерные (диск «Физика – 5» Кирилл и Мефодий, компьютерные модели ЭОР);
  • лабораторное оборудование «Оптика», «Тепловые явления»;
  • демонстрационное оборудование
Научно-методическая обеспеченность эксперимента Нормативно-правовое обеспечение проекта
  1. Образовательная программа школы
  2. Положения, инструктивно-методическое сопровождение:
  • Положение о деятельности школы по развитию одаренности учащихся;
  • Положение по организации тьюторского сопровождения вариативной подготовки школьников в условиях интеграции дополнительного образования.
  • Положение об организации дополнительного обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
  • Положение о Портфолио ученика;
  • План работы школьного педагога-психолога по психологическому сопровождению образовательного процесса в школе.
Форма представления результатов эксперимента Программа «Я познаю мир. Физика», электронная рабочая тетрадь может применяться педагогическими работниками других ОУ, обмен методическими и технологическими наработками.
Результаты проекта представлены в виде методического сборника (программа пропедевтического курса «Я познаю мир. Физика», содержащая приложения с методическими комментариями по всем разделам курса, контрольно-измерительные материалы).
Результативность реализации программы Программа «Я познаю мир. Физика» апробирована в МБУОШИ «Новопортовская школа-интернат среднего (полного) общего образования» с 2004-2005 учебного года. Программа была доработана, дополнена в соответствии с новыми требованиями.
Ребята, обучавшиеся по данной программе,  активно принимают участие в муниципальных, Всероссийских конкурсах, олимпиадах по физике:
Институциональный этап Всероссийской олимпиады по физике – участие  от 50 до 76%%, из них победителей и призеров –  от 30 до 50% .
Ежегодно занимают призовые места в муниципальном туре Всероссийской олимпиады по физике. В 2011-2012 уч. году ученик 9 класса был участником регионального тура всероссийской олимпиады по физике, где стал третьим в рейтинге.
До 25% учащихся принимают ежегодно участие в Интернет-олимпиаде по физике, олимпиаде УрФО, среди которых есть медалисты (золотая, серебряная).  За 2010-2012 уч. года в Чемпионате по физике приняли участие 36 учащихся 6- 11 классов. Из них стали призерами 15 человек. Учащиеся 6 класса были победителями и лауреатами  Федерального уровня (2010г), победителями и призерами регионального уровня (2010,2011,2012).
60% учащихся выбирают физику для изучения на профильном и предпрофильном уровне.
Учащиеся профильных групп успешно сдают переводные экзамены, ГИА, ЕГЭ по физике (75-100% качество), где демонстрируют  высокий уровень выполнения заданий части С, практических заданий, умений работать с научно-популярным текстом, решение задач повышенной сложности, методологические умения. Средний балл ЕГЭ по физике стабилен на протяжении пяти лет – 68 баллов, максимальные 85-88 баллов.