ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
СЕНТЯБРЬ. Тема «Вода»
Цель: Выявить, уточнить знания, представления
детей о воде, ее свойствах: прозрачная, без
запаха, льется, водой можно заполнять любые
сосуды.
Оборудование: две непрозрачные емкости (одна из
них с водой), прозрачные емкости разных размеров,
ложки, мерные ложки, таз, поднос, предметные
картинки по теме, отрывки из мультфильмов по
теме.
ОКТЯБРЬ. Тема «Вода – жидкость. Что состоит из воды»
Цель: Дать детям представление о том, что вода в
обычном состоянии – жидкость, ее можно наливать
из крана в разные сосуды, емкости, она входит в
состав продуктов, ее можно увидеть в различных
явлениях природы.
Оборудование: различные емкости с водой,
продукты, содержащие воду, предметные картинки
по теме, отрывки из мультфильмов по теме.
НОЯБРЬ. Тема «Тонет, не тонет»
Цель: Дать детям представления о том, что одни
предметы удерживаются на поверхности воды, а
другие – тонут.
Оборудование: таз с водой, предметы из
пластмассы, металла, стекла, дерева, бумаги,
предметные картинки по теме.
ДЕКАБРЬ. Тема «Вода не имеет вкуса и запаха»
Цель: Выявить с детьми – вода в обычном
состоянии не имеет собственного вкуса и запаха,
но если в нее добавить продукты, имеющие цвет и
запах, то и вода изменится.
Оборудование: стаканы с водой, лимон, апельсин,
ваза с вареньем, ложки.
ЯНВАРЬ. Тема «Цветные льдинки»
Цель: Показать детям как воду можно сделать
любого цвета (по желанию) разными красителями, а
на морозе она становится твердой, превращаясь в
льдинки, с которыми можно играть в различные игры
и соревнования.
Оборудование: Прозрачные емкости с водой, гуашь
разного цвета, маленькие емкости для
замораживания воды.
ФЕВРАЛЬ. Тема «Для чего нужна вода. Берегите воду»
Цель: Дать детям понятие о том, что вода крайне
необходима для жизни и деятельности всего
окружающего мира, ее необходимо беречь.
Оборудование: карта мира, предметные, сюжетные
картинки из жизни животных, людей, птиц.
МАРТ. Тема «Уж тает снег, бегут ручьи»
Цель: Показать детям как твердая вода (лед, снег)
видоизменяется под воздействием тепла,
приобретая текучесть. Чтение потешки «Полно,
беленький снежок…» (см. Приложение
1)
Оборудование: лодочки из бумаги, сосновой коры.
АПРЕЛЬ. Тема «Что растворяется в воде».
Цель: Дать понять детям, что вода является
универсальным растворителем разных веществ, но
не для всех.
Оборудование: Прозрачные сосуды с водой, соль,
песок, пищевые красители, мука, растительное
масло, воронки.
МАЙ. Тема «Вода испаряется».
Цель: Показать детям как видоизменяется
вода, превращаясь в пар, под воздействием высокой
температуры, разъяснить, что с такими предметами
могут действовать только взрослые.
Оборудование: Электрический чайник, стакан,
стекло.
ИГРЫ С ВОДОЙ ЛЕТОМ
ИЮНЬ
1 неделя.
«ВОДИЧКА-ВОДИЧКА». Цель: Уточнить, закрепить
знания детей о воде, ее свойствах и качествах
(игры в бассейне)
«ПОЛЬЕМ ЦВЕТЫ». Цель: Продолжать уточнять,
закреплять знания детей о том, как необходима
вода растениям для роста и развития (полив
растений, чтение потешки «От водички, от
водицы…» см. Приложение 1)
2 неделя.
«ИСКУПАЕМ КУКОЛ». Цель: Уточнить, закрепить
знания детей о том, как важна вода для личной
гигиены (купание кукол, чтение потешки «Хлюп-хлюп
ручками…» см. Приложение 1)
«ПОМОЕМ ИГРУШКИ». Цель: Закрепить с детьми
необходимость следить за чистотой игрушек,
доказать, что без воды это невозможно (мытье
игрушек, чтение потешки «Теплою водою…» см. Приложение 1)
3 неделя.
