Основная цель школы сегодня – это создание творческой образовательной среды, обеспечивающей возможность саморазвития и самореализации каждого ученика. Такая среда способствует проявлению и развитию способностей каждого ребенка, а также выявлению достижений и стимулированию талантливых ребят.
Поддержка одаренных и талантливых детей для полноценного развития и реализации своей одаренности является актуальной в современной школе. Это подтверждается и в Национальной стратегии «Наша новая школа», где наряду с важнейшими направлениями образовательной деятельности, вопросам развития одаренных и талантливых детей уделяется особое внимание.
Талантливый ребенок учится, занимается творчеством и наукой, потому что он находит удовольствие в творчестве, и ему нравится учиться. Талантливый ребенок мотивирован к познавательной деятельности, он проявляет большое упорство в достижении цели, имеет высокую увлеченность и стремление все доводить до совершенства. Самая сильная потребность талантливых детей – накопление и усвоение знаний.
Задачей педагога является создание условий для их деятельности, таких, как сохранение индивидуальности ребёнка, поддержка познавательной потребности, знание психологических особенностей детей и широкое применение современных педагогических технологий: личностно-ориентированного, развивающего, модульного обучения, проектной, информационно-коммуникационной деятельности, создание единого информационного пространства, которое обеспечивает возможность использовать современные средства коммуникации в работе над проектом, для получения интересующей дополнительной информации.
С талантливым ребёнком необходимо начинать работу с раннего детства. Важно развивать и прослеживать творческий путь талантливого ребенка. Для этого можно использовать инновационную педагогическую технологию «Портфолио» – своеобразный анализ особых достижений и успехов ученика, а также размещать творческие и исследовательские работы на интернет-сайтах, что побуждает учащихся относиться к своим успехам и своему развитию более осознанно.
Одновременно с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта должна быть выстроена система поиска и поддержки талантливых детей, а также их психологическое и педагогическое сопровождения в течение всего периода становления личности.
В рамках этого направления целесообразно поддерживать творческую среду во внеурочной деятельности, создавая авторские программы, которые не дублируют учебный материал, а качественно дополняют и расширяют образовательную среду. Ребёнок учится анализировать, интерпретировать, принимать решения, быть ответственным, адаптироваться к изменениям, добиваясь поставленной цели, делать нравственный выбор, его индивидуальные достижения учитываются и поощряются.
Знакомясь с окружающим миром на уроках, ребята изучают природные явления, животный мир и виды растений, природные зоны. Поможет дополнить представления об окружающем мире разработанная мной программа, которая называется «Удивительное рядом!».
Содержание программы позволяет формировать интерес к изучению природы, воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющиеся знания; изучать и исследовать с детьми объекты природы, расширять кругозор, развивать творческие способности учащихся. Данная программа способствует становлению личностных характеристик ученика на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества, что соответствует «Портрету выпускника начальной школы» в новом стандарте. Это ученик, любящий свой народ, свой край и свою Родину; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности.
Особенностями программы считаю: формирование информационной компетенции; создание условий для развития поисково-исследовательских и коммуникативных умений; выявление способностей и одарённостей ребёнка, раскрытие его индивидуальности в деятельности.
Занятия по данной программе носят практический и теоретический характер. Большее количество времени занимают практические занятия. Использование интересных форм занятий, таких как: практикум по созданию рисованного мультфильма, дискуссия, круглый стол, игра-путешествие в музее-театре анимации, творческие концерты, выезды на природу – всё это создаёт условия для работы в группе, развивает наблюдательность, творческие способности, прививает любовь к родному краю, формирует коммуникативные навыки.
Современная школа требует развития педагогических технологий, связанных с индивидуальным развитием личности, творческой инициативы, навыка самостоятельности, с формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. В настоящее время высок интерес к природной поисковой активности ребенка. Выражается это в повышенном внимании к исследовательским методам обучения, что предполагает включение младших школьников в проектно-исследовательскую деятельность.
В работе по данной программе проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер, предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации; обучает сотрудничеству, реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
Актуальность программы обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации проектно-исследовательской деятельности у младших школьников, закладывают основу для реализации исследовательских проектов в средней школе. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
При выполнении индивидуальных исследовательских и проектных работ педагогическое сопровождение учителя должно быть направлено на оптимальное развитие талантливого ребёнка, иметь характер помощи и поддержки. Проектные методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся.
Педагогу принадлежит ключевая роль в организации творческой образовательной среды для развития талантливых учащихся. Большое значение имеет демократичный стиль, эмоционально безопасная атмосфера в классе; предоставление учащимся обратной связи; формирование положительной самооценки ученика, проявление уважения к его индивидуальности; поощрение творчества. Результатом такого взаимодействия стала исследовательская работа ученицы 3 класса Дианы Далла, выполненную творчески и оформленную в виде презентации. Работа называется «Кошки – моё самое большое увлечение». Цель работы: изучение особенностей поведения и жизни кошек разных пород, истории их происхождения.
Диана познакомилась с научной и художественной литературой по вопросу, использовала в работе материалы, найденные на сайтах в Интернете, проводила интервью, обобщала и делала выводы. Планирование работы, поиск литературы и иллюстраций, работа по подготовке презентации проходили в нашем тесном сотрудничестве. Диана представила работу на конференции, получила отличную оценку и положительные эмоции. Работа была отправлена на фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» и размещена на сайте Издательского дома «Первое сентября».
В заключение, хочется подчеркнуть, что педагогическое сопровождение исследовательских и творческих работ обеспечивает необходимую поддержку талантливых детей и способствует развитию инициативности и самостоятельности в их познавательной деятельности.
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования(1-4 кл.) (минобрнауки.рф/документы/922)
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (президент.рф/news/6683)