Цели: обобщить знания учащихся по разным предметам; развивать интерес к интеллектуальному труду; способствовать развитию интеллектуальных способностей; воспитывать познавательные интересы; формировать положительную мотивацию к учебной деятельности.
Оборудование для игры: конверты с заданиями для команд, рисунок древа знаний на доске с названиями предметов, плакат « Звёздный след» для подведения итогов, презентация, задания для конкурсов, фишки с улыбками и ладошки из цветной бумаги с именами детей, разноцветные листья клена из бумаги.
За каждый правильный ответ команда получает фишку с улыбкой.
Структура проведения интеллектуального марафона
- Вводная часть
- Разминка
- Основная часть
- Математический конкурс
- Литературный конкурс
- Подведение итогов
Ход интеллектуального марафона
I. Вводная часть
(Слайд 1-3)
Дети входят в празднично оформленный класс и садятся по командам («Эрудиты», «Умники»).
(Звучит песня «Чему учат в школе», на экране фотографии участников)
Учитель: Ребята, посмотрите на доску. На ней необычное дерево – древо познания.
Что висит на нём? Верно, это названия предметов, которые мы изучаем. Они помогут нам ответить на вопросы интеллектуального марафона.
1 ученик:
Что, когда, откуда взялось,
Что исчезло, что пропало,
Где кончается Земля,
Начинаются моря?
2 ученик:
Кто завёл врагов в болото?
Где ночуют бегемоты?
Кто висит ногами вверх?
Кто бежит быстрее всех?
3 ученик:
Нам ответ откроет он –
Интеллектуальный марафон.
1. Разминка (Слайд 4)
Команды готовы? Эрудиты? Умники?
Эрудиты (Блицтурнир)
- Что наступает после весны? (Лето)
- Кто жених Мухи – цокотухи? (Комар)
- Сколько букв в русском алфавите? (33)
- Большая часть суши, окружённая водой. (Материк)
- Самый большой материк. (Евразия)
- Самое большое однозначное число. (9)
- Кто автор басни «Стрекоза и Муравей»? (И.А. Крылов)
- Когда был запущен первый искусственный спутник Земли? (4 октября 1957 года).
Умники (Блиц-турнир)
- Сколько звуков в слове мышь? (3)
- Когда деревья сбрасывают листья? (Осенью)
- Самое маленькое двузначное число? (10)
- Самый маленький материк на земле. ( Австралия )
- Часть суток с утра до вечера. (День)
- Когда Ю. А. Гагарин совершил первый полёт человека в космос? (12 апреля 1961 года)
- Девочка, появившаяся в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка. (Дюймовочка) - Что ест зимой медведь? (Он спит зимой)
II. Основная часть
Математический конкурс (Слайд 5)
Математика – царица наук
1 ученик:
Математика повсюду –
Глазом только поведёшь,
И примеров сразу уйму
Ты вокруг себя найдёшь.
1. Задачки из конверта (Слайд 6)
(Каждая команда получает конверт с задачами и выполняет их письменно)
Обведи правильный ответ:
- Незнайка прожил в Цветочном городе 1 неделю и 3 дня. Сколько всего дней прожил Незнайка в Цветочном городе?
10; 9; 4 - 5 одинаковых мячиков и 3 одинаковых куклы стоят столько же, сколько 4 таких же мячика и 4 такие же куклы. Что дороже: мячик или кукла?
Поровну; мячик; кукла - Брату 8 лет, а сестре 13 лет. Сколько лет будет сестре, когда брату будет 10 лет?
13; 15; 11 - 12 муравьёв решили полетать на стрекозах. На каждую стрекозу село по 3 муравья. Сколько было стрекоз?
3; 4; 12 - Пятачок отдал Вини Пуху половину своих конфет и ещё 1 конфету. После этого у него осталось 3 конфеты. Сколько конфет было у Пятачка?
6; 4; 8 - Две обезьяны нашли 8 кокосовых орехов. По пути они поссорились с крокодилом и бросили в него по ореху. Затем они помирились и несколько орехов съели. Сколько орехов съели обезьяны, если домой они принесли половину того, что у них было?
1; 2; 3
(Правильные ответы – 10, поровну, 15, 4, 8, 2.)
2. Сообразилка (Слайд 7-9)
Умники
На красной коробочке написано: «Здесь лежит золотой ключик», на синей – «Зелёная коробочка пуста», а на зелёной – «Здесь сидит змея». Тортилла сказала:
«Действительно, в одной коробочке лежит золотой ключик, в другой – змея, а третья – пуста, но все надписи неверны»
Где лежит золотой ключик?
(В зелёной коробочке)
Эрудиты
Аня, Боря, Вера и Гена всего поймали 10 рыбок, причём каждый из детей поймал разное количество рыбок. Аня поймала больше всех, а Вера – меньше всех. Кто поймал больше рыбок, мальчики или девочки?
(Поровну)
3. Гонка за лидером (Слайд 10)
Эрудиты
- У Вали 3 яблока. Она съела все, кроме 2. Сколько яблок у неё осталось?
- Если петух закукарекает, то человек проснётся. Сколько петухов должны прокукарекать, чтобы проснулись 5 человек? (1)
- На что похожа половина яблока? (На другую половину)
- Аня старше брата на три года. На сколько лет Аня будет старше брата через 5 лет? (На 3 года)
- В каком слове семь букв «я»? (Семья)
Умники
- 3 человека ждали поезда 3 часа. Сколько времени ждал каждый? (3 ч.)
- У семерых братьев по одной сестре. Сколько детей в семье? (8)
- Летели семь страусов. 1 страус присел отдохнуть. Сколько страусов полетело дальше? (Страусы не летают)
- В каком слове 100 букв «л»? (Стол)
- В теремке мышка живёт выше лягушки, но ниже зайчика. Кто живёт выше всех? (Зайчик)
4. Найди закономерность
(Слайд 11-12)
.
Литературный конкурс (Слайд 13)
Чтение – вот лучшее учение
1 ученик:
Хорошая книга – мой спутник, мой друг,
С тобой интересней бывает досуг,
Мы время отлично проводим вдвоём
И наш разговор потихоньку ведём
1. Разминка (Слайд 14)
- Прибаутка перед сказкой. (Присказка)
- Героя какой сказки все хотели съесть? (Колобка)
- В каком городе жил Незнайка? ( В Цветочном)
- Кто написал басню «Муравей и голубка»? (Л.Н. Толстой)
- Какое лекарство предпочитал Карлсон? (Варенье)
- Какое слово складывал Кай во дворце у Снежной королевы? (Вечность)
- Поклонник и воздыхатель Мальвины? (Пьеро)
- Девочка, растаявшая весной. (Снегурочка)
- На ней Емеля ездил к царю. (На печке)
- Где спрятался седьмой козлёнок? (в печке)
- Кто написал рассказ «Живая шляпа»? (Н.Н. Носов)
- Что посоветовал Муравей Стрекозе в басне И.А. Крылова? (Поплясать)
- От кого убежала посуда? (От Федоры)
- Кто придумал кота Матроскина и Чебурашку? (Э.Н. Успенский)
- Лучший в мире крокодил. (Гена)
- Сказочная скатерть. (Самобранка)
2. Угадай имя (Слайд 15)
(
На экране портреты писателей под номерами 1, 2, 3, 4)
- Александр Сергеевич Пушкин;
- Иван Андреевич Крылов;
- Лев Николаевич Толстой;
- Михаил Юрьевич Лермонтов
3. Задания из конверта (Слайд 16)
-
Закончите пословицу «Крепкую дружбу …»:
а) и топором не разрубишь.
б) водой не разольёшь.
в) всегда помнить будешь. -
Кто написал произведение «Приключения Незнайки и его друзей»?
а) Носов Н.
б) Драгунский В.
в) Голявкин В. -
Что это? Её толкут в ступе и носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот , не желая говорить; в неё прячут концы нечестные люди; иногда из неё выходят сухими.
а) Вода
б) Каша
в) Мука -
Какие цветы собирала падчерица в лесу в сказке С.Я. Маршака«Двенадцать месяцев»?
а) Фиалки
б) Подснежники
в) Ландыши -
Что значит «Работать спустя рукава»?
а) Хорошо работать.
б) Плохо работать, лениться.
в) Работать в одежде с длинными рукавами.
(Правильные ответы – а, а, а, б, б.)
4. Угадай-ка
(Угадайте автора и название произведения.)
1) Сценка из сказки В.П. Катаева «Цветик – семицветик»
Витя сидит на скамейке. Жене захотелось с ним познакомиться. Она подходит к нему.
– Мальчик, мальчик, как тебя зовут?
– Витя. А тебя?
– Женя. Давай играть в салки?
– Не могу. Я хромой.
– Как жалко! – сказала Женя, – ты мне очень понравился.
– Ты мне тоже очень понравилась. И я бы с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.
– Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! – воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик – семицветик. – Гляди!
Девочка бережно оторвала последний голубой лепесток, прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела:
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли –
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы Витя был здоров!
В ту же минуту Витя вскочил на ноги, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать.
2) Просмотр отрывков из мультфильмов (Слайд 17-18)
5. Верно? Неверно? (Слайд 19)
(Угадайте героя и название произведения)
– Где ваше платье бальное?
Где туфелька хрустальная?
– Простите, я спешила…
Меня зовут Страшила. (Золушка)
Плюшек я тебе припас!
Прилети ко мне хоть раз,
Мастер всяческих проказ,
Лучший в мире Карабас! (Карлсон)
Лечит в Африке зверей
Добрый доктор Бармалей. (Айболит)
Девочка пела в тёмном лесу:
– Бабушке я пирожки принесу!
Шапочка, – словно малина!
Девочку звали Мальвина. (Красная Шапочка)
Целый день в зелёной коже,
Целый день всё «квак» да «квак»,
Но скрывается под кожей
Всех мудрей
И всех пригожей…
Кто?
Царевна Шапокляк! (Царевна-лягушка)
(И. Гамазкова)
III. Подведение итогов
(Слайд 20)
Наш марафон подошёл к концу. Молодцы, интеллектуалы! Все задания выполнены. Больше улыбок у команды… Вы получаете право оставить свой звёздный след в истории класса. (Дети прикрепляют на плакат ладошки из цветной бумаги со своими именами.)
Давайте наградим победителей аплодисментами.
– Понравился вам наш марафон?
– Что помогло вам ответить на все вопросы?
Давайте украсим наше древо познания листьями. Жёлтый листок – очень понравилось, зелёный листок – понравилось, красный листок – не понравилось. (Ученики прикрепляют на рисунок дерева бумажные листочки клёна.)
– Каких листиков больше?
Спасибо!
Источники:
- [Электронный ресурс] . URL: images.yandex.ru/yandsearch?text=герои%20мультфильмов%20анимация&nl=1&stype=image (дата обращения: 07.06.2012)
- Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.2 кл. – М.: Просвещение, 2000.
- Русаков В.Н. Математические олимпиады младших школьников. – М., Просвещение, 1999.
- Тихомирова Л.Ф, Упражнения на каждый день.: логика для младших школьников. – Ярославль, 2000.
- Большая книга о природе: стихи, рассказы, загадки, приметы, пословицы. – М.. Дрофа-Плюс. 2006.
- Ефремушкина О.А. Школьные олимпиады для начальных классов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
- Агафонова И.Н.Учимся думать. – Спб.: МиМ – Экспресс, 1996.
- Аверьянова И.В. Праздник знаний. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Авт.-сост.: Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Внеклассные мероприятия.2 класс. – М.: ВАКО, 2005.
- Дик Н.Ф. Развивающие игры на уроках и переменках в 1 – 2 классах: необычные игровые приключения для младших школьников. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
- Картинки [Электронный ресурс] . URL: images.yandex.ru/yandsearch?text=картинки =1&stype=image (дата обращения: 10.06.2012)
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов-на-Дону: Университет Ростова-на-Дону, 1983.