Цель урока: формировать представление о родственных словах; познакомить с образованием слов при помощи приставки и суффикса.
Задачи урока:
- Образовательные:
- организовать наблюдение над приставками и суффиксами;
- создать условия для учебной деятельности, в ходе которой учащиеся научатся находить родственные слова и образовывать их при помощи приставок и суффиксов.
- Развивающие:
- создать условия для развития познавательной активности детей, умения рассуждать, делать выводы;
- способствовать развитию орфографической зоркости, каллиграфических навыков;
- развивать умение работать в паре и в группе;
- развивать внимание, наблюдательность.
- Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
- воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
Планируемые результаты:
- Личностные результаты учащихся:
- осознавать смысл образования родственных слов и уметь образовывать их при помощи приставок и суффиксов;
- понимать отличие родственных слов от формы слова;
- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками на уроке.
- Метапредметные результаты:
- Регулятивные:
- оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами своих одноклассников.
- Познавательные:
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
- осуществлять поиск информации для выполнения учебного задания;
- самостоятельное создание алгоритма образования родственных слов;
- Коммуникативные:
- внимательно слушать друг друга;
- уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
- Регулятивные:
- Предметные результаты:
- воспроизведение своими словами правила; выполнение действий по алгоритму;
- знать образование родственных слов и формы слова;
- уметь правильно их образовывать.
Оборудование: проектор, компьютер, экран, презентация, учебник, карточки с заданиями, карточки со словами, «Дневник достижений».
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты |
I. Организационный момент Цель: организация направленного внимания на начало урока |
1) Приветствие, настрой на урок в
стихотворной форме. Громко прозвенел звонок, 2) Кинезиологические упражнения |
– Слушаем, запоминаем Ни минуты не теряем. Дети выполняют упражнения «Лезгинка» и «Горизонтальные восьмерки» |
Личностные результаты: самоопределение к учебной деятельности |
II. Актуализация знаний Цель: мотивировать учащихся на изучение темы. 1. Минутка чистописания |
– Запишите сегодняшнюю дату. – С чего мы обычно начинаем урок? – А прежде, чем приступить к работе, что должны сделать? – Какую цель вы можете поставить на данном этапе работы? – Сформулируйте, что необходимо для достижения вашей цели. – Зачем вам нужно заниматься такой работой? яЯяЯяЯяЯяЯяЯяЯяЯяЯя – Оцените свою работу по шкале «Правильность» |
– С минутки чистописания – Поставить перед собой цель – Написать буквы, близкие к эталону – Необходима правильная посадка, правильное положение тетради и ручки. – Для того, чтобы уметь правильно писать ширину, высоту букв и расстояние между ними. Дети прописывают строчку. |
Предметные результаты: понимать задание, как его надо выполнить; самим предлагать задания. Метапредметные результаты: Коммуникативные: уметь выражать свои мысли, слушать ответы своих одноклассников и сравнивать со своими ответами. Регулятивные: оценивать ход и результат выполнения задания. |
2. Словарно-орфографическая работа | – Внимательно посмотрите на слова,
назовите лишнее слово. • Чашка – По какому основанию определили? – Что знаете об этом слове? – Зачем вам нужна такая работа? – Запишите слово. Выделите орфограммы. – Какое задание можете предложить? – Выберите задание, которое предстоит сейчас выполнить. (Если дети выбирают задание «подобрать однокоренные слова», то оно выполняется письменно. Если выбирают другое, то оно выполняется устно и переходят к выполнению письменного задания.) – Подберите и запишите в столбик однокоренные слова. – Как вы считаете, правильно ли были подобраны слова? Докажите. – Справились ли вы с выбранным заданием? |
Учащиеся анализируют, рассуждают,
доказывают. – Корова – Первое основание – по количеству слогов: – их 3. – Второе основание – по грамматическому признаку – одушевленное существительное. – Это словарное слово. Значит, будет словарная работа. Предположения детей – Составить предложение.
