Программа модуля "Деревянная скульптура"

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Пояснительная записка.

Актуальность

Современное обучение должно не только опираться на новейшие достижения определенной области знаний, но и быть технологичным, гарантирующим получение определенного результата, что невозможно без получения оперативной обратной связи и организации на этой основе последующей корректирующей деятельности.

Образовательный процесс должен быть поставлен таким образом, чтобы обучаемые могли не только адаптироваться в быстро меняющемся мире, но и быть способными к преобразованию этого мира, а, значит, владеть не только знаниями, но и уметь применять их в процессе собственной самостоятельной профессиональной и творческой деятельности.

В связи с быстрым ростом объема знаний и мощного информационного потока в современном обществе, уменьшением количества часов на технические дисциплины и снижением познавательной предметно - практической деятельности учащихся возникает потребность в создании индивидуальных образовательных программ именно технического и технологического характера.

В настоящее время столярная обработка древесины, как одно из популярных и необходимых ремесел очень важна для успешной социализации детей в дальнейшей жизни. Поэтому программа “Деревянная скульптура” актуальна и востребована как программа индивидуального обучения в качестве одного из вариантов проектной деятельности обучающихся.

Направленность программы

Предлагаемая программа построена по методу модульного обучения. Этот метод представляет собой программу, которая состоит из пакета обучающих модулей. Каждый из них состоит из модульных единиц. Каждая модульная единица состоит из учебных единиц (учебных элементов). Модули имеют разнообразные средства обучения. Они обеспечивают активное участие учащегося, который усваивает информацию в действии, в активной работе с учебным материалом.

Модульные обучающие уроки содержат главный принцип модульного обучения, заключающийся в том, что учебный материал изложен в доступном виде и обеспечивает каждому ученику достижение дидактической цели, которую надо ему понять и осознать. Учебный материал представляет собой законченный блок, который осваивается самостоятельно; содержит как теоретический, так и практический, творческий блок, а также контроль на каждом этапе – по уровням знаний.

В основе программы – принцип самообучения “Шаг за шагом”, основанный на развитии интереса и творческих возможностей школьников. Все объекты труда подбираются с таким расчетом, чтобы они были максимально познавательными с точки зрения политехнического обучения, имели эстетическую привлекательность и давали представление о традиционных видах обработки материалов.

Данная программа по содержанию является научно-технической, а по назначению – прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение и закрепление навыков и приемов работы с инструментами и основным технологическим оборудованием для столярной обработки древесины.

По времени реализации программа рассчитана на время, отведенное для изучения темы “Проект”. Ориентирована на учащихся 8-11классов

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она разработана с учетом требований современных образовательных технологий и способствует развитию у детей образного и пространственного мышления, фантазии, умению воплотить свой замысел в конкретном изделии, применить для отделки тот или иной способ художественной обработки. И наконец, позволяет ребятам накопить опыт самостоятельной индивидуальной работы, где преподаватель является консультантом на различных этапах работы

Модульная программа предназначена для индивидуальной работы учащихся в ходе выполнения темы “Проект”, является составной частью образовательной области “Технология”.

Технологии создания деревянной скульптуры требуют серьезных знаний и умений в обращении с ручным инструментом, различными приспособлениями, электроинструментом и станочным оборудованием. Одновременно с этим они предоставляют уникальную возможность соединить трудовую подготовку, проектную деятельность с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда. Изготовление своими руками красивых и привлекательных полезных изделий вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.

Цель программы:

  1. ознакомить учащихся с породами древесины, применяемыми для изготовления
  2. деревянной скульптуры;
  3. технологией изготовления различных изделий;
  4. отработать (сформировать) умения осуществлять систему умственных и практических действий, необходимых для самостоятельной работы по планированию, реализации и контролю действий.
  5. овладеть теоретическими и практическими навыками обработки и конструирования изделий;
  6. развить способности воплощения замысла в готовое изделие;
  7. актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся

Структура модуля (приложение 1)

Содержание модуля

УЕ-0 – дидактические цели модульной программы

М-1 – вводный модуль

УЭ-1 – история деревянной скульптуры

УЭ-2 – древесина для скульптуры

УЭ-3 – выбор скульптуры

УЭ-4 – безопасность работ

М-2 – освоение технологии изготовления

УЭ-5 – инструменты и приспособления

УЭ-6 – инструменты и приспособления, последовательность работы

УЭ-7 – освоение приемов работы ручным режущим инструментом

УЭ-8 – освоение приемов работы электроинструментом

УЭ-9 – твое первое изделие

М-3 – технология отделочных работ

УЭ-10 – виды отделочных работ

УЭ-11 – грунтовка, морение, лакирование

УЭ-12 – декоративная окраска

ДУЭ

УЭ-13 – испытание изделия

УЭ-14 – установка изделия

УЭ-15 – контрольное тестирование

Дидактические цели модульной программы “Деревянная скульптура”

Предметная компетентность. Учащиеся должны знать / понимать:

  • основные технологические понятия;
  • строение и свойства древесины;
  • назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, станков и электроинструментов;
  • виды, приемы и последовательность технологических операций ручной и механической обработки изделия;
  • безопасность работ;
  • виды декоративной отделки изделий (деталей);
  • методы защиты готового изделия от воздействия окружающей среды;
  • возможность и сферы применения полученных навыков.
  • расчет затрат на изготовление изделия

Деятельностная компетентность. Учащиеся должны уметь:

  • рационально организовывать рабочее место;
  • соблюдать требования безопасности труда
  • правильно использовать инструменты, приспособления и оборудование;
  • находить необходимую информацию в различных источниках;
  • составлять алгоритм выполнения технологических операций для изготовления изделий;
  • разрабатывать и применять конструкторскую и технологическую документацию.
  • Выполнять рациональную разметку деталей на основе технологической документации;
  • выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
  • выполнять технологические операции обработки деталей с применением необходимого инструмента;
  • осуществлять контроль качества изготавливаемого изделия (детали), находить и устранять допущенные дефекты;

Профессиональная компетентность.

Учащиеся могут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

  • получения технико-технологических сведений из различных источников информации с целью организации трудовой деятельности;
  • изготовление изделий деревянной скульптуры и выполнения декоративно-прикладной их обработки с целью повышения их потребительских качеств;
  • создания изделий с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений и защиты их от воздействия окружающей среды;
  • контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;
  • оценки затрат, необходимых для создания изделия, объекта или услуги;
  • продолжения обучения в системе непрерывного профессионального образования, сдачи квалификационного экзамена и получения профессии;
  • формирования готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, рынке товаров и услуг

Примерная структура УЭ, оценочный лист – (приложение 2)

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Литература.

  1. Каунов А.М. Ручная и механическая обработка металлов и сплавов: обучение “шаг за шагом” с использованием модульно-рейтинговой концепции.   ВГАПК РО Волгоград 2008
  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2002.
  3. Миронова М.Д. Модульное обучение как способ реализации индивидуального подхода: Казань, 1993.
  4. Муравьева А. А., Кузнецова Ю. Н., Червякова Т. Н. Организация модульного обучения, основанная на компетенциях: Пособие для преподавателей. М., 2005.
  5. Третьяков П.И., Сенновский ИВ. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография. Под ред. П.И. Третьякова. – М. Новая школа, 2001