Гуманистическое начало, утверждаемое в системе образования, предполагает изменение традиционных представлений о месте философского мировоззрения в структуре педагогической культуры учителя. Философия и связанная с ней методология научного мышления служат основой научной картины природной, исторической и социально-культурной действительности, отражающейся в индивидуальном сознании учителя и помогающей ему определить место и роль педагогической деятельности в этом быстро меняющемся мире.
Значимость философского постижения мира возрастает на тех этапах истории, когда происходит переход социума от одного качественного состояния в другое.
Потребность философского сознания действительности обусловлена необходимостью в критическом осмыслении мировоззренческих установок и оснований человеческого существования.
Философия является фундаментальной наукой (равно как и особой формой общественного сознания) о всеобщем в отношениях мира и человека, общих закономерностях их существования и развития в целом. Неслучайно философов очень часто называют экспертами по целостности. Действительно, нет таких вопросов, которые не интересовали бы философию, и которыми они не занимались бы, естественно, если такие вопросы носят мировоззренческий характер. Это вопросы онтологии, гносеологии, аксиологии, праксиологии, логики, философии истории и общества, философии человека, этики, эстетики, философии науки, права, религии и т.д.[3]. В ряду фундаментальных наук философия имеет несколько своеобразных, присущих только ей аспектов:
философские науки дают целостную картину мира, способствующую формированию научного мировоззрения системы взглядов на мир и человека и его место в развивающемся мире;
- философия раскрывает и объясняет сущность процессов познания природы, общества и человека;
- философия исследует всеобщие методы познания и способствует формированию методологии научного познания;
- философия анализирует проблему ценностей и ценностного подхода к действительности.
Отмеченные особенности обусловливают большую значимость философию в деле подготовки будущих специалистов.
Преподавание философии ставит перед собой цель не только передать углубленные знания по истории философии, знания о традициях и великих мыслителях; в ее задачи также входит доскональное разъяснение многих важнейших понятий, которые необходимы всякому человеку, занимающемуся педагогической практикой (истина, красота, ценность, познание, метод и т.п.)
Философия должна развивать умение философствовать. Это умение представляет собой способность к свободному критическому мышлению, присущему и необходимому любому человеку. Эта способность характеризует умение сохранять критическую дистанцию по отношению к разного рода высказываниям и противостоять давлению тех или иных культурно-исторических контекстов.
Знания, получаемые в процессе изучения философии, как и других учебных дисциплин, необходимы для успешной социализации учащегося. Кроме того, философия представляет собой такую дисциплину, которая повышает общую культуру мышления и противостоит стандартизации и одномерности интеллектуального развития.
Процесс социально-экономического переустройства общества неизменно приводит к смене требований, предъявляемых к образованию, в том числе к подготовке будущих выпускников педагогического колледжа. Складывающаяся в настоящее время ситуация ориентирует выпускников прежде всего на конкурентоспособность на рынке труда и, следовательно, определяет в качестве основного требования – умение саморазвиваться путем непрерывного обновления своего интеллектуального потенциала. В связи с этим будущий специалист еще в рамках профессиональной подготовки в колледже должен быть сориентирован на необходимость систематического повышения своей профессиональной квалификации, обеспечивающего ему сохранение высокого уровня профессионального мастерства и способствующего профессиональному росту личности. Таким образом, развитие учебно-познавательной компетенции будущих специалистов является одним из важнейших направлений повышения качества их профессиональной подготовки, а ее дефициты сказываются на уровне владения профессиональнымикомпетенциями в целом. Между тем образовательную практику профессиональных учебных заведений отличает недостаток внимания к подготовке будущих учителей к самообразованию. После окончания колледжа положение нередко усугубляется вследствие отсутствия дальнейшей систематической работы по поддержанию и повышению уровня компетентности в условиях профессиональной деятельности. Вследствие этого многие учителя испытывают трудности в организации и управлении самостоятельной учебной деятельностью учащихся в школе.
Таким образом, усиливается необходимость формирования у будущих выпускников педагогического колледжа знаний и умений в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Реализация этой потребности возможно через самостоятельную работу студентов, в том числе с использованием учебного терминологического словаря по философии.
Овладение терминологическим минимумом необходимо студентам в качестве постижения системных основ терминологии изучаемой специальности. Одной из главных проблем учебной терминографии является разработка базовых терминологических словарей, которые включают тематически представленные термины учебной дисциплины.
Авторы, занимающиеся составлением словарей под термином “учебный словарь” понимают специализированную область лексикографии, содержанием которой являются теоретические и практические аспекты педагогически ориентированного описания языковых единиц в словарях и других произведениях словарного типа в учебных целях.
Рабочее определение термина “учебная лексикография” было дано Л. А. Новиковым. Автор характеризует данный термин как “лексикографию меньших форм и большей обучающей направленности” [1].