– Правильно. У них один корень – коров- и одинаковое лексическое значение. |
|
Физминутка Цель: Дать возможность детям отдохнуть, переключиться на другой вид работы |
|||
III. Целеполагание Цель: учить ставить перед собой цель, чтобы достичь определенного результата |
– Определите тему сегодняшнего урока. –
Какую цель вы поставите перед собой на уроке? |
– Родственные (однокоренные) слова. Учитель уточняет тему урока, если она сформулирована неточно. Высказывания детей |
Метапредметные результаты: анализировать учебную ситуацию и ставить задачу урока, высказывать свои мнения, слушать ответы других |
IV. Первичное восприятие и
усвоение нового теоретического материала Цель: учить детей самостоятельно формулировать правило и образовывать родственные слова. |
– При помощи чего образованы родственные словарные слова? | – При помощи суффиксов: -к- -ушк- -ёнк- |
Метапредметные результаты Регулятивные: оценивать ход и результат выполнения задания Познавательные: понять, как при помощи приставок и суффиксов образуются новые родственные слова; уметь осознанно строить речевое высказывание в устной форме; коллективное составление родственных слов; сформулировать правило об образовании родственных слов. Коммуникативные: уметь выслушать чужое мнение, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Предметные результаты: запомнить, при помощи чего образуются родственные слова; уметь работать по алгоритму. |
– Сделайте вывод. | – Родственные слова, могут образовываться путем добавления суффикса. | ||
– Приведите свои примеры. | |||
– Как вы думаете, есть ли другой способ образования слов? | Предположения детей. | ||
– Что для этого нужно? | – Провести исследование и выяснить. | ||
Работа в парах. – На столах у вас лежат карточки с частями слов. |
Вы – Пере – ХОД От – Вы – |
||
Алгоритм выполнения работы:
|
|||
Проверка. | Выход, переход, отход. Вылет, перелет, отлет. |
||
– Какой вывод сделали? | – Родственные слова образуются не только при помощи суффиксов, но и при помощи приставок. | ||
– Оцените свою работу в парах. Достигли ли поставленной цели? | – Поработали хорошо, дружно, так как сумели доказать, что при помощи приставок тоже образуются новые родственные слова. | ||
Физминутка для глаз Цель: дать возможность отдохнуть глазам |
|||
V. Применение полученных
теоретических знаний при выполнении заданий и
решения учебных задач Цель: обобщить полученные знания учащихся при выполнении учебного задания; проконтролировать умения обучающихся использовать полученные знания и умения. |
– Работа по учебнику. Упр. 89, стр 42
|
Метапредметные результаты: самоопределяются в УД Личностные результаты: осознают смысл изучения родственных слов и успешного использования приставок и суффиксов для образования новых родственных слов. |
|
– Зачем вы будете выполнять это задание? | – Чтобы проверить, научились ли мы образовывать родственные слова. | ||
– Отметьте слова для записи. Как будете их записывать? | лес – лесок звон – звонок мост – мосток цвет – цветок |
||
– Проверка. | звон – перезвон, позвонит цвет – зацветет |
||
– Удалось ли вам справиться с заданием. – Какие трудности возникли? – Подумайте, можно ли от данных слов образовать родственные слова при помощи приставки? |
|||
IV. Обобщение усвоенного
материала. Цель: закрепить изученный материал; сделать вывод о полученных знаниях. |
– В заключение урока вам предстоит ответить на вопрос: для чего служит каждая часть слова? | Приставка – служит для образования
новых слов. Суффикс – служит для образования новых слов Корень – общая часть родственных слов. Окончание – служит для связи слов в предложении. |
Метапредметные результаты: сформированный способ деятельности. Личностные результаты: самоопределение к деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
Работа в группах. – Составить кластер из данных слов. |
|||
V. Рефлексия деятельности Цель: сформировать личную ответственность за результаты своего труда |
– Какую цель ставили перед собой на
уроке? – Удалось ли достичь поставленной цели? – Какие задания вы выполняли с удовольствием? – А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности? – Как вы думаете, кто хорошо работал на уроке? – Оцените результаты своего труда. – Откройте «Дневники достижений» и оцените свое настроение, активность и достижение поставленной цели. |
Личностные результаты: самооценка личного вклада в общий результат деятельности. Метапредметные результаты: Регулятивные: оценивать результат выполнения своей работы и работы одноклассников. |
|
VI. Домашнее задание Цель: объяснить выполнения домашнего задания |
– Запишите домашнее задание: упр. 17,
стр.11 – Прочитайте задание про себя. Что не понятно? |