«ЛОДОЧКА ПЛЫВИ». Цель: Закрепить, уточнить знания детей о свойствах воды (текучесть, удерживание предметов на поверхности) (чтение стихотворения «Лодочка» Г.Бойко см. Приложение 1)
«КАТАНИЕ КУКОЛ НА ЛОДОЧКАХ». Цель: Закрепить знания о том, что предметы могут двигаться по поверхности воды.
4 неделя.
«УТЯТА В ГОСТИ К РЫБКАМ». Цель: Закрепить,
уточнить знания детей о жизни и деятельности рыб
и уток в воде.
«В ГОСТИ К РУЧЕЙКУ». Целевая прогулка см. Приложение 2.
ИЮЛЬ
1 неделя
«ВОДЯНАЯ МЕЛЬНИЦА». Цель: Закрепить представления детей о том, что вода приводит в движение другие предметы.
«ПОЙМАЙ РЫБКУ» игра-соревнование с магнитными удочками. Цель: Закрепить знания детей о том, что все рыбки живут в воде – это их естественные условия жизни. Загадка о рыбках (см. Приложение 1).
2 неделя
«ЛЕЙСЯ,ЛЕЙСЯ, МИМО НЕ ПРОЛЕЙСЯ…». Цель:
Закрепить, уточнить расширить знания детей о том,
что вода текуча, ее можно переливать из одного
сосуда в другой.
«КТО ЖИВЕТ В ВОДЕ?» Цель: Закрепить, уточнить,
дополнить знания детей о том, что кроме рыб в воде
живут животные – моржи, дельфины, черепахи.
3 неделя
«ПАРОХОД ПЛЫВЕТ». Цель: Уточнить, закрепить
знания детей о водных видах транспорта, их
назначении, использовании. Загадка о пароходе
(см. Приложение 1)
«КУКЛЫ НА ПЛЯЖЕ». Цель: Закрепить, уточнить,
расширить знания детей о пользе закаливания
водой
4 неделя
«ДОЖДИК, ДОЖДИК ПУЩЕ …» Цель: Закрепить знания
детей о том, насколько важен дождь для
окружающего мира. Загадка, стихотворение,
потешка см.Приложение 1).
«ОЗЕРО ИРТЯШ» Целевая прогулка. (См. Приложение
2 )
АВГУСТ
1 неделя
«ДОСТАНЬ ПРЕДМЕТ ИЗ ВОДЫ». Цель: Закрепить,
расширить, уточнить знания детей о свойствах,
качествах предметов из разных материалов.
«ФОНТАНЧИКИ». Цель: Уточнить знания детей о том,
что воду можно привести в движение механическим
воздействием.
2 неделя
«ПРОНЕСИ АККУРАТНО» (игра-соревнование). Цель:
Уточнить, закрепить знания детей о том, что воду
можно перемещать из одного места в другое в
разных емкостях.
«ИСКУПАЕМ КУКОЛ». Цель: Закрепить, уточнить
знания детей о том, что чистота – залог здоровья
(чтение отрывка «Девочка чумазая» А.Барто, см. Приложение 1).
3 неделя
«ПОСТИРАЕМ ОДЕЖДУ ДЛЯ КУКОЛ». Цель: Закрепить,
уточнить знания детей о том, как важно соблюдать
личную гигиену, а без воды это сделать
невозможно.
«КТО В ОЗЕРЕ ЖИВЕТ». Цель: Уточнить, расширить,
закрепить знания детей о том, что в озере мирно
соседствуют различные вид рыб, водоплавающие
птицы.
4 неделя
«ОТ ВОДИЧКИ, ОТ ВОДИЦЫ ВСЕ УЛЫБКАМИ ИСКРИТСЯ!» Развлечение см. Приложение 2.