В. В. Морковкиным было сформировано понимание термина “учебный словарь”: “учебным словарем называется лексикографическое произведение любого жанра и объема, специально предназначенное для оказания помощи в изучении языка как средства передачи своих и восприятия чужих информационных состояний” [4]. В качестве основного (конституирующего) признака данного типа словаря В. В. Морковкин выдвигает целевую установку учебного словаря, его обучающую направленность. Такое понимание учебного словаря как объекта изучения данной дисциплины свидетельствует о некоторой конкретизации содержания учебной направленности лексикографических произведений учебного типа.
С.Ю. Позднякова под учебным словарем-минимумом терминов понимает “количественно ограниченную, определенным образом отобранную и организованную совокупность учебных терминологических единиц, отвечающих целям и задачам профессионально ориентированного обучения” [6].
Определяя функциональную направленность учебного словаря, П. Н. Денисов пишет: “учебным словарем мы считаем лишь такой словарь, в котором минимальная лексическая система, составляющая его словник, в состоянии выполнить четыре функции: справочную, нормативную, систематизирующую и учебную” [2].
На наш взгляд, данные требования к содержанию справочной функции учебных словарей абсолютно обоснованы, так как реализация личностной компоненты компетентностного подхода к обучению требует учета адресата словаря.
В процессе исследования нами было отмечено, что методическая направленность учебных словарей в реализации справочной функции проявляется не только в осуществляемых им функциях, но и в принципах отбора лексических единиц, источниках отбора учебного материала и способах представления этой информации.
Важнейшим принципом отбора лексики в учебный словарь является минимизация учебного материал, в соответствии с которым лексический минимум учебного словаря должен включать “тематически наиболее существенные слова и словосочетания, покрывающие основные разговорные темы и ситуации” [5]. При отборе лексики в терминологические словари авторами чаще всего учитываются принцип частотности, принцип сочетаемости и принцип необходимости.
Оптимальным способом представления информации большинство исследователей называют представление учебного материала словаря на логико-понятийной основе, на базе строгой научной классификации понятий [2].
При разработке модели проектирования словарных произведений по философии мы исходили из их целевого назначения, а именно, соответствия познавательным запросам их потенциальных пользователей, а также учета специфики словаря как лексикографического произведения, соединяющего, определяющего, систематизирующего и упорядочивающего язык философии и специально предназначенного для оказания помощи в изучении этого языка.
В результате проведенных исследований был разработан “Учебный терминологический словарь по философии” как лексикографическое произведение, специально предназначенное для оказания помощи в изучении языка философии. Этот словарь в общей типологии словарей может быть отнесен к различным подтипам: по характеру описываемых лексических единиц – терминологический (в частности, по характеру использования – справочный; по числу представленных языков – одноязычный; по наличию и принципу толкования – полный; по тематической ориентации – отраслевой); по общей целевой установке – учебный; по разнообразию отражаемой информации – полиаспектный; по мере отражения истории рассматриваемых языковых единиц – неисторический; по характеру расположения языковых единиц – содержательно упорядоченный; по способу обнаружения информации – объяснительный, демонстрирующий; по виду речевой деятельности – активно- пассивный; по отношению к другим средствам обучения – зависимый.
На этапе отбора терминов и написания словарных статей автором были учтены следующие особенности понятийно-терминологического аппарата философии: высокая степень абстракции понятий; сложность той или иной философской дефиниции и неоднозначность их трактовок; принадлежность термина одновременно общелитературному языку и языку науки; наличие контекстуальных определений; конвенциональность терминов; многозначность терминов и понятий; наличие большого количества синонимов.
Учебная направленность словаря сформировала следующие дидактические требования к словарной статье: научность, доступность, простота структуры и содержания, последовательность.
Проверка актуальности словаря потенциальными пользователями-студентами колледжа позволила сделать следующие выводы: разработанный словарей по философии не противоречит ожиданиям потенциальных пользователей словаря.
Список литературы.
1. Бархударов, С.Г., Новиков, Л.А. Каким должен быть учебный словарь? [Текст] / С.Г. Бархударов, Л.А. Новиков // Русский язык за рубежом. – 1971. – №3. – С. 46-51.
2. Денисов, П.Н. Лексика русского языка и принципы ее описания [Текст] / П.Н. Денисов. – М.: Русский язык, 1993. – 248 с.
3. Инновационные подходы к проектированию основных образовательных программ по направлению подготовки высшего профессионального образования “Философия”: Проектные разработки [Текст] / Составление и общая редакция – проф. В.В. Миронов. – М.: Изд-во МГУ, 2007. – 166 с.
4. Морковкин, В.В. Основы теории учебной лексикографии: Дисс. … д-ра филол. наук в форме научного доклада [Текст] / В.В. Морковкин. – М: Институт русского языка им. А.С. Пушкина, 1990. – 72 с.
5. Новиков Л.А. Учебные словари, их специфика и типы [Текст] / Л.А.Новиков // Русский язык в начальной школе. – 1974. – №1. – С. 8-16.
6. Позднякова, С.Ю. Лингводидактический потенциал когнитивного подхода к определению сущности учебного словаря-минимума узкоспециальных военно-авиационных терминов [Текст] / С.Ю. Позднякова // Научный вестник Байкальского государственного университета экономики и права. – Чита: Изд-во БГУЭП, 2006. – 99с.