Внеклассное мероприятие "Три шага в прошлое"

Разделы: Внеклассная работа


Цели и задачи: 

  • формирование патриотических чувств учащихся на основе исторических событий прошлого России;
  • рсширение знаний подрастающего поколения об истории своей малой Родины;
  • воспитание чувства гордости за нашу Родину.

Форма мероприятия: час общения.

Оборудование:

  • Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор.
  • Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Word.
  • Лента времени

Для групп:

  • конверты с фрагментами иллюстраций:
    • призвания варягов;
    • ледового побоища;
    • Минина и Пожарского
    • портрета Петра I;
    • Отечественной войны 1812 года;
  • жетоны;
  • призы;
  • символические «следы» и большой конверт
  • тексты со словами песни «Россия».

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

I. Введение

«Знать и познавать историю своей страны нужно каждому самому простому человеку…Знания о том, как жил и боролся со всякими бедами, чему радовался наш народ, помогают лучше осмыслить и понять, оценить нашу современную жизнь». 

Н.М. Карамзин

– Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить?

– В мире всегда что-то меняется.… Проходят эпохи, разрушаются цивилизации. Великие памятники превращаются в прах. Но у человечества есть защита от духовного вымирания – это память о людях, которые жили и творили в, то или иное время. Память! Откуда у нее такая способность, такая власть удерживать до малейших подробностей события минувшего? У времени есть своя память – история. Римский философ Цицерон сказал: история — свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины. Знаем ли мы историю своей Родины? И да, и нет. Да – потому что многое читали, видели, слышали. Нет – потому что история нашей страны это увлекательнейшие и бесконечные путешествия в прошлое.

II. Сегодня мы попробуем сделать «Три шага в прошлое». (1 слайд Презентации)

– Для дальнейшей работы прошу сформировать группы (на входе, каждый ученик получает квадратик определенного цвета). Те, у кого квадратики розового цвета, – первая группа, зеленого – вторая группа, желтого – 3 группа, голубого – четвертая группа, а сиреневого – пятая.…

 – Первый шаг, который мы сделаем – это шаг в историю России (2 слайд). Перед вами лежат фрагменты иллюстраций,  вам необходимо собрать их части и постараться назвать события, которые на них изображены.

Собирают пазлы.

– Итак, изображения собраны. Подумайте и назовите исторические события, которые нашли в них отражение. (3 слайд, ответы 4-8 слайды)

1 группа, назовите историческое событие, которое изображено  (группа отвечает). На вашей иллюстрации изображен 867 год – это год образования древнерусского государства. С этой даты берет начало история нашей страны. (1150 лет).
1242 год – Ледовое побоище на Чудском озере. Новгородский князь Александр Невский, возглавил русское войско, вошел в историю как талантливый полководец, при котором угроза независимости Руси была ликвидирована. (770 лет)
1612г. – окончание Смутного времени. Наша страна была освобождена от иноземных захватчиков под  руководством князя Дмитрия Пожарского и земского старосты Кузьмы Минина. (400 лет)
1672 г. – родился российский император Петр I (340 лет)
1812 г. – эта дата связана с победой в Отечественной войне (200 лет)

–  Как вы думаете, что объединяет эти события? (Юбилейные, знаменательные, памятные)
– Все правильно!
–  Как много знаменательных, юбилейных дат выпадает на 2012 год, поэтому, этот  год был объявлен президентом России Дм. Анатольевичем  Медведевым Годом российской истории «Наше государство, страна существуют более 11 веков, это государство было разным, очень разным, менялись формы правления, политические режимы, стратегические цели его развития, образ жизни. Наша история была очень бурной и драматичной. Мы можем многое понять, изучая ее. Российским граждан было бы полезно возвращаться к своим корням, восстанавливать родословные семьи и изучать историю родных городов и сел»

III. – Скажите, в  какой области мы с вами живем?

Появляется 9 слайд – герб Челябинска.

