Экспериментальная деятельность с водой детей с ограниченными возможностями здоровья

Разделы: Коррекционная педагогика


ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

СЕНТЯБРЬ. Тема «Вода»

Цель: Выявить, уточнить знания, представления детей о воде, ее свойствах: прозрачная, без запаха, льется, водой можно заполнять любые сосуды.
Оборудование: две непрозрачные емкости (одна из них с водой), прозрачные емкости разных размеров, ложки, мерные ложки, таз, поднос, предметные картинки по теме, отрывки из мультфильмов по теме.

ОКТЯБРЬ. Тема «Вода – жидкость. Что состоит из воды»

Цель: Дать детям представление о том, что вода в обычном состоянии – жидкость, ее можно наливать из крана в разные сосуды, емкости, она входит в состав продуктов, ее можно увидеть в различных явлениях природы.
Оборудование: различные емкости с водой, продукты, содержащие воду, предметные картинки по теме, отрывки из мультфильмов по теме.

НОЯБРЬ. Тема «Тонет, не тонет»

Цель: Дать детям представления о том, что одни предметы удерживаются на поверхности воды, а другие – тонут.
Оборудование: таз с водой, предметы из пластмассы, металла, стекла, дерева, бумаги, предметные картинки по теме.

ДЕКАБРЬ. Тема «Вода не имеет вкуса и запаха»

Цель: Выявить с детьми – вода в обычном состоянии не имеет собственного вкуса и запаха, но если в нее добавить продукты, имеющие цвет и запах, то и вода изменится.
Оборудование: стаканы с водой, лимон, апельсин, ваза с вареньем, ложки.

ЯНВАРЬ. Тема «Цветные льдинки»

Цель: Показать детям как воду можно сделать любого цвета (по желанию) разными красителями, а на морозе она становится твердой, превращаясь в льдинки, с которыми можно играть в различные игры и соревнования.
Оборудование: Прозрачные емкости с водой, гуашь разного цвета, маленькие емкости для замораживания воды.

ФЕВРАЛЬ. Тема «Для чего нужна вода. Берегите воду»

Цель: Дать детям понятие о том, что вода крайне необходима для жизни и деятельности всего окружающего мира, ее необходимо беречь.
Оборудование: карта мира, предметные, сюжетные картинки из жизни животных, людей, птиц.

МАРТ. Тема «Уж тает снег, бегут ручьи»

Цель: Показать детям как твердая вода (лед, снег) видоизменяется под воздействием тепла,
приобретая текучесть. Чтение потешки «Полно, беленький снежок…» (см. Приложение 1)

Оборудование: лодочки из бумаги, сосновой коры.

АПРЕЛЬ. Тема «Что растворяется в воде».

Цель:  Дать понять детям, что вода является универсальным растворителем разных веществ, но не для всех.
Оборудование: Прозрачные сосуды с водой, соль, песок, пищевые красители, мука, растительное масло, воронки.

МАЙ. Тема «Вода испаряется».

Цель:  Показать детям как видоизменяется вода, превращаясь в пар, под воздействием высокой температуры, разъяснить, что с такими предметами могут действовать только взрослые.
Оборудование: Электрический чайник, стакан, стекло.

ИГРЫ С ВОДОЙ ЛЕТОМ

ИЮНЬ

1 неделя.

«ВОДИЧКА-ВОДИЧКА». Цель: Уточнить, закрепить знания детей о воде, ее свойствах и качествах (игры в бассейне)
«ПОЛЬЕМ ЦВЕТЫ». Цель: Продолжать уточнять, закреплять знания детей о том, как необходима вода растениям для роста и развития (полив растений, чтение потешки «От водички, от водицы…» см. Приложение 1)

2 неделя.

«ИСКУПАЕМ КУКОЛ». Цель: Уточнить, закрепить знания детей о том, как важна вода для личной гигиены (купание кукол, чтение потешки «Хлюп-хлюп ручками…» см. Приложение 1)
«ПОМОЕМ ИГРУШКИ». Цель: Закрепить с детьми необходимость следить за чистотой игрушек, доказать, что без воды это невозможно (мытье игрушек, чтение потешки «Теплою водою…» см. Приложение 1)

3 неделя.

«ЛОДОЧКА ПЛЫВИ». Цель: Закрепить, уточнить знания детей о свойствах воды (текучесть, удерживание предметов на поверхности) (чтение стихотворения «Лодочка» Г.Бойко см. Приложение 1)

«КАТАНИЕ КУКОЛ НА ЛОДОЧКАХ». Цель: Закрепить знания о том, что предметы могут двигаться по поверхности воды.

4 неделя.

«УТЯТА В ГОСТИ К РЫБКАМ». Цель: Закрепить, уточнить знания детей о жизни и деятельности рыб и уток в воде.
«В ГОСТИ К РУЧЕЙКУ». Целевая прогулка см. Приложение 2.

ИЮЛЬ

1 неделя

«ВОДЯНАЯ МЕЛЬНИЦА». Цель: Закрепить представления детей о том, что вода приводит в движение другие предметы.

«ПОЙМАЙ РЫБКУ» игра-соревнование с магнитными удочками. Цель: Закрепить знания детей о том, что все рыбки живут в воде – это их естественные условия жизни. Загадка о рыбках (см. Приложение 1).

2 неделя

«ЛЕЙСЯ,ЛЕЙСЯ, МИМО НЕ ПРОЛЕЙСЯ…». Цель: Закрепить, уточнить расширить знания детей о том, что вода текуча, ее можно переливать из одного сосуда в другой.
«КТО ЖИВЕТ В ВОДЕ?» Цель: Закрепить, уточнить, дополнить знания детей о том, что кроме рыб в воде живут животные – моржи, дельфины, черепахи.

3 неделя

«ПАРОХОД ПЛЫВЕТ». Цель: Уточнить, закрепить знания детей о водных видах транспорта, их назначении, использовании. Загадка о пароходе (см. Приложение 1)
«КУКЛЫ НА ПЛЯЖЕ». Цель: Закрепить, уточнить, расширить знания детей о пользе закаливания водой

4 неделя

«ДОЖДИК, ДОЖДИК ПУЩЕ …» Цель: Закрепить знания детей о том, насколько важен дождь для окружающего мира. Загадка, стихотворение, потешка см.Приложение 1).
«ОЗЕРО ИРТЯШ» Целевая прогулка. (См. Приложение 2 )

АВГУСТ

1 неделя

«ДОСТАНЬ ПРЕДМЕТ ИЗ ВОДЫ». Цель: Закрепить, расширить, уточнить знания детей о свойствах, качествах предметов из разных материалов.
«ФОНТАНЧИКИ». Цель: Уточнить знания детей о том, что воду можно привести в движение механическим воздействием.

2 неделя

«ПРОНЕСИ АККУРАТНО» (игра-соревнование). Цель: Уточнить, закрепить знания детей о том, что воду можно перемещать из одного места в другое в разных емкостях.
«ИСКУПАЕМ КУКОЛ». Цель: Закрепить, уточнить знания детей о том, что чистота – залог здоровья (чтение отрывка «Девочка чумазая» А.Барто, см. Приложение 1).

3 неделя

«ПОСТИРАЕМ ОДЕЖДУ ДЛЯ КУКОЛ». Цель: Закрепить, уточнить знания детей о том, как важно соблюдать личную гигиену, а без воды это сделать невозможно.
«КТО В ОЗЕРЕ ЖИВЕТ». Цель: Уточнить, расширить, закрепить знания детей о том, что в озере мирно соседствуют различные вид рыб, водоплавающие птицы.

4 неделя

«ОТ ВОДИЧКИ, ОТ ВОДИЦЫ ВСЕ УЛЫБКАМИ ИСКРИТСЯ!» Развлечение см. Приложение 2.