– Герб какого города вы сейчас видите? (г. Челябинска).
– В 2011 году Челябинск – столица южного Урала, отметил свой юбилей! Сколько лет исполнилось городу? (275 лет). 
– Мы с вами, южноуральцы, совершим еще один шаг в прошлое (11 слайд).
– Ребята, как вы думаете, откуда мы берем свои знания по истории? (Из книжек, учебников, археологических раскопок, рассказов очевидцев и т.д.)
– А еще можно найти исторические факты в  песнях. Сейчас мы посмотрим ролик, в котором будет звучать песня о Челябинске. Постарайтесь услышать, о каких исторических фактах поется в этой песне.

Просмотр ролика (Приложение 1)

(Отвечают – Миасс, крепость, Танкоград)

– Да, Челябинску как одному из крупнейших городов России отведено особое место в отечественной истории (12 слайд):

  • в 1736 г. была создана Челябинская крепость;
  • в 1743 г. в Челябинск была перенесена канцелярия Исетской провинции (13 слайд)
  • в 1892 г. в Челябинск пришел первый поезд,;
  • В период первых советских пятилеток Челябинск превратился в один из крупнейших в стране промышленных центров;
  • Важнейшую роль сыграл Челябинск во время Великой Отечественной войны как тыловой город. Его называли Танкоград.
  • в 1976 г. Челябинск стал восьмым городом в СССР с населением в 1 миллион человек. (14 слайд)

(15 слайд) С Челябинском связана жизнь и деятельность замечательных людей классика чешской литературы Ярослава  Гашека; знаменитых российских поэтов и писателей Михаила Д. Львова, и Людмилы К. Татьяничевой; гордости отечественного спорта Лидии П. Скобликовой, именем которой названа «Уральская молния»; народного артиста РФ Л.Л. Оболенского.

IV. – Ребята, о каких памятниках природы вы услышали в песне? Чем гордятся южноуральцы?  (Таганай,  Аркаим, Ильмены)
А чем можем гордиться мы, жители Верхнего Уфалея? (Отвечают)
– Сколько лет нашему городу? (250 лет)
Мы сделаем  3 шаг – шаг в историческое прошлое Верхнего Уфалея (16 слайд). Итак, вас  ждут вопросы викторины, в ходе которой мы выявим лучшего игрока! (17 слайд).

Дальше показ слайдов с викториной.

– Посчитайте ваши жетоны. В нашей викторине лучшим знатоком оказался….
– К сожалению, на все вопросы викторины вы не смогли ответить, поэтому, я советую вам познакомиться с историей нашего города.

V. Итог

Как сложна, увлекательна, многообразна история, которую делают люди, и каждый
оставляет свой след в ней, но чтобы этот след был значимым в истории, над собой нужно  работать уже сейчас!
– Вы, наверное, уже задумывались над тем, для чего живете. Давайте, помечтаем! Совсем скоро вы закончите школу. Какой  след в истории школы хотели бы вы оставить?
– Перед каждым из вас лежит символический след. Напишите на нем, что хотели бы вы оставить после себя в истории школы. Ваши «следы» мы  положим в этот большой конверт, а на выпускном вы его откроете.
– Что нужно делать, чтобы оставить свой след? (хорошо учиться, уважать других людей, гордиться историей, любить Родину)
– Все верно, ведь вам, дорогие ребята, строить новую Россию, приумножать её славу и богатство, и от того, какой будет история каждого из вас, будет зависеть история нашей страны, имя которой Россия! (30 слайд)
– Перед вами слова песни о России. Я предлагаю ее спеть вместе. Первая фраза звучит в фонограмме, а мы ее повторяем. Это будет напоминать эхо. Попрошу встать. (Приложение 2, Приложение 3)
– Дорогие друзья, подошла к концу наша встреча. Я надеюсь, что вы сегодня не только пополнили сваи знания, но и захотели узнать еще больше о  родной стране. Нельзя понять современную жизнь, нельзя создать будущее, не зная прошлого, не зная нашей истории.
– Прежде, чем мы расстанемся, я попрошу отразить свое настроение на символической ленте времени, поставив зарубку. Каждый период, соответствует настроению.
– Я вижу, что вам понравилась наш классный час и хочу пожелать вам всего доброго и светлого. Учитесь верить, надеяться на лучшее, смотреть в будущее с оптимизмом и тогда у вас все получится!
– Спасибо, ребята! Мне было приятно с вами